История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

История — это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.
Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем.

Содержание

Введение. Понятие истории. История как прошлое и как наука………3
Трудности исторического познания……………………………………..6
Образовательные и воспитательные функции исторической науки…10
Отечественная и мировая историография. Специальные исторические дисциплины. Источники по отечественной истории…………………11
История России – неотъемлемая часть мировой истории…………….20
Периодизация. Современное понимание основных этапов отечественной истории………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по отечесвенной истории.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

В мировой исторической науке подлинным уважением пользуются имена многих российских ученых. Среди них М.Я. Гефтер (философия истории), Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин (история Древней Руси); Ю.Г. Алексеев, А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников (история Московской Руси); Е.В. Анисимов (история Российской империи); П.В. Волобуев, Б.В. Ананьич, В.И. Старцев (история России конца XIX—XX в.) и многие другие. При всем различии подходов к частным проблемам всех их отличают концептуальность мышления, глубокий анализ всего комплекса имеющихся материалов, объемный взгляд на поставленную проблему.

Научная работа историка невозможна без источниковедческих знаний. Источниковедение — дисциплина, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников.

Под историческими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Среди основных групп источников можно выделить вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Основным центром хранения источников являются архивы. Роль первых архивов в Древней Руси выполняли монастырские книгохранилища, финансовые учреждения князей. Позднее документы также постепенно накапливались в местных учреждениях (при приказных избах воевод), в архивах центральных органов власти, у отдельных государственных деятелей и в личном архиве государя. При Петре I был установлен порядок передачи дел в архивы, введена должность архивариуса. В 1724 г. был создан первый исторический архив в России — Московский архив коллегии иностранных дел (для хранения документов, утративших практическое значение). В последующие десятилетия и в XIX в. появилось множество ведомственных (при отдельных министерствах и ведомствах), частных и общественных архивов. Всего к 1917 г. в России насчитывалось свыше 120 тыс. правительственных и частных архивов, но отсутствовало их единое управление.

В 1918г. начала формироваться единая система  государственных и ведомственных архивов, во главе которой стояло Главное архивное управление. Но на деле ведомственные архивы при наркомате (министерстве) иностранных дел и ряде других ведомств сохраняли особое положение. Партийные архивы, созданные в столицах союзных, автономных республик и во всех областных центрах, замыкались на Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В отсутствие закона об архивах не было четких правил порядка выдачи документов исследователям для научной работы. Множество архивных материалов переводилось на секретное хранение.

Лишь  после 1991 г. началась огромная, хотя далеко не всегда последовательная работа по формированию единой системы государственных архивохранилищ, передаче документальных материалов из партийных и ведомственных в государственные архивы и их рассекречиванию. В 1993 г. был принят Закон об архивах, установивший единые правила хранения документов, порядка выдачи их исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежащую оглашению, не могут выдаваться исследователям, как правило, до истечения 30 или 50 лет. Документы личного характера обычно находятся на секретном хранении в течение 75 лет. До истечения срока такие документы выдаются лишь родственникам.

Письменные  источники, в свою очередь, можно  разделить на документы официальные, частных лиц (письма, записные книжки, дневники), мемуары, опубликованные и неопубликованные исследования. Нередко работа с источником начинается с установления его авторства, времени и места его возникновения. Такая работа, называемая атрибуцией, основывается на документах, стилистической и графической экспертизе, физических и химических исследованиях. Например, в альманахе «Минувшие дни» за 1927 г. был опубликован якобы подлинный «Дневник А.А. Вырубовой», фрейлины и ближайшей подруги императрицы Александры Федоровны, состоявший из 25 тетрадей. Он вызвал сенсацию, но очень скоро выяснилось, что это подделка. К сожалению, в 1970-х гг. некоторые писатели (в частности, B.C. Пикуль) использовали эту фальшивку в своих произведениях.

Но даже в  случае установления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает позицию отдельного человека, группы людей, определенной политической, экономической, бюрократической структуры. Поэтому он не застрахован от приписок, ложных данных, призванных кого-то опорочить, ввести в заблуждение. Например, в конце 1924 г., когда наркомат финансов предложил урезать смету ОГПУ, все отделы центрального аппарата ОГПУ по указанию Ф.Э. Дзержинского подготовили записки, смысл которых сводился к доказательству, что финансирование деятельности чекистов крайне недостаточно и новое сокращение бюджета приведет к гибельным последствиям для советской власти в целом. Поэтому, работая с документами, исследователь обязан ответить на несколько вопросов: кто готовил этот документ? для кого он его готовил? с какой целью? насколько эти сведения соответствуют всему кругу источников?

Таким образом, работа историка во многом сродни труду  следователя, пытающегося установить истину. Отсюда столь ценны частные источники: дневники, записные книжки, письма. Каждый из них, конечно, субъективен, но, сравнив записи разных людей, проанализировав по определенной методике тысячи писем одного периода, ученый может понять подлинное настроение разных слоев общества в те или иные моменты российской истории.

V. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Чтобы оценить  место России в мировом цивилизационном процессе, необходимо проследить тот исторический путь, который прошло государство Российское.

Традиционный  отсчет русской государственности  ведется с 862 г., когда новгородские славяне призвали на княжение скандинавских  варягов. С образования в IX веке Киевской Руси, объединившей под свое начало восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому времени торговом пути "из варяг в греки", пролегавшем через земли восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в конце X века к появлению обширного древнерусского государства, достаточно могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира. После крещения Руси, проведенного в 988 году киевским князем Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию.

В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья, складывается феодальный строй. В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Основной принцип организации франко-германских племен составила община как добровольное объединение полностью самостоятельных общинников, индивидуально владеющих определенным земельным участком. В новых европейских феодальных государствах таким образом возникли отношения земельной собственности, основанные в значительной степени на частном владении землей. Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории, да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

Отличия были и  в форме феодального населения. Если в Западной Европе возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и "вертикальном" принципе перехода власти (от отца к старшему сыну, так называемый майорат), на Руси сохранилась общинная собственность на землю, а в феодальном наследовании и передаче власти - "горизонтальный" принцип (от старшего брата к следующему по старшинству).

Последнее обстоятельство в немалой степени способствовало дроблению русского государства  и княжеской междоусобице, развернувшейся в XII-XIII вв. Такая подвижность власти дополнялась подвижностью населения, которое постоянно мигрировало, опасаясь междоусобных войн и набегов степных кочевников. Таким образом, существенное своеобразие русской цивилизации состояло в ее подвижности, экстенсивном характере, стремлении к расширению занимаемого пространства, в противовес западноевропейской, строившейся за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченной территории.

Значительным  своеобразием отличалось становление древнерусской духовной культуры. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с христианско-православной культурой Византии. В отличие от стран Западной Европы, а также западнославянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный католический вариант христианства с латинской письменностью, на Руси, а также в Болгарии и Сербии распространилась славянская письменность, славяноязычная литература и богослужение. Различие западноевропейской и восточноевропейской культур усугубилось после раскола между католической и православной ветвью христианства в 1054 году, на заре становления русского государства. Попытка объединения римско-католической и византийско-православной церкви в 1439 году не встретила поддержки русской православной церкви в связи с изменившимися к тому времени обстоятельствами.

Существенную  роль в обособлении русского государства  сыграло монголо-татарское иго. В 1237-1241 гг. русские земли подверглись  удару со стороны Монгольской  империи - центрально-азиатского государства, завоевавшего в середине XIII в. огромные территории от Тихого океана до Центральной Европы. На период с XIII по XV в. русское государство оказалось в зависимости от Золотой Орды, западного монгольского улуса. Последствием нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение многих городов и их жителей. Южные и западные русские земли были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной части и Новгородской земле. В результате прекратила существование единая древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности.

К концу XV века Северо-восточные и Северо-западные русские земли объединяются в  централизованное государство с  центром в Москве. Этот период хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде стран Западной Европы. Но в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе XIV-XV вв. - время роста городов, ослабление личной зависимости крестьян. На Руси идет в это время усиление закрепощения крестьян, города не играли заметной роли. В целом период с середины XIII до конца XVI вв. можно характеризовать как складывание русского феодализма в виде самодержавно-государственно-крепостнического строя. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жёсткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. XVI-XVII вв. в Европе - это время Ренессанса и Реформации, становление буржуазных отношений и буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Пало повсеместное политическое и идеологическое господство католической церкви. Протестантская индивидуалистическая трудовая этика стимулировала дух свободного предпринимательства - основную движущую силу капитализма.

В Москве же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение  к старине в виде благочинной  модели " Домостроя". Жёсткое централизованное самодержавие и сохранение общинного  землевладения сближало русскую  цивилизацию с восточной.

Отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Попыткой преодолеть отставание, сблизиться с Западной Европой явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.

Главным результатом  эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение национальных государств, возникших в результате распада обще католического единства. Россия же, наоборот ,становилась многонациональной империей, использующей православную религию в качестве государственной.

Явления разложения крепостнической системы начали проявляться во второй половине XVIII столетия, а к середине XIX века вступили в период глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству. На этом фоне отставание крепостнической России, только в 50-х гг. XIX столетия начавшей промышленный переворот, все более прогрессировало.

Важную прогрессивную  роль сыграли реформы 60-70-х гг. XIX века. Результатом их явился масштабный переход к индустриальному обществу. В 90-е годы завершился промышленный переворот, сформировался социальный слой наемных рабочих. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км в 1894 г.) ускорила торговый обмен. Россия с привлечением иностранного капитала, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта все активнее включалась в мировую экономическую систему. Однако сохранение помещичьего землевладения, остатков феодализма и его главного атрибута - царского самодержавия приводили к диспропорции политического и экономического развития, которые до крайности обострились в начале XX века. Одновременно нарастала база для социальных конфликтов в рамках капитализма, усиливалось национально-освободительное движение в империи.

Первая четверть XX века знаменовалась тремя революциями  в России, приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма,а также  и капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной  воли были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения социальных противоречий.

После 70 лет  социалистического развития Советский  Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.

Что сближает Россию с Западной Европой ? Можно выделить несколько факторов:

 1.Географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями связывающих западноевропейские страны и Россию. К сожалению, морские водные пути открылись для России лишь в XVIII веке. В период бурного развития мореплавания, великих географических открытий XVI - XVII вв. Русское государство было лишено выхода к западным морям.

Информация о работе История как наука