Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:49, контрольная работа
Происхождение человека от обезьяны. Исследования Джейн Гудел (она изучала шимпанзе в нескольких национальных парках). Питание: мясо (охота), фрукты. Живут группами по 30-80 особей. Различно поведение самцов и самок. У самца может быть несколько самок. Самцы борются за власть. Шимпанзе используют различные орудия.
В условиях эксперимента высшие обезьяны способны на большее, чем в условиях живой природы.
Переход к более сложным формам поведения обусловлен необходимостью выживания в меняющихся условиях.
Другая же часть синташтинцев двинулась далее на запад и, миновав Молдавию, спустилась к Южным Балканам (80).
Приход синташтинцев-
В итоге, к началу 2 пол. XV в. до Р.Х. изготовлявшиеся в материковой Греции предметы достигают такого высокого уровня, что по большому счету уже ни в чем не уступают критским образцам.
Но пришельцы из Южного Урала были не только искусными металлургами, они обладали и самыми высокими в Древнем мире астрономическими знаниями. Ведь Аркаим, как показали исследования астроархеолога К. К. Быструшкина, представлял из себя не просто укрепленное селение, но являлся сложной обсерваторией, способной наблюдать при помощи самих крепостных конструкций и расположенных в окрестностях искуственных точек-ориентиров все 18 астрономических явлений, связанных с солнцем и луной (78). Переселившись на Балканы, синташтинцы не забыли своих знаний, однако их применение в полном объеме было невозможно на этих широтах, так как максимальное количество астрономических явлений можно наблюдать только на 52 градусе широты, на котором как раз и располагался Аркаим. Поэтому новую обсерваторию синташтинцы ставят на Британских островах, хорошо известных к этому времени критским мореплавателям. Это тот самый знаменитый Стоунхендж, а точнее Стоунхендж-3,так как построен он был на месте более раннего Стоунхенджа-1, от которого сохранились лишь круговые ряды лунок. Как астрономические инструменты и Стоунхендж-1 и Стоунхендж-3 практически идентичны Аркаиму (71), лишь с той разницей, что , в отличие от Аркаима, Стоунхендж-3 фиксировал только 15 астрономических явлений. Весьма характерна следующая закономерность: и Аркаим, и Стоунхендж-3 как обсерватории должны были действовать с наибольшей точностью в XXVIII ст. до Р.Х. (это связано с явлением прецессии земной оси), в то время как первый был построен в XVIII ст. до Р.Х., а второй – в XVI-XV ст. до Р.Х. . Однако эта дата в точности соответствует установленному возрасту Стоунхенджа-1. Т. е. здесь мы наблюдаем прямую преемственность ''Британия – Южный Урал – Британия'' в течении 1200 лет.
Экономический подъем в Ахейской Греции волею судеб совпал с концом критского господства на море. Около 1450 г. до Р.Х. в Эгейском море происходит страшная катастрофа, положившая конец Критской державе. Речь идет о взрыве вулкана на острове Санторин, расположенном в 130 км к северу от Крита, повлекшем за собой землетрясение и огромные волны цунами. Землетрясения на Крите случались и раньше (1700 и 1580 г.г.), и после каждого из них население вновь восстанавливало разрушенные города, а на месте рухнувших дворцов критские правители выстраивали новые, еще более искусные дворцы. Но эта катастрофа превзошла все предыдущие. Страшное землетрясение сменилось волнами цунами высотой в десятки метров, и в довершение на землю посыпался ядовитый пепел, тучами расходившийся от Санторина. Даже в Египте пеплопад длился девять дней. Пепел, покрывший всю землю, вызвал массовый падеж скота и на долгие годы отравил пахотные поля. Часть переживших катастрофу пеласгов покидает остров и переселяется на Кипр, расположенный в 550 км от Санторина и мало пострадавший от взрыва вулкана. После гибели Критской державы Кипр становится одним из самых крупных центров Эгейской культуры.
Опустошенный Крит заселяется материковыми ахейцами, не столь прихотливыми, как их предшественники. Власть на Крите и на Кикладских островах переходит к ахейским правящим династиям. Ахейцы быстро заполняют нишу, оставленную пеласгами, и теперь уже их корабли, наполненные товарами, уверенно бороздят воды Средиземного моря.
Период в истории Греции между XVI и XI ст. до Р.Х. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции – Микен, расположенного в Арголиде – области синтеза пеласгийской и ахейской переселенческих волн.
В XV-XIV в.в. в Греции наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Растет количество как мелких населенных пунктов, так и крупных городов. Однако демографический взрыв в условиях ограниченного земельного фонда неизбежно породил проблему избыточного населения. Начинается длительный период морской колонизации. Внимание ахейцев в первую очередь привлекло ближайшее побережье Малой Азии. Пользуясь ослаблением Хетской державы, ахейцы основывают на малоазийском побережье множество своих поселений, центром которых становится Милет. Около 1300 г. до Р.Х. город погибает в пожаре, но вскоре заново отстраивается и окружается мощной оборонительной стеной. Хетты предпочитают поддерживать с колонистами дружеские отношения, так как за ними стояли могущественные Микены и непобедимый флот ахеян.
Между тем в самой Греции всё явственней начинают проявляться признаки ''переразвития''. Неуклонно растет имущественная дифференциация, не исключено и появление института рабства. Разрываются родовые связи между простонародьем и его аристократией, высшие слои общества замыкаются сами в себе. Всё общество охватывает жажда накопления материальных ценностей. Всё это вкупе с так и не разрешенной демографической проблемой приводит к внутреннему ''перегреву'' ахейского общества, вылившемуся в ожесточенные распри и междуусобицы. Около 1400 г. до Р.Х. пожар, вызванный вражеским нападением, уничтожает кносский дворец, который более уже никогда не восстанавливается. Сохраненные античными греками исторические легенды также повествуют о длившейся на протяжении двух поколений войне между Фиванским царством и союзом аргосских царей.
Особенно ощутимо последствия внутренней нестабильности стали проявляться во 2 пол. XIII ст. до Р.Х. После 1250-х г.г. сокращаются торговые связи с Египтом, Италией и Сицилией. Теряют ахейцы и свои северные рынки, что было связано со значительными племенными передвижениями и частыми военными столкновениями на Северных Балканах, вызванными так же имевшим здесь место ростом численности населения.
Единственный способ поправить своё материальное положение и одновременно решить демографическую проблему ахейские правители видят во внешней военной кампании. Во главе создающейся коалиции становятся Микены, обладавшие в то время безспорным господством на море, а целью кампании становится малоазийская Троя, пережившая незадолго до этого крупное землетрясение, ослабившее её обороноспособность.
Братоубийственная Троянская война настолько поразила современников, что на основе её событий возникает целый Троянский эпос, послуживший материалом для создания гомеровских ''Илиады'' и ''Одиссеи''. В первый и последний раз в своей истории Ахейская Греция выступила как единое целое. Но как только закончился Троянский поход, так и не оправдавший тех ожиданий, которые были на него возложены, ахейцы с еще большим усердием взялись за взаимное истребление. В течение последующих восьмидесяти лет между взятием Трои и приходом греков-дорийцев (около 1210-1120-х г.г.) большинство дворцовых комплексов и городов Греции предаются огню и разрушению и уже более не восстанавливаются. Деморализованное и совершенно разоренное непрекращающимися войнами население в безсилии опускает руки. Чахнет торговля, зарастают сорной травой поля. Трупы павших воинов и погибших при осаде горожан так и остаются лежать там, где настигла их смерть. Одна за другой в разных районах ахейской земли вспыхивают страшные эпидемии, ''очищающие'' целые области, до того густонаселенные. Начинается массовое бегство ахейцев из Греции, так что пришедшие на их место доряне не завоевывают, а всего лишь занимают опустевшую Грецию. Лишь в горной Арголиде в центре Пелопонесса да в области Ахайя в его северной части дорийцы сталкиваются с пережившими эпидемии коренными жителями, постепенная ассимиляция которых растягивается на века. Оставляются ахейцами и Крит и Кикладские острова. Окончательный же конец Микенской цивилизации наступает с разрушением в 1125 г. до Р.Х. Микен (61, с. 267-274).
Часть переселенцев оседает на западном побережье Малой Азии и в дальнейшем известна там под именами ликийцев и карийцев (66, с. 86). Часть из них перебирается на Кипр, а так же на остров Сардинию (культура ''строителей башен'') (59). Под именем филистимлян (позднейшие галилеяне) появляются ахейцы и в Палестине. [Библия повествует о филистимлянах, вышедших из Кафтора (т.е. Крита), захвативших приморскую полосу Южной Сирии и на протяжении ''сорока лет'' властвовавших над народом израильским. Керамика филистимлян идентична керамике острова Кипр и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднеминойскому времени (15, с. 101).]
* * *
Письменность Крито-Микенской цивилизации за время своего существования прошла три основных этапа развития:
1. XX-XVI ст. до Р.Х. –Линейное письмо класса А (Линейное А). [Письмо, которым выполнены надписи на критских печатках (1-я четв. II тыс. до Р.Х.), т. н. критское пиктографическое письмо, не следует выделять в отдельный тип, поскольку оно существовало одновременно с Линейным А и, на наш взгляд, представляло из себя лишь его стилизованную разновидность, в которой часть знаков была заменена на идеограммы.]
Им написаны десятки текстов на глиняных табличках из дворцов Крита. Краткие надписи так же встречаются на сосудах. Кроме этого, линейные надписи А найдены: одна в Эмали (область Ликия в Малой Азии), другая – в сирийском городе Угарит (на вотивном серебряном блюде), а также отдельный знак, начертанный над клинописным текстом сосуда из Газера в Палестине (XVII ст. до Р.Х.). В континентальной Греции не обнаружено.
Часть знаков отличает характерная для рунических алфавитов прямолинейность, что, несомненно, говорит в пользу северных истоков Линейного А. Так же в Линейном А широко представлены идеограммы.
Своеобразным памятником этого письма является Фестский диск, найденный в 1908 году на Крите в одном из боковых строений царского дворца на акрополе Феста и датируемый XVII (или XVI) ст. до Р.Х. Диск (диаметром около 16 см), изготовленный из хорошо обожженной глины, с обеих сторон покрыт спирально идущей надписью, знаки которой нанесены на поверхность с помощью 46 различных деревянных или металлических штампов. Фактически, Фестский диск – это первый в мировой практике печатный документ. Диск изготовлен не из критской глины, а значит привезен на остров либо с ближайших островов Эгейского моря, либо с континентальной Греции. Почти половина всех идеограмм диска находит прямые аналогии в Линейном А. [Весьма примечательно, что в северобалканской культуре Ватина-Вршаца (северные районы Югославии), которая наряду с другими культурами этого региона испытывала значительное культурное влияние со стороны Крито-Микенского мира, известны надписи на предметах, датируемых XVI ст. до Р.Х., представляющие из себя сильно орнаментированный вариант Линейного А (61, с. 67). Не случайно же примерно в этих местах впоследствии будет создана глаголица, чьи отдельные литеры находят свои прямые параллели среди знаков Фестского диска и Линейного А и Б.]
2. XV-XII ст. до Р.Х. -Линейное письмо класса Б. На Крите найдено 3400 глиняных табличек с этим письмом. В материковой Греции: в мессенском Пилосе – 1100, в Микенах – 75, в Тиринфе – 6, в Фивах – 45; а также 140 надписей на обломках сосудов из этих же мест. Кроме этого, линейные надписи Б найдены: линейные знаки на кирпичах в районе к западу от среднего течения р. Иордан и три текста на глиняных табличках в местности Тель-Дейр-Алла в Иордании (XII ст. до Р.Х.).
97 % надписей Линейного Б составляют таблички из дворцовых архивов. Основная часть табличек из материковой Греции датируется XII ст. до Р.Х., т. е. временем разрушения большинства микенских дворцов (61, с. 58, 65).
Линейное Б представляет из себя дальнейший процесс приспособления письма к технике нанесения литер на глину. Идеограммы в нем практически исчезают, а на их месте появляются новые, более простые в исполнении знаки. Линейное Б с полной уверенностью можно охарактеризовать как ''скоропись''.
3. Конец XVI-XII ст. до Р.Х. -Кипрское слоговое письмо. Представлено в основном краткими надписями, главным образом, на керамике, а также на глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых неясно. Более пространные тексты: обломок толстой глиняной таблички из Энкоми (рубеж XVI-XV в.в. до Р.Х.), на котором сохранились только три строки надписи; три таблички из того же Энкоми с сильно поврежденными текстами (459, 495 и 533 знака), датируемые концом XIII-XII в.в. до Р.Х. Кроме этого: обломок таблички с кипро-минойским текстом найден в Угарите (Сирийско-Финикийское побережье) (66, с. 37-38).
Кипрское слоговое письмо представляет из себя результат сильного воздействия на Линейное А и Б клинописи Востока.
Территория делится на 7 зон:
Крито-микенская зона
4- - 3 тыс. до н.э. – начало бронзового века.
Металлические изделия изготавливали путем литья.
Ранне-элладская, кикладская, минойская культуры. Эта хронология предложена Артуром Эвансом. Названные культуры достигли высокого уровня социального развития.
На Балканах раскопаны поселения 3 тыс. до н.э.
Например:
Лерна. Сначала там были простые жилища с 1-й комнатой, затем они были окружены стеной. Еще позже мелкие жилища и стена были снесены и построен один большой 2-хэтажный дом («Дом черепиц»). В этом доме найдено большое количество печатей. Здание использовалось для хранения ценностей. Оно монументально для своего времени.
Тиринф. Здесь тоже здание, в котором хранились и складировались ценности разных общин. Оно круглой формы.
Киклады. О-ва Кикладского арх. Освоены в 4 тыс. до н.э. Там мало полезных ископаемых, зато много камня. Народ промышлял пиратством. Все поселения укреплены.
Культура: Статуэтки и керамика («сковородки»). Изделия такого типа находили и в других регионах.
НО! Эта культура не превратилась в цивилизацию.