История науки и техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Краткое описание

В настоящее время во все сферы деятельности людей проникает формализация ресурсов, операционный подход, что приводит к существенному расширению понятия технология. Современная технология оказывает все большее влияние не только на материалы, но и на энергию, информацию, окружающую среду, политику, связана социальными и моральными проблемами, причем многие связи двусторонние. Например, политика, идеология в свою очередь влияют на технологию. Сейчас, как и на заре своего возникновения, но на новом уровне этот термин проникает во все области деятельности человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
I. Техника…………………………………………………………………………………5
1.1 Понятие техники……………………………………………………….……….5
1.2 Понятие технического объекта………………………………………………..6
1.3 Техника в исторической ретроспективе……………………………….……...7
1.4 Типология техники…………………………………………………….……….8
1.5 Границы техники……………………………………………………….……..10
1.6 Социальные функции техники……………………………………….…...….11
1.7 Природа и техника…………………………………………………………....12
1.8 Тенденции развития современной техники…………………………….…...13
II. Технология и ее связь с техникой…………………………………………….…..14
2.1 Определения технологии……………………………………………….…….14
2.2 Эволюция понятий “технология” и “техника” ………………………..……16
2.3 Виды технологии……………………..………………………………………16
2.4 Статус технологии…………………………………………………..…….…..19
2.5 Метаморфозы технологии……………………………………………………20
2.6 Взаимосвязь технологии с другими науками………………………….……21
2.7 Диалектика взаимосвязи техники и технологии………………………..…..22
2.8 Современные технологии…………………………………………………….22
Последствия технологии и ее будущее…………………………….……………23
Заключение…………………………………………………………………….…….….24
Литература………………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

история науки и техники.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Система функций техники образуется в результате наложения данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупного средства любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует системе прямой функции, но проявление обратной функции носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие), а так называемый “матричный”. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Воздействие техники на отдельного индивида – это непосредственное физическое воздействие, приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и овладения социальными деятельностями, смоделированными в технических образованиях.

1.7 Природа  и техника

Главное в технической  деятельности – это производить. Цель, а вместе с ней и техническая  аппаратура являются для сознания первостепенными: напротив, то, что дано природой, отступает  во мрак. Природа, которую видит перед собой человек в своей технической деятельности, - это то механическое и познанное исследованием невидимое (например, электричество), которым можно оперировать в неизменных рамках механической среды.

Тот, кто не постиг этого  знания и ограничивается только его практическим применением, включая электричество, разъезжая в электрических поездах, совершает примитивные действия без малейшего представления о том, что, в сущности, происходит. То есть люди могут, не вступая в какое-либо отношение с природой, обслуживать непонятную им технику, тогда как в прежние времена для управления техникой необходимы были сноровка, умение и физическая ловкость.

Современная техника  требует надлежащей близости к природе. Ряд технических аппаратов –  от пишущей машинки до автомобиля – требует особой физической ловкости. Но это почти всегда односторонняя и ограниченная в своем применении ловкость и физическая выносливость, а не результат физической тренировки. Для того чтобы пользоваться технической аппаратурой, необходимо знание.

Техника может либо полностью  отдалить человека от природы, оттеснив ее бессмысленным использованием технических  достижений, либо приблизить его к  познанной природе невидимого. Техника  открывает перед человеком новый  мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе.

  1. Красота технических изделий. Транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм.
  2. Техника дает огромное расширение реального видения. Благодаря ей в малом и великом становится зримым то, что скрыто от непосредственного восприятия человека. Микроскоп и телескоп не существуют в природе, но они открывают совершенно новый мир природы.
  3. Складывается новое мироощущение. Пространственное ощущение человека с появлением современных средств связи и сообщений расширилось до предела всей планеты.

В техническом мире для  человека существуют новые возможности, специфическое удовольствие от достижений техники, расширение благодаря технике  знаний о мире. Новая близость к природе требует от человека, помимо умения и способности, силы своего созерцания создавать в этой чуждой природе сфере из целого, которого непосредственно нет, некое безусловное присутствие.

1.8 Тенденции  развития современной техники

Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.

Развитие функций техники  – это развитие функций человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять  функции, которых нет у человека, то это будет уже не техника.

Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый – это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автоматизированного производства.

Автоматизированное производство существует пока скорее гипотетически, и каким должно быть автоматическое производство – это вторая и наиболее сложная сторона развития современной  техники.

Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:

    • тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек-природа;
    • усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники;
  • качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

 

 

 

 

 

 

 

II. Технология  и ее связь с техникой

2.1 Определения  технологии

Довольно широко термин технология трактуется в Большой  Советской Энциклопедии: “Технология  … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки  сырья, материалов, полуфабрикатов или  изделий, осуществляемых в различных  отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …” Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: “Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства”.

Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную).

В политехническом словаре  научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е. до производственных операций. А  это значит, что субъективная сторона  технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду “совокупность методов … изготовления … продукции”, “способы воздействия на сырье … соответствующими орудиями производства” или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.

Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в конечном итоге, к метафизике, техницизму.

При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники  и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного  в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.

 

2.2 Эволюция  понятий “технология” и “техника” 

Понятие “технология” впервые  появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим – 1777 г. В отечественную  научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского “Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых” . С публикацией первого тома книги В. И. Севергина “Начертание технологии минерального царства” (1821 г), выпуска первого номера сборника “Технологический журнал” (1840 г) и учебника П. А. Ильенкова “Курс химической технологии” (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как “искусство”, “инженерное искусство”, “ремесло”.

Россия в XVIII в. еще  не располагала промышленностью  как таковой. Процесс получения  товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие “ремесло” заменяют сначала “делом”, затем “искусством” и только в химии “технологией”.

Тогда термина техника  еще не было, его заменяли “орудия” и “принадлежности”. Точного времени проникновения в Россию термина “техника” не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин “техника”, по сути, заменял нынешнее понятие “технология”. Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е – 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в  самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание  термина как самостоятельного понятия  – явление вполне обоснованные. Термин же “техника” не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий  “техника” и “технология” можно  установить особенности, характеризующие  их сущность. Одна из них – объединение  объективного и субъективного в  приведенных понятиях, вторая –  диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

  • при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;
  • для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;
  • субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;
  • содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

Периоды развития понятий “техника” и “технология” Выделяют шесть характерных периодов развития понятий “техника” и “технология”.

  1. (начало XIX в. – третья четверть XIX в.)

Проникновение термина  “технология” в специальную литературу и его закрепление в химии  и химических производствах.

  1. (третья четверть XIX в. – конец XIX в.)

Распространение термина  “техника” и его толкование как  совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

  1. (конец XIX в. – первая четверть XX в.)

Господство термина  “техника” и толкование его как  мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

  1. (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина “технология”, его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

  1. (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение  терминов “техника” и “технология” при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: “…наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…” .

Информация о работе История науки и техники