Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Изучение и изложение государство кангюй и усунов целесообразно начинать с изучения роли сакских племен в истории в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи».
1. Введение
2. Особенная часть
2.1. Государство кангюй и усунов.
2.2. Казахские ханы
2.2.1. Керей хан и Жанибек хан
2.2.2. Касым хан
2.2.3. Есим хан
2.2.4. Жангир хан
2.2.5. Тауке хан
2.2.6. Абылай хан
3. Заключение
Список литературы
Как и его отец Есим-хан, Жангир тоже был обеспокоен джунгарской угрозой. Опасения усилились после прихода к власти Батура-хунтайджи (1635—1654), который создал сильное централизованное государство в Джунгарии.
В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть.
В одном из сражений с джунгарами в 1635 году Жангир попал в плен. После его освобождения казахским ополчением он вернулся на родину, однако пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его авторитет среди политических соперников и населения.
Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Он имел дружеские отношения с владетелем Самарканда Жалантосом Бахадуром (1576—1656). Их союз явился ответной реакцией на создание Эрдэни-Батуром коалиции для наступления на Семиречье.
Когда Эрдэни-Батур в 1643 году захватил некоторые земли в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня, Жангир с ополчением в 600 человек решил встретить войско противника, несмотря на его значительное превосходство (джунгаров было 50000). Для битвы Жангир выбрал горное место недалеко от реки Ор. Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А. И. Левшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Основные силы казахов ударили с тыла и джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантос бахадура.
Однако военные столкновения все же происходили, успехи были переменными. Некоторое время джунгары даже контролировали восточную часть Семиречья. В 1652 году, в ходе похода хошоутского Очирту-Цецен-хана в казахские улусы, Жангир был убит его сыном Галдамой. В знак признания заслуг его похоронили в городе Туркестане, возле мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави; позже над его могилой был воздвигнут мавзолей, который до наших дней не сохранился.
2.2.5. Тауке хан
Тауке хан (годы правления 1680-1715) - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.
Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.
Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.
Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Более того, он установил места проведения советов. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране.
Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус.
Реформы Тауке-хана коснулись и правовой системы. Свод законов под названием "Жетi Жаргы" (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Куль-Тобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов. К сожалению, этот юридический документ не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные его фрагменты представлены в книге известного исследователя А. Левшина, который записал его из уст казахов.
В 1697 г. верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабтан и с этого момента в казахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период. Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах. Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение с Россией. Но полностью осуществить свои планы Тауке хан не успел. Он умер в 1718 г.
После его смерти
междоусобные распри в Казахском
ханстве вспыхнули с еще
Тем не менее, в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.
2.2.6. Абылай хан
Настоящее имя его - Абулмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший вполне законченное централизованное государственное устройство Казахскому ханству (документ: "Есимханнын ескi жолы", т. е. "Древняя тропа хана Есима"), в четвертом - Жангир-хан, "Салкам", прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Аблаем звался дед Абульмансура, известный как жестокий единоборец. В свою очередь, от Аблайхана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма.
Если искать более отдаленных предков Аблай-хана, то его генеалогию можно возвести к младшему сыну Джучи (Жоши) - Тока-Темиру. Без такой родословной, т. е. не будучи чингизидом, он не мог бы быть верховным ханом всех казахов (даже Тимур не называл себя ханом).
Годы жизни Аблай-хана 1711-1781. В детстве оказался сиротой, отмечен факт, что он под именем "Сабалак" в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 г. пас верблюдов Толе-бия. Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров. После сокрушительного поражения последних от Китая в 1757 г. Аблай не преминул воспользоваться ситуацией и, собственно говоря, добил джунгаров. Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1757 г., куда он поехал лично с сыном Абульмамбета Абульфаизом и вступил в подданство китайского императора как "вассальный князь", фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Аблай считал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства - такова была позиция Аблая.
Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство.
Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Аблая похоронили в святыне казахского народа - мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.
Заключение
Из числа прототюркских союзов в политической истории Казахстана существенную роль сыграли усуни и кангюй. Усуни, по китайским источникам исконные жители северных районов Восточного Туркестана, затем Семиречья и Ферганы, считались одним из значительных этнополитических объединений после гуннов. Их этническая история тесно связана с кочевыми племенами Центральной Азии времен саков. Они во 2 в. до н.э. вошли в державу, созданную под эгидой гуннов. Впоследствии, вступив в союзнические отношения с Китаем, они стали причиной гибели державы.
Хотя название Кангха (кангюй) известно с древнейших времен (середина 2 тыс. до н.э.), более или менее достоверные сведения появляются во 2 в. до н.э. В это время китайский путешественник Чжан Цянь говорил о зависимости земель Кангюя от юечжей и гуннов. После раскола гуннской державы кангюй поддерживают северо-гуннского шаньюя Чжи-Чжи (Шоже) в борьбе с усунями, союзником которых выступал Китай. В 1 в. н.э. Кангюй становится сильным государством на территории от Восточного Туркестана до Приаралья.
Основным видом хозяйства усуней и кангюй было кочевое скотоводство. В составе стада были все виды домашних животных: овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, осел. Особенно было развито у названных племен коневодство. Богатые кочевники владели 4-5 тысячами лошадей. Усуньский гуньмо в качестве калыма за китайскую принцессу посылал по тысяче голов лошадей.
Усуни и кангюй знали оседлость и земледелие. Следы оросительных систем были открыты на усуньских землях на склонах джуигарского Алатау, Илийской, Чуйской и Таласской долинах. При раскопках поселений этого периода были найдены каменные зернотерки, мотыги, зерна, просо и ячмень. О наличии огородничества и бахчеводства у усуней сообщается в письменных китайских источниках.
На территории, занимаемой государством Кангюй (Хорезм, Приаралье, Ташкентский оазис), господствовало орошаемое земледелие. Уже в 1 в. н.э. по рекам Сырдарья, Чирчик строились магистральные каналы. На всех раскопанных поселениях и городских центрах Кангюя были обнаружены остатки зерновых, косточки бахчевых и фруктовых культур.
Таким образом, общим правилом для вышеназванных государств можно считать господство кочевого скотоводства как основного вида хозяйственной деятельности и наличие небольших очагов оседлости и земледелия.
В рамках государства кочевое и оседлое население было гармонично объединено.
Наряду со скотоводством и земледелием, у усуней и кангюй были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.
С середины XV в. до начала XVII века Казахское ханство было единым политическим образованием. Территория ханства меняла свои очертания в пределах расселения казахского этноса. В XVII в. в жузах стали избирать своих ханов. В годы становления Казахского ханства, а также в последующие десятилетия его правители вели постоянную с переменным успехом борьбу за сырдарьинские оазисы и города с шейбанидам
Список литературы
1. Абдакимов А История Казахстана - Алматы: ТОО "издательский дом "Казахстан", 2003 г.
2. Артыкбаев Ж.О. История
3. Асфендиаорв С. История
4. Кан Г.В. История Казахстана - Алматы: Аркаим, 2002 г.
5. Кузембайулы А. История