История первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение человека от обезьяны. Исследования Джейн Гудел (она изучала шимпанзе в нескольких национальных парках). Питание: мясо (охота), фрукты. Живут группами по 30-80 особей. Различно поведение самцов и самок. У самца может быть несколько самок. Самцы борются за власть. Шимпанзе используют различные орудия.
В условиях эксперимента высшие обезьяны способны на большее, чем в условиях живой природы.
Переход к более сложным формам поведения обусловлен необходимостью выживания в меняющихся условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Певобыт.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Основные признаки цивилизации

 

  1. города
  2. письменность
  3. монументальное строительство (требуются профессионалы)

 

  1. Неолитизация Европы. Культура линейно-ленточной керамики.

 

Неолитизация Европы. Культура линейно-ленточной  керамики.

 

Неолит – новый каменный век. Выделяется через камень. (Распространены шлифовка и скобление). Керамику. Переход к производящему хозяйству.

Первоначально формируется на ближнем  востоке.

 

Культура Линейно-ленточной керамики – культура эпохи раннего неолита, распространённая в Средней Европе. Характеризуется единообразной  керамикой сферических и полусферических  форм, украшенной орнаментом из лент, состоящих из 2-3 углублённых линий.

 

Неолитизация Европы – процесс  постепенной передачи изобретений  с ближнего востока в Европу.

 

Неолит в Европе впервые появляется на Болканах (7т.л. д.н.э.) – культура Пресескло.

На севере Балканского полуострова (Болгария, Дунай): Телли (многослойные поселения). Поскольку земля плодородная, люди живут на одном и том же месте.

 

В конце 6, начале 5 тысячелетия появляется керамика – культура Линейно-ленточной  керамики. Проникает в Среднюю Европу.

 

Людям Средней Европы приходилось  перемещаться с места на место, обрабатывая  «лёсовую почву».  (через 10-15-ть лет  пашня истощается, люди переходят  на новое место, т.н. подвижное земледелие). Кроме производящего хозяйства (в  небольших, как правило укреплённых частоколом, рвами, посёлках, где жили переселенцы), была керамика.

 

На другой территории Европы, в 5 тысячелетии  проникает на север, Бассейн Балтийского  моря, Великобритания. И на восток Россия, Украина.

Здесь преобладает скотоводство, керамика.

 

Крайний север, Ладожское Озеро, Скандинавия  – преобладает керамика.

 

В процессе Неолитизации к 4 веку складывается 4 типа Неолита:

 

  1. Балканский (осёдлый).
  2. Средне Европейский (подвижной)
  3. Север/степи (скотоводческий)
  4. Крайний север (керамический)

 

 

  1. Северный неолит. Североевропейские петроглифы

 

Северный регион (Британия, Скандинавия, Ладожское Озеро) – неолит предоставлен лишь керамикой. Производственное хозяйство  – редкость.

 

Скара-Брей в Великобритании. Леса мало, поселение собиралось в раковинной куче.  В куче проходы, обложены плитами и всё сделано из камня. Сверху перекрыто выловленным деревом. Хозяйство – собирательство и немного производящее.

Севернее, в Скандинавии хозяйство  только – рыболовство и охота.

 

 

Петроглифы. -  изображения на скалах. Группа схематичных изображений (утки, лоси итп.), тропоморфных изображений (в фас), и других, непонятных изображений.

 

Бесов нос (восточный берег онежского  озера).  Изображение «х.з. кого», в скале, из его рта вытекает вода…  Рядом с ним изображение налима по правую сторону, и ящерицы – по левую.

Эти 3 фигуры – идеалогический центр, вокруг которого формируются изображения. Изображения создавались вокруг естественных трещин в скале, и рельеф воспринимался как пейзаж.

 

Альта (Норвекия).  Помимо изображений показаны и следы.

 

Все изображения для человека были реальными. Подобное встречается в  Финляндии, Скандинавии.

 

Образ жизни – довольно простой.

 

  1.  Типы европейского неолита (оседлый, подвижный и т.д.)

I. РАННИЙ НЕОЛИТ 
 
Неолитизация Европы: основные варианты этого процесса могут быть описаны так: а) до появления керамики складывается развитый комплекс производящего хозяйства; б) на фоне преемственного развития культур происходит доместикация отдельных видов местных животных; в) появление керамики с сохранением основ присваивающей экономики; г) различные сочетания трех описанных вариантов. 
 
Предкерамические памятники Восточного Средиземноморья: Кирокития, Аргисса Магула и Лепенский Вир. Памятники и культуры Балкан: Неа Никомедия, сескло, димини, винча, караново, боян, старчево-кёреш. Достижение порога формирования цивилизаций. Причины гибели балканских "протоцивилизаций" и начало перегруппировки населения Средней и Восточной Европы в конце IV - начале III тыс. до н.э. 
 
Северное Средиземноморье: культуры круга импрессо-кардиум. 
 
Культура шассей. Культуры кампиньи и астурийская. Культура Сена-Уаза-Марна. Культуры линейно-ленточной и линейно-накольчатой керамики. Рёссенская культура. Культура эгольцвиль. Культура эртебелле. 
 
Культуры Восточно-Европейской равнины: сперрингс, верхневолжская, валдайская, памятники Поочья, сертейская, руднянская, памятники нарвского круга, нарво-неманская, памятники типа Струмель-Гостятин и Полесья, буго-днестровская, сурская, памятники лисогубовского типа, памятники Подонья, Среднего Поволжья и азово-каспийской провинции. Формирование культурных областей с накольчатой, ямочной, гребенчатой керамикой, культур, связанных с кругом древностей земледельцев, и культуры эртебеле. 
 
II. СРЕДНИЙ И ПОЗДНИЙ НЕОЛИТ 
 
Часть рассматриваемых в этом разделе культур - культура воронковидных кубков, шаровидных амфор, культуры со шнуровой керамикой и т.п. - рассматриваются большинством исследователей европейского неолита в качестве поздненеолитических культур, а не энеолитических. 
 
Альпийский неолит: культуры кортайо, михельсбергская и горгенская. Феномен свайных поселений. Альмерийская культура. Мегалитические постройки. Неолит Британских островов: культуры уинд-милл-хилл, питер-бороу и райнио-клектон. Культура поселений (ямочной керамики) Швеции. Культура воронковидных кубков. Культура шаровидных амфор. Культуры со шнуровой керамикой и боевыми топорами. 
 
Восточно-европейские культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Взаимодействие культур позднего неолита: жуцевской, прибалтийской, среднеднепровской, фатьяновской и балановской. Памятники типа Пиестиня и с пористой керамикой в Прибалтике. 
 
Культуры Восточно-Европейской равнины: памятники Понеманья и северо-восточной Литвы, усвятская, жижицкая, северо-белорусская, узменьская, неолит Полесья, днепро-донецкая. Круг культур с ямочно-гребенчатой керамикой (льяловская, рязанская, балахнинская, прибалтийская, карельская, каргопольская, беломорская, печорская, с асбестовой керамикой). Памятники Прикамья и Среднего Поволжья. Проблема происхождения волосовской культуры. 
 
ЧАСТЬ III. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ И ИСКУССТВО В ЭПОХИ ФИНАЛЬНОГО ПАЛЕОЛИТА - НЕОЛИТА 
 
Васильевские могильники. Формирование могильников мариупольского типа. Погребения с красной охрой. Могильник Звейнике. Могильники Карелии. Погребальные памятники культуры с ямочно-гребенчатой керамикой и волосовской культуры. Погребальный обряд культур шнуровой керамики и боевых топоров. Проблема мегалитов. 
 
"Искусство" финального палеолита - неолита. Развитие пластики. Монументальная живопись и роспись. Орнамент как источник. Наскальные изображения Европы.

 

 

  1. Понятие энеолита

Энеолит (от лат. acneus - медный и греч. líthos - камень), халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного  века к бронзовому.

Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни  человечества было освоение металлов. 
Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.

Энеолит является переходной эпохой от неолита к бронзовому веку. В  это время происходит знакомство населения с металлургией и металлообработкой меди. Основными материалами для изготовления орудий оставались камень и кость. Единичные металлические предметы - пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия - выполнены методом ковки.

Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, использованием нового природного материала - меди, изобретением колесного транспорта. На ряде обширных территорий, где возможности земледелия были ограничены, скотоводство имело широкие перспективы для выработки новых форм. Постепенно распространяясь в широтном и меридиональном направлении, скотоводство проникло в зону охотничье- рыболовческих культур, население которых достаточно быстро осознало его эффективность. В лесостепных районах производящее хозяйство сочеталось с традиционными формами присваивающего - охотой, рыбной ролью, собирательством. Внедрение новой экономики и ее особенности предопределили образование новых культур и системы связей, создание неизвестных ранее культов и традиций.

Идеологические воззрения и  верования энеолитических земледельцев 
Восточной Европы представляли собой составную часть их бытия. Центральное место занимал культ плодородия, на что указывают глиняные женские фигурки, культовый инвентарь, роспись на сосудах, найденных в специально сооруженных святилищах. Особую группу составляют амулеты, связанные с культом солнечного быка и других животных, являвшихся объектом поклонения. 
Ритуальными являются и глиняные модели жилищ, в которых важнейшим сооружением была печь. Эти модели использовались в домашних обрядах во время выпечки хлеба и в магических действиях, направленных на обеспечение обильного урожая. В начале энеолитической эпохи, восприняв идеи скотоводства, лесостепные племена начали приручать диких лошадей, которые прежде являлись объектом охоты и издревле обитали на территории Волго- 
Уралья. Распространение крупного и мелкого рогатого скота происходило в результате продвижения энеолитических племен из западных районов Восточной 
Европы.

С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами лошадей, распространении изображений лошади.

Религиозные верования лесостепных  племен нашли отражение в практиковавшемся ими погребальном обряде. Открытие и исследование могильников показало, что по сравнению с предыдущей эпохой, идеологические представления племен, населявших территорию Самарского Поволжья, значительно изменились. 
Сооружение могильника - древнего кладбища - сопровождалось определенными ритуальными действиями, связанными с представлениями людей о жизни и смерти. Умерших соплеменников клали в неглубокие ямы в вытянутом положении на спине, головой на север или северо-восток. В одной могильной яме могли похоронить от одного до трех человек. Сверху тела посыпали охрой, красной краской, символизирующей кровь, жизнь, тепло.

 

  1. Энеолит балкано-карпатского региона

 

Энеолит балкано-карпатского региона.

 

Энеолит – появление метала (меди). Появление профессионального гончарного мастерства, профессиональной обработки, профессиональных храмов.

 

 

Балкано-Карпатский регион.

Зона оседлого земледелия.

 

Много родственных культур (одна из ярких «Гумельница»), например к. Триполь (Украина), Кукутень (Румыния).

Достигнут значительный процесс металлообработки. Большой центр по добычи руды и выплавки медных изделий. Металл распространяется по всей территории. Мощный центр гончарного производства (лепная керамика, но проф.).

Поселения с регулярной планировкой (прямоугольный тип).

 

Очень сложная организация общества, формируется письменность (глиняные таблички с какими-то там знаками, непонятными).

 

Город Варна – элитное погребение. В некоторых погребениях медь и золото. В могиле не обнаружено останков, но сформирован тип человека, оформленный драгоценностями. Значимость выделяется не только с помощью инвентаря, но и обрядом.

Общество достигло уровня вождеств.

 

  1. Майкопская культура

 

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова  до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского  кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и  закругляющимся дном. Около колен  скелета лежали ромбические кремнёвые  наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

Информация о работе История первобытного общества