История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Тема нашей работы довольно актуальна, и таковой будет всегда, так как миропонимание каждого поколения индивидуально, и к изучению истории каждое из них подходит со своими методами и принципами.
Цели нашей работы: понять научность истории и выявить ее роль в развитии общества.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи: изучить функции исторического познания, принципы и методы изучения истории, проследить этапы развития исторической науки. А для всего этого изучить научные исторические труды различных авторов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Предмет и функции исторического познания……………………………6
3. Принципы, методы и источники изучения истории……………………..9
4. Этапы развития исторической науки……………………………………14
5. Периодизация мировой истории…………………………………………16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Беляева.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Предмет и функции исторического познания……………………………6
  3. Принципы, методы и источники изучения истории……………………..9
  4. Этапы развития исторической науки……………………………………14
  5. Периодизация мировой истории…………………………………………16
  6. Заключение………………………………………………………………..17
  7. Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди всегда интересовались своим прошлым, задавались вопросом о важности этих знаний. Поэтому  история всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес.

Но что же такое история и зачем она  нужна человеку? Дать ответы на эти  вопросы крайне важно в наше время, век космических скоростей и  фантастических научных достижений. Можно сказать, что история –  это наука о прошлом. Но это  довольно узкое определение. Можно добавить, что история – это наука об истоках современности. Но и это не дает полного представления о данном термине. Научное познание окружающего – важный компонент взаимодействия человека с миром. История – это колоссальный массив социокультурного опыта человечества, накопленный многими поколениями и передающийся по наследству от поколения к поколению.

Каждый из нас  имеет отношение к истории, ведь это мы, частички одного большого человечества, создаем ее и влияем на ход ее развития. С каждым новым поколением меняются взгляды на окружающую действительность, и каждое новое поколение видит историю предшественников по-своему, подгоняя ее под свое мировоззрение и создавая те или иные теории ее развития. Поэтому, история – это развивающийся массив социального опыта.

Научное же определение  термину «история» звучит следующим  образом. История – наука о  прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях  развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Можно сказать, что история возникла с появлением человечества, но как наука она  получила свое развитие сравнительно недавно, 2500 лет назад. Именно тогда  возникает такое понятие как  историк-логограф – автор первых исторических сочинений. И таким был древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу «История». Поэтому он и считается основоположником этой науки.

Наука история  – это важнейшая общественная наука, гуманитарная дисциплина, изучение которой является главной составляющей в интеллектуальном развитии личности и выработке способности к творческому мышлению. Также, история – это коллективная память народа, потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Убить память народа – значит убить сам народ, превратить его в раба. Следовательно, изучение истории своего народа и сохранение этой памяти дает человеку возможность не превратиться в безликую случайность нашего мира.

Тема нашей  работы довольно актуальна, и таковой будет всегда, так как миропонимание каждого поколения индивидуально, и к изучению истории каждое из них подходит со своими методами и принципами.

Цели нашей работы: понять научность истории и выявить ее роль в развитии общества.

Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи: изучить функции исторического познания, принципы и методы изучения истории, проследить этапы развития исторической науки. А для всего этого изучить научные исторические труды различных авторов.

При написании  данной работы мы пользовались разнообразной литературой.

Во-первых, это  книга Л.И. Семенниковой «Россия  в мировом сообществе цивилизаций». В нем приведена объективная  оценка концепций и методов изучения истории, предмета исторического познания.

Во-вторых, это «История России» под ред. А.А. Радугина. Данная книга помогла в изучении сущности исторического познания.

В-третьих, это  «Всемирная история» под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой. В этом труде представлены этапы развития исторической науки  и варианты периодизации мировой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и функции исторического познания

Историческое  познание – форма отражения исторической действительности.

Бытуют разные, часто полярные оценки одних и  тех же событий, периодов истории. Проблема истинности исторического знания всегда волновала ученых, приводила к различным дискуссиям. Вот основные позиции, высказываемые в ходе дискуссий.

  1.     Историческое познание произвольно и лишено всякой научности.

Историк творит историю совершенно субъективно. Он не воспроизводит факты прошлого, а создает их, исходя из собственных идеи и представлений. При таком подходе объективность исключается. История изображается как художественное творчество. И такой подход оказывается бесплодным, и он скорее отражает кризис традиционных, сложившихся еще в XIX веке, методов исследования.

  1. Часть историков полагает, что достаточно ограничиться критикой исторических документов, отделить в них истину ото лжи, и тем самым извлечь правду истории. Но при таком подходе историк полностью зависит от исторических свидетельств, не внедряя свою активную мысль. В следствие чего возникает множество вопросов, на которые данный метод не может дать ответ.
  2. Обоснованным представляется лишь утверждение, что изучение истории – это серьезное аналитическое занятие. Задача историка – проникнуть глубже лежащих на поверхности фактов, воссоздать историческую картину, адекватную прошлой реальности, вскрыть законы развития обществ и дать эти знания современному человеку.

Предмет истории  в том виде, как мы изучаем его  сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Предметом исторического  познания является вся совокупность общества на протяжении всего исторического процесса.

История выполняет  несколько социально-значимых функций:

Первая функция —  познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического  пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция —  практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция —  мировоззренческая. История создает  документально точные повести о  выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим  развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая  функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы, методы, теории и источники изучения истории

Процесс становления  исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии  истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно  разделить на две группы: общенаучные  и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод:  суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод: подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.);

– хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в  исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.  

Исторические источники  являются основой любого исторического  исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление  источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

Существует  множество определений понятия  «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Информация о работе История как наука