История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Социально-политические преобразования последнего десятилетия в нашей стране, нарушив монополию марксистко-ленинской парадигмы в отечественном обществоведении, способствовали открытию для российского читателя целого пласта неизвестной до сей поры зарубежной общественно-политической мысли. К этой категории можно отнести теории политической элиты, становление которых связано с именами итальянских ученых Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельса. Итальянская социология формировалась в лоне политических и юридических наук, а ее классики Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберто Михельс основное внимание уделили исследованию политической организации общества. Их взгляды принято относить к «классической школе элит».

Содержание

Введение………………………………………………………….…..………3
1 Из истории политической элиты………………………………….………4
2.Теория элиты Вильфредо Парето…………………………………………7
2.1 Правящая и неправящая элиты………………………………………9
2.2 Циркуляция элит……………………………………………………..11
2.3 Типы элиты………………………………………………..………….11
3.Теория элит Гаэтано Моски…………………………………..…………..13
3.1Теория правящего класса……………………………………………..13
4.Значение идей Парето и Моски…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….…..19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Введение.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………….…..………3

1 Из истории политической элиты………………………………….………4

2.Теория элиты Вильфредо Парето…………………………………………7

     2.1 Правящая и неправящая элиты………………………………………9

     2.2 Циркуляция элит……………………………………………………..11

    2.3 Типы элиты………………………………………………..………….11

3.Теория элит Гаэтано Моски…………………………………..…………..13

     3.1Теория правящего класса……………………………………………..13

4.Значение идей Парето и Моски…………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………….…..19

Список использованной литературы………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Социально-политические преобразования последнего десятилетия  в  нашей стране, нарушив монополию  марксистко-ленинской  парадигмы  в  отечественном обществоведении, способствовали открытию  для  российского  читателя  целого пласта неизвестной до сей поры зарубежной общественно-политической мысли.  К этой категории можно отнести теории политической элиты, становление  которых связано с именами итальянских  ученых  Вильфредо  Парето,  Гаэтано  Моска  и Роберто Михельса. Итальянская социология формировалась в  лоне  политических и юридических наук, а ее классики Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и  Роберто Михельс основное  внимание  уделили  исследованию  политической  организации общества. Их взгляды принято относить к «классической школе элит».

      Понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли  важную  роль  в

теориях  и  концепциях  гуманитарных  и  военно-политических   дисциплин   и особенно в политических науках. Обоснование роли политической элиты в  жизни российского общества приобретают сегодня  особую  актуальность.  Для  России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого  исторического  периода.  И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации  обстановки,  подъема  России является  эффективная  деятельность  элитных   групп,   которые   определяют стратегию развития общества. При этом важно  отметить,  что  элитные  группы необходимо в любой сфере деятельности, будь то наука,  политика,  армия  или управление экономикой.

      Становление зарубежной социологии в  период  70—  90-х  годов  XIX  в.

представляет  собой  процесс,   на   который   оказали   влияние   сложность

политического развития европейских стран и  те  кризисные  явления,  которые нарастали на рубеже веков. Собственно теорию элит и циклов смены  господства элит разработал Парето,  теорию  политического  класса  предложил  Моска,  а теорию  олигархии  впоследствии  развил  Михельс,  обратившись  к   изучению массовых политических партий. Сама по себе постановка  проблемы,  касающейся особой  роли  верхушки  государственного  класса,   не   является   заслугой современной западной политологии. Она имеет давнюю  традицию,  восходящую  к Платону, Аристотелю,   Макиавелли.   Заслуга В.Парето,  Г. Моски,  Р.Михельса- основателей  современной  элитарной  теории  -  состоит  в  том,  что  они пытались вычленить и систематизировать вопросы, связанные с  ролью  элиты  в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.

1 Из истории политической элиты

            Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное","избранное". В повседневном языке оно имеет  два  значения.  Первое  из  них отражает обладание какими-то интенсивно,  четко  и  максимально  выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении  термин"элита"  употребляется  в  таких  словосочетаниях,  как   "элитное   зерно","элитные лошади", "спортивная элита", "элитные войска", "воровская элита"  ит.п. Во втором значении слово "элита" относится к  лучшей,  наиболее  ценной для общества группе, стоящей над  массами  и  призванной  в  силу  обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало  реальности рабовладельческого  и  феодального  общества,  элитой   которого   выступала аристократия. 

          Политическая элита – меньшинство общества, которое принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти. Пишем дальше. Характеристики политической элиты: это самостоятельная, высшая, привилегированная группа, наделённая особенными качествами — психологическими, социальными и политическими. Эта группа занимает господствующие позиции в общественной иерархии.

         То есть все теории элит базируются на вполне определённом представлении об обществе. Что общество состоит из двух непохожих частей – элита, которая занимается управлением и остальная часть общества.

        Кроме того, теории политической элиты исходит из приоритета политики по отношению к экономике. Хотя марксисты, например, считают, что экономика – это главное, и вся политика зависит от неё. Поэтому в советском обществоведении понятие «политическая элита» рассматривалось как псевдонаучное.

         Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является

1) ценностный, объясняющий существование политической элиты неким «превосходством» – интеллектуальным, моральным и т.п. и

2) структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей, их выполняющих.

         Первый подход оказывается уязвимым, его основа — высокие качества политической элиты — противоречит действительности. Исследования ее показывают, что это – часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди.

         Второй подход к политической элите — люди, обладающие властными позициями грешит тавтологичностью. На вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти.

Предметом спора является вопрос о том, что такое политическая элита: это внеклассовая социальная группа, выражающая интерес общества в целом, или это – верхушка господствующего класса, осуществляющая руководство обществом во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение.

        Карл Манхейму считает, что элитная система стоит как бы над системой классов, выполняя необходимые для любого общества функции.

        Марксисты придерживаются второй точки зрения. Они считают, что элита – это верхушка экономически господствующего класса, которая руководит обществом так, чтобы укрепить социальную систему, которая ставит этот класс в привилегированное положение.

        Вообще взгляды, разделяющие общество на выс­ших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд появляются ещё во времена разложения родового строя. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного не получили. Первые современ­ные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

          Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:

         1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

         2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосозна­нием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

         3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

         4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господ­ствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

       5. Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управ­ления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тен­денцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

 

2.Теория элиты Вильфредо Парето

      Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза,  выходца  из   Генуи,   вынужденного   эмигрировать   из-за   своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето  была  француженкой,  ион с детства одинаково хорошо владел языками  обоих  родителей;  однако  всю жизнь он ощущал себя  прежде  всего  итальянцем.  В  1858  г.  семья  Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование,  одновременно классическое  гуманитарное  и  техническое;  большое  внимание  он   уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в  Турине  Паретов 1869  г.  защищает  диссертацию  «Фундаментальные  принципы  равновесия  в твердых телах».  Тема  эта  воспринимается  как  предзнаменование,  учитывая важное  место  понятия  равновесия  в  его   последующих   экономических   и социологических трудах. В  течение  ряда  лет  он  занимал  довольно  важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.      В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку  заняться  политической деятельностью. В это же время он активно занимается  публицистикой,  чтением и переводами классических текстов.  В  первой  половине  90-х  годов  Парето публикует ряд исследований в области экономической теории  и  математической экономики. С 1893 г. и  до  конца  жизни  он  был  профессором  политической экономии Лозаннского университета  в  Швейцарии,  сменив  в  этой  должности известного экономиста Леона Вальраса. В последний год жизни Парето в  Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого  режима,  и прежде всего сам дуче, считали  себя  учениками  лозаннского  профессора.  В связи с этим в 1923 г.  он  был  удостоен  звания  сенатора  Италии.  Парето

выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно  призвав  его  быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето  19  августа1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы  своей  жизни;  там он и был похоронен.      Как  уже  отмечалось,  первые  научные  труды  Парето  были  посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в  истории  науки .Он   внес   важный   вклад    в    исследование    распределения    доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. [1, 248-260].  Но постепенно он осознает  недостаточность  и  неадекватность  представлений  о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание  было  связано с  его  общим  отрицательным  отношением  к  рационалистическим   концепциям человека, которое со временем усиливалось.  В  поисках  более  адекватной  и целостной модели человека Парето  обращается  к  социологии.  Обращение  это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным  ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно.  Оно  заметно еще в его несоциологических  по  жанру  научных  трудах,  таких,  как  «Курс политической экономии»  (1896-1897),  «Социалистические  системы»  (1902)  и«Учебник политической экономии» (1906). Уже в  1897  г.  Парето  читал  курс социологии  в  Лозаннском  университете,  который  он  продолжал  читать   и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни  был  вынужден  отказаться  от преподавания экономики.

      Самое  крупное  сочинение  В.  Парето,  в  котором  представлены   его

социологические теории, - «Трактат по общей социологии». Автор писал  его  с1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубликован  в1916 г., во французском  варианте,  проверенном  и  одобренном  автором,  он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое  по  своей  структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает  около  2тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612  параграфов,  не  считая приложений.

 

      2.1Правящая и неправящая элиты

      Согласно  Парето,  индивиды  неравны   между   собой   в   физическом,

интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное  неравенство представляется ему совершенно естественным,  очевидным  и  реальным  фактом. Люди, которые  обладают  наиболее  высокими  показателями  в  той  или  иной области  деятельности,  составляют  элиту.  В  каждой   сфере   деятельности существует своя элита.

      Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую [23, § 2032 и др.]. В  целом социальная  стратификация  изображается  в  его  теории  в  виде   пирамиды, состоящей из  двух  слоев:  ее  вершину  составляет  немногочисленная  элита(«высший слой»), а остальную  часть  -  основная  масса  населения  («низший слой») [23, §§ 2034, 2047  и  др.].  Элиты  существуют  во  всех  обществах, независимо от формы правления.

Информация о работе История политических и правовых учений