История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение и изложение государство кангюй и усунов целесообразно начинать с изучения роли сакских племен в истории в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи».

Содержание

1. Введение

2. Особенная часть
2.1. Государство кангюй и усунов.

2.2. Казахские ханы

2.2.1. Керей хан и Жанибек хан
2.2.2. Касым хан
2.2.3. Есим хан
2.2.4. Жангир хан
2.2.5. Тауке хан
2.2.6. Абылай хан

3. Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по истории Каз-на.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерства  Образований и Науки Республики Казахстан 

 

Восточный техническо-гуманитарный колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательная  контрольная работа по дисциплине

 «История  Казахстана» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент: 12 СЭЗ учебной группы, 1 курса

Токтажанова К.Т.

 

Проверила преподаватель:

Икамбаева Г.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Усть-Каменогорск, 2013г.

 

План  работы

 

 

1. Введение

 

2. Особенная  часть

2.1. Государство кангюй и усунов.

 

2.2. Казахские  ханы 

 

2.2.1. Керей хан  и Жанибек хан

2.2.2. Касым хан

2.2.3. Есим хан

2.2.4. Жангир хан

2.2.5. Тауке хан

2.2.6.  Абылай  хан 

 

3. Заключение 

 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение и  изложение государство кангюй и  усунов целесообразно начинать с  изучения роли сакских племен в истории  в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи».  

В сочинениях же греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Это название вошло в историю как синоним  кочевников. Письменные источники делят  саков на:

- саков-тиграхауда (носящих остроконечные шапки);  
- саков-хаомоварга (изготавливающих напиток хаома);  
- саков-парадарайя (заречные саки);  
- саков-аримаспы («стерегущие золото грифов»)

Саки известны в истории как племена воинственные. Так, Геродот и другие авторы пишут  о войнах персов и саков, о победе саков над ахаменидским царем Киром. Саки в составе персидской армии Дария I, которому удалось их подчинить, воевали в Египте, Греции и отличались в битвах при Фермопилах. Одна из ярких страниц истории саков связана с приостановлением продвижения великого завоевателя Александра Македонского на Восток. Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Шу, Или в предгорной зоне Киргизского, Заилийского и Джунгарского Алатау, в горных долинах Кегена и Нарынкола. Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее Алма-Аты. Сакская культурная общность прослеживается в погребальных сооружениях и обрядах, типах керамических изделий, предметах быта, искусстве, идеологии, вооружении, конском снаряжении и т. д. В целом, сакский или сако-скифский «звериный стиль», сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Сакские племена  вели преимущественно скотоводческое хозяйство и находились в стадии перехода к кочевому образу жизни (эпоха  ранних кочевников). В языковом отношении  они идентифицируются как восточно-иранские племена. Одновременно в письменных источниках этого времени содержится упоминание некоторых племен, предположительно локализуемых на территории Казахстана. К ним, в частности, относятся тура, даха, сака, сакатиграхауда, массагетов, савроматов, дериватов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов и др.

Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. дон. э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (куньбаг—князь над князьями). В китайских источниках оно называлось «Усунь-го» (Усуньское государство). Основная их территория располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Шу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней — Чигучен («Город красной долины») находилась на берегу Иссык-Куля. Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточноиранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Название «Уйсун» носит одно из крупных казахских племен. Археологические данные, письменные источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Одним из крупных  образований на территории Казахстана, оставившим заметный след в истории, является государство Кангюй. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках 2 в. до н. э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. Сложным остается вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, они были тюркоязычными. Другие же полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине 1 тыс. н. э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой антропологический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе. Вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа. Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение — Кангюй. Оно играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

Становление и  развитие собственно казахской государственности в исторической литературе принято связывать с эпохой Казахского ханства. Однако его ханы в сложных отношениях с правителями соседних государств и народов собирали воедино казахские этнические группы и их земли, уже давно подготовленные к единой государственности многовековым этнополическим и хозяйственно-культурным развитием населения Казахстана.  
            Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов – владений Чингизидов в Дешт-и Кипчаке и Средней Азии (Мавераннахре); конечный – образованием собственно казахского государства, Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни населения региона в это время шла через обособления на его территории нескольких государств – Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, а также государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира, роль которого заключалась в том, что при его расколе обитатели степей, с тех пор названные казахами, отделились от остальной части народа. 
  Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения и консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Письменные источники содержат достоверные сведения о крупном позднее средневековом государстве — Казахском ханстве, игравшем заметную роль в регионе Центральной Азии, в системе государств евразийских народов. С середины XV в. и до начала XVII в. Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличавшимся большей или меньшей степенью стабильности. Оно пережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалось на отдельные ханства (в территориальных пределах жузов). Территория ханства неоднократно меняла свои очертания под влиянием главным образом внешнеполитических событий, но почти всегда в пределах расселения казахского этноса — от Иртыша и Каратала до Сырдарьии Урала (Яика), от Алтая и Тянь-Шаня до Каспия и Арала.

 

2. Особенная  часть 

 

2.1. Государство кангюй и усунов.

ХI веке до н.э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй - этнокультурных преемников саков.

Государство Конгюй.

   На запад  от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи  и центральном  Казахстане обитали  многочисленные  племена  кангаров.  Китайцы  называли   эти   земли “страной Кангюй”.  Этот  этноним  известен  давно.  Уже  в  священной  книге зороастризма “Авесте” есть упоминание о  расположении  в  степях  Казахстана крепости Кангха, также говорят о народе “канха” живущих к северу от  арийцев вместе с саками и тохарами.  Следовательно,  уже  в  III  в.  до  н.э.  этот этноним

существовал.

Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в  среднем  течении  реки Сырдарьи, в районе  Кангхи.  Во  главе этого государства стоял род Уын, происходивший из восточно-сакского народа соэтжай.

Источники скупо освещают историю кангюев.    В “Повествовании о западном крае” в “Истории  старшего  дома  Хань” о кангюе говорится, что поселение  составляет  120000  семейств,  600000  душ,  стрелкового войска 120000 человек.

По косвенным  данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или  “ябгу”. Кроме  того, в государственный аппарат входили  заместитель царя и три советника.

Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные наместники.

Столица – г. Битяль, находился в среднем течении  Сырдарьи.

  В  первые  века  н.э.  кангары  подчинили  себе  алаиские  племена  северно-западного Приаралья. В средней Азии кангарскому правителю  подчинились  пять «малых владений» – Сусе, Юсни, Ги, Юстянь.

Сложным является вопрос об этническом характере населения  Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили  кангюйцы.  По  мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были  тюркоязычным  народом.  Другие  исследователи считают, что кангюйцы принадлежали  к  кругу  североиранских  скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс.  н.э.  под  влиянием  переселения  на Сырдарью тюрские племена стали менять свой этнический облик и язык. 

Б.А.Литвинский  считает,  что  кангюйцы  были  потомками  ирано-язычных   саков. Название кангюй, по его мнению, можно истолковать  как  название  одного  из сакских племен “люди в кожаных одеждах” (или доспехах).

Археологические  исследования   позволяют   установить   внешний   облик кангюйцев: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом.  Волосы зачесаны вверх, у висков  убраны  назад  за  уши.  Глаза  ромбовидные,  носы крупные,  с  небольшой  горбинкой,  энергичные  подбородки,   свисающие   до подбородка усы и бородка.

На воинах, на кафтанах одеты защитные доспехи, из нашитых  пластинчатых, полуовальных  либо  чешуйчатых  пластин,  на  головах  округлые  шлемы,  шеи покрыты бронированными воротниками, облегающие штаны.

Оружие  представлены длинными копьями с ланцетовидными  наконечникам; длинные двух лезвийные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранными  наконечниками, длинный трех частный колчан с широким отделением для лука и двумя  узкими  –  для  стрел.

Овальный щит  обит пластинами. Бронированные всадники сидят  на  незащищенных доспехами конях. Гривы коней подстрижены.

Основным  занятием  кангаров  было  полукочевое  скотоводство.   Китайцы называют Кангюй “кочевным владением”.

На  развитие  земледелия  указывают  находки  зерен  злаковых,   наличие зерновых ям, солома в обмазке  пола  и  сырцовом  кирпиче.  Обработка  почвы производилась каменными мотыгами. Ирригация в первые века  нашей  эры  имела ограниченные размеры, обычно  сводилась  к  использованию  воды  при  помощи простейших приемов.

Кангюйцы умели  выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Из кости изготавливались  накладки  для  луков,  ручки  ножей,  булавки, застёжки.    Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Бусы делали их граната, сердолика, бирюза, разноцветного стекла.

В жизни кангюйцев большую роль  играла охота. Найдены кости косули, тау-теке, архара, сайгака. Охотились  на  водоплавающую  птицу  –  уток,  гусей, пеликанов. Было развито рыболовство. Рыбу били гарпунами, ловили рыбными снастями.    Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.

Археологические памятники, в районах,  где когда-то  господствовали  кангюйцы,  археологи  выявили большую группу  памятников  и  отнесли  их  к  археологическим  культурам  –

каунгинской и  отрарско-каратауской. Первая была распространена   Таушсенском оазисе, вторая - в районах среднего течения Сырдарьи  и  предгорьях  Каратау до Таласа.

Захоронение  у  кангюйцев   совершались   в   катакомбах   с   дромосом, перпендикулярным их длинной оси. В могилах находились парные  или  единичные захоронения по одному, два или более сосудов, бусы, железные пряжки.

Таким образом, на рубеже н.э. и в первой половине I тыс.   н.э.  на  югеКазахстана существовала и развивалась крупное и могущественное  государство объединившее кангай, которое играло важную роль в истории востока.

 

Государство усунов. 
             В конце I тыс. до н. э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских источников как “Cтрана Усунь“. Усуни обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под на-тиском племен юэгжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений от хуннов – в семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хунну, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племён семире-чья, Восточного Китая и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи хунну, и начали сближаться с Китаем. 
             В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. 
             Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо (куль-бек) – “великий правитель”, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительской власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшихся князьями. Помощники военно - начальников носили титул дарту. Также были чиновники, ведавшие делами ставки куль-бека, сборов налогов, исполнением законов и т.п. 
            Столица усуней Чигучен (город красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. 
            Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Кроме того, у усуней была 30 тыс. конница, отборная дружина усуньских правителей и 10 тыс. подчинявшихся им лучников. Этническая принадлежность усуней ещё до конца невыяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по тюрски. 
              Хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо-земледельческим. Они разводили различные виды животных – лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. Преобладали в стаде овцы и лошади. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Лошади были разных пород. 
В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Огородно-бакчевые культуры выращивались на небольших участках площадью до 150 м., снабженных оросительными системами. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усульские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. 
                По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему. Усуни разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшение на одежду. 
                 В большом количестве изготавливали посуду, которую, видимо, глины женщины, а мужчины вырезали из берёзы столики, блюда, кубки, черпаки для кумыса. 
                 Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот. Об этом свидетельствуют и археологические источники. 
                 Археологические памятники на территории семиречья раскопали десятки курганов усуней. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Обычно они представляют собой цепочку курганов, вытянутых по течению рек. 
                 Большинство курганов имеют диаметр 6-20 м. и высоту 0,5-1,5 м.; состоят из земляных, каменных либо каменно-земляных насыпей. Встречаются также курганы диаметром 50-80 м. и высотой 8-12 м. В могилах таких курганов археологи находят большое число украшений из золота, бронзовые зер-кала, деревянные шкатулки. 
                 Ранняя группа могильников относится к III-II вв. до н.э. Это могильники Капчагай III, Утеген III, Кзыл-Эспе, Кзыл-Ауз III, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка “цепочками” с севера на юг по 5-6 курганов в каждой. 
                 Средний период I в. до н.э. – I в. н.э. – могильники Утеген I, II, Тай-гак I, Карлак I, Алтын – Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установленно, что в это время усульские могильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трех курганов. Поздний период – II-III вв. – могильники Капчагай II, Чупак-Джидж I-II, Гур-Кара II, Калкан IV. Все курганы расположены бессистемно, “цепочек ” нет. Могилы грунтовые с подбоем, без деревянных перекрытий.

Информация о работе История казахстана