История первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение человека от обезьяны. Исследования Джейн Гудел (она изучала шимпанзе в нескольких национальных парках). Питание: мясо (охота), фрукты. Живут группами по 30-80 особей. Различно поведение самцов и самок. У самца может быть несколько самок. Самцы борются за власть. Шимпанзе используют различные орудия.
В условиях эксперимента высшие обезьяны способны на большее, чем в условиях живой природы.
Переход к более сложным формам поведения обусловлен необходимостью выживания в меняющихся условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Певобыт.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

40 тыс. лет назад Homo sapiens пришли в Европу, вытесняя неандертальцев (неясно, куда они исчезли: если это разные виды, то скрещиваться они не могли, значит неандертальцы вымерли. Если это один вид, то они ассимилировались).

Палеогенетика утверждает, что родина sapiens – Африка.

Теория африканской Евы. Исследовали ДНК, передаваемые только по женской линии. Сделан вывод о том, что люди произошли от одной группы людей, большой или маленькой. Собрали генетический материал у разных людей и определили, что все произошли от небольшой группы людей в Африке.

50 тыс. лет назад sapiens появились в Австралии, 40 тыс. лет назад в Европе. Поселиться на Севере (относительно Африки) им помогло наличие культуры.

 

  1. Индустрия верхнего палеолита. Основные культурные достижения верхнего палеолита (прагматическая сторона культуры).

 

Индустрия. Орудия. Изменилась форма  нуклеуса (болванки, от которой откалывают куски, из которых делают инструмент).От нуклеуса откалывают пластины и из них получают инструмент, например, скребло. Для откалывания куска камня используют клин, по которому ударяют другим камнем, т.е. появился посредник.

Были распространены орудия из кости. Изобретена копьеметалка.

Развивается мамонтовая архитектура. Жилищ такого типа найдено много, они различны по размеру.

 

  1. Духовная культура верхнего палеолита.

 

В этот период появляется искусство, происходят изменения в погребальном обряде (к человеку стали класть погребальный инвентарь).

Искусство верхнего палеолита было открыто во 2-й пол. 19 в. Э. Ларте.

Марселино Саутуола обнаружил пещеру Альтамира. Его дочь случайно увидела на потолке изображения. Он сделал доклад, но никто не поверил. Ученые опровергли открытие. Подтвердилось открытие, когда подобные рисунки стали находить и в других местах.

Статуэтки верхнего палеолита. Из кости  сделаны изображения женщин. Лица не проработаны, голова наклонена вперед, бедра широкие, обозначена грудь, руки едва заметны (идеал палеолитической женщины). Статуэтки находили в поселениях, часто они были повреждены, значит они выполняли определенную роль и выбрасывались.

Настенное искусство.

Изображение обычно находятся в  глубине пещер. Они выполнены  краской и для их создания явно нужно несколько человек. Изображаются животные, они не образуют сюжетных композиций. Все изображения узнаваемы, но их объединяет то, что у зверей всегда мощное тело и тонкие маленькие ноги и голова – идеал животного. Поверхность для изображения не имеет границ, поэтому изображения повернуты по-разному и друг от друга не зависят. На предшествующие изображения внимания не обращали, один рисунок наезжает на другой. Значит, изображение выполняло свою функцию, после которой оно уже было не нужно. Встречаются изображения человеческих рук (обведенные руки). Часто руки с увечьями.

Наскальная живопись концентрируется  в районе Пиреней (Франция, Испания) и в Каповой пещере (Урал).

Происхождение верхнепалеолитического искусства. Шаги к его появлению:

  1. период Ашеля (стремление делать что-то приятное для глаза)
  2. погребальный обряд
  3. появление искусства как следствие накопления образов

 

Формы возникновения искусства.

Гипотезы:

  1. Натурального макета. Человеку проще сделать объемное изображение. Сначала он делает макет (например, натянутая на глиняный макет шкура медведя – изображение медведя). Затем рельеф, потом уже рисунок.
  2. Теория макарон. Сначала появилось графичное восприятие: нарисованные рукой волнистые линии, потом уже появился рельеф, объемное изображение появилось последним.
  3. Теория руки. Закрашенные контуры рук как цветовые пятна. Сначала появилось представление о цветовом пятне.

 

  1. Основные формы первобытной религии по данным этнографии.

 

Формы религиозных представлений:

  1. анимизм (во всем есть душа)
  2. фетишизм (душа есть в неодушевленных предметах)
  3. тотемизм (предком человека было какое-либо животное)
  4. магия (человек с помощью магических действий способен влиять на мир)
  5. шаманизм (один человек из группы уполномочен общаться с другим миром)

Мир поделен на зоны: реальный мир  и сакральный (духи, души).

Представления о магии.

Действия, влияющие на сакральный мир  направлены на:

- благополучную охоту (изображение  убитого животного)

- воспроизводство животных (животных  изображали, чтобы они не исчезли)

На сакральный мир воздействуют с помощью изображения.

Все эти формы представлений зафиксированы этнографически (у живых народов). Неизвестно, когда они возникли в прошлом.

 

  1. Климатические изменения начала Голоцена. Их влияние на характер хозяйства.

 

В эпоху голоцена наступило глобальное потепление. Изменяется ландшафт: ледники отходят, освобождается территория на севере, и человек двигается на север. Климат становится влажнее и теплее. Мамонтовая фауна вымирает (остается только Северный олень). Эпоха крупных животных заканчивается.

Реакция человека на изменение климата (2 типа стратегий):

- стратегия отложенного потребления (откладывание пищи на какое-то время, например, собрали злаки и отложили про запас)

- потребление низкоранговых ресурсов (начали охотиться на мелких животных; люди едят все съедобное, занялись собирательством и рыболовством)

 

  1. Европейский мезолит.

 

Мезолит – средний каменный век. С этого времени человечество развивается неравномерно на разных территориях. На Дальнем Востоке мезолит начался в 13 тыс. до н.э., в Западной Европе в 10-11 тыс. до н.э.

Глобальное потепление влияет на хозяйство.

Появляются новые изобретения. Лук  и стрелы, предметы, связанные  с рыболовством. Появились первые лодки. Одомашнена собака (это первое одомашненное животное). Она охраняла жилище, использовалась при перевозке  и при охоте.

Индустрия.

Микролиты (маленькие камни) и составные орудия. Микролиты использовались для составления составных орудий в качестве зубцов. Орудия делались из кости или дерева с пазами, в которые потом вставляли микролиты.

Искусство и духовная культура.

Появились отдельные захоронения черепов. Культ головы?

Изменения в искусстве: появился сюжет и  ложная перспектива, символы.

Пещера  Мас де Азель открыта французским археологом Э. Пьеттом в 1887 году. В ней найдены скопления из галек, на которые нанесены точки, схематичные рисунки.

Изменилось  реалистичное изображение животных и людей. На территории Испании обнаружены росписи, относящиеся к Мезолиту. Расположены они в доступных местах. Главную роль в изображениях играет человек. Изображения сюжетны. Самый распространенные сюжеты – сцена охоты или добыча меда диких пчел.

 

  1. Докерамический неолит Ближнего Востока.

 

Неолит  – новый каменный век. Выделяется по каменной индустрии (шлифованные  орудия). В неолите появилась керамика. Начался переход к производящему  хозяйству.

Докерамический неолит – эпоха производящего хозяйства без керамики.

Этапы:

  1. протонеолит (мезолит) 12 – 8,5 тыс. до н.э.
  2. докерамический неолит 8,5-  6 тыс. лет до н.э. «А» и «Б»
  3. керамический неолит до 5 тыс. до н.э.
  4. энеолит

 

Протонеолит.

Натурфийская  культура

Употребляются низкоранговые ресурсы. Постепенно входят в употребление злаки. Как именно произошел переход  к производящему хозяйству, неизвестно.

Иерихон –  это натурфийская деревня, состоящая из крупных построек. 8, 5 тыс. лет назад там было организовано новое поселение. Оно было больше по размеру, люди стали заниматься производящим хозяйством. Появилась монументальная архитектура: город обнесен мощной каменной стеной с башней, внутри которой была лестница. Были общественные зернохранилища и ров. В период Иерхона появилось производящее хозяйство и общественная архитектура. Так структура общества изменилась, усложнилась.

В докерамическом неолите «Б» произошли изменения: перестроены укрепления, размер поселения  увеличен, дома стали больше, сформировался  новый погребальный обряд.

Найдены погребения без черепов (черепа захоронены отдельно). Черепа обмазывали глиной, т.е. делали скульптурный портрет.

Появились храмовые постройки. Внутри них иногда были скульптуры человека в полный рост. Такие обнаружены в Иерихоне и в Айн- Гхасаль.

В связи с переходом к производящему  хозяйству произошел пересмотр  духовных основ. Повысилось внимание к  аграрным культам. Считалось, что умершие, уходя в тот мир, в землю, могут  влиять на плодородие. Появился культ, связанный с черепами.

Через какое-то время пропали все  эти сложности. Поселки стали  маленькими, погребения обычными…Но! .. появилась керамика.

Происходит деэволюция в области  социальных отношений.

Территория Анатолии (ю-в Грузия). Памятник Чатал-Хуюк (сер. 7 – 6 тыс. до н.э.). Поселение здесь построено из кирпичей. Улиц и площадей нет: жилища примыкают друг к другу стенками. Всё сообщение шло через крышу (сотовая организация). Это самое большое поселение эпохи неолита. Внутри построек росписи (схематичные рисунки – цветные треугольники, сюжетные – охота, пейзажи – горы и сам Чатал-Хуюк). Нет изображений собирательства и земледелия. Изображение грифов, поедающих людей.

В погребениях найден обсидиан, его  нет поблизости, значит его обменивали на другие товары, откуда-то привозили.

В 6 тыс. исчез и поселок и сложная  организация общества.

 

  1. Центры Вавилова. Проблема перехода к производящей экономике.

 

Центры Вавилова – регионы, самостоятельно перешедшие к производящему хозяйству.

  1. Средиземноморский
  2. Юго-западно азиатский
  3. Южно-азиатский
  4. Восточноазиатский
  5. Эфиопский
  6. Центральноамериканский
  7. Андийский

Проблема перехода к производящей экономике.

В разных регионах переход к производящему  хозяйству происходит самостоятельно. В 8,5 – 5 тыс. до н.э. формируется домашнее хозяйство.

Западно-азиатский центр первый перешел к одомашниванию.

Производящее хозяйство – это  реакция на изменение климата.

Проблема: преимущества производящего  хозяйства не очевидны. Охотник трудится в несколько раз меньше земледельца, у земледельца меньше белковой пищи, хуже психологическая атмосфера (всегда в напряжении думает об урожае и жена требует шубу!), больше болезней (они передаются от домашних животных). Почему же переход произошел? Производящее хозяйство позволяет увеличить коллектив (добычи от охоты на всех не хватит). Земледельческая культура ведет себя агрессивно по отношению к другим обществам.

 

  1. Энеолит в Месопотамии. Становление государства в Месопотамии.

 

На рубеже 4 – 3 тыс. начинается формирование цивилизации.

Этапы:

  1. Убейд
  2. Урук
  3. Джемдет-Наср

Месопотамия делится на нижнюю и верхнюю. Верхняя Месопотамия – возвышенная территория, обладает устойчивыми природными ресурсами. В Нижней Месопотамии очень жаркий климат, нет лесов, проблемы с камнем. Много полезных ископаемых, но проблемы с другими ресурсами. Поэтому она почти не заселена.

 

  1. В начале 5 тыс. до н.э сформировалась культура Убейд. Распространилась навигация: строят каналы (против наводнений). Развиваются поселения, которые позже превратятся в Шумерские города.

Селение Эль-Убейд. Структура поселения  иерархическая. Рядом с поселением огромное кладбище. Храмовый центр. Храмы постоянно строились на одном и том же месте из сырцового кирпича. Это непрочный материал и через каждые 15 лет храм приходилось перестраивать. Под ним образовывалась платформа из сырца. Эта культура стала наступать на окружающие земли соседей. Заложены основы для последующего развития.

  1. Этап Урук. Новое население. Сюда пришли шумеры. Три группы населения:
    1. шумеры
    1. аккадцы
    2. убейд (у них был т.н. «банановый язык»)Изменился инвентарь. Теперь сосуды изготавливают на гончарном круге, следовательно появились ремесленники. Зарождается металлургия. Продолжается храмовое строительство. Строят более крупные храмы с пилястрами. Появляются мозаики из глиняных гвоздей. Гвозди вколачивают в глиняную стенку, а на их шляпках либо вылеплен узор, либо они просто окрашены в яркий цвет.

В период Урук появились профессиональные группы.

Появилась письменность: клинопись  на глиняных табличках. Это хозяйственые записи. Письменность обслуживает храмовое хозяйство (учет материальных ценностей).

Происхождение письменности. Этапы:

Фиксация чего-либо при помощи счетных  фишек. Фишки складывали в глиняные «конверты». Для учета количества фишек в конвертах оставляли  оттиски на стенках сосудов, затем  появилась письменность.

Появление цилиндрических печатей.

Появились группы, личная собственность  и излишки производства.

  1. Джемдет-Наср. Все новации сохраняются, но появились города. «городская революция» (термин В.-Г. Чайлда) – один из основных признаков перехода от первобытного общества к цивилизации. Первые города: иерихонская структура поселения (постройки, различные по значимости). Был центр с храмом. Появилась внешняя иерархия: город - > городки -> деревни

Информация о работе История первобытного общества