Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция
Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.
В I-II в.н.э. начинается заметная активизация германских племен. Все новые волны германцев устремлялись с берегов Балтики на юг, однако не смотря на постоянные стычки между германцами и германскими легионами римлян граница по Рейну-Альпам-Дунаю оказалась на столько надежным естественным барьером между двумя мирами, что на протяжении последующих 150 лет ни одна из сторон не смогла добиться изменения границ в свою пользу. Во второй половине II в.н.э. возникает новый виток ожесточенного противостояния между варварством и цивилизацией. В 167 году н.э. началась первая Маркоманская война. Германское племя маркоманов, которое жило за Дунаем, вместе с сарматами, квадами и язигами прорвали пограничные укрепления римлян и стали опустошать дунайские провинции империи. Угроза, которая нависла над существованием самой империи, была настолько сильна, что римскому императору Марку Аврелию пришлось набирать воинов даже среди гладиаторов. В 169 году он выступили в поход против маркоманов и их союзников. После кровопролитных боев римляне оттеснили вторгшиеся племена за границу и попытались продвинуться в глубь территории противника, но этому помешали осложнений в восточных провинциях Римской Империи. В 175 г. н.э. Марку Аврелию пришлось заключить с маркоманами мирный договор, по которому они признавали верховную власть императора. Некоторые из них согласились нести службу в римских легионах и были поселены в качестве зависимых поселенцев в особых пограничных селениях. Для охраны западных провинций было выделено десять легионов (из 25 легионов римской армии). Основные силы этой армии, 8 легионов (около 80 тысяч воинов), стояли на Рейне, охраняя безопасность западных провинций от набегов германских и других племен, которые жили к востоку от Рейна. В 177 г.н.э вспыхнула еще более ожесточенная вторая Маркоманская война. В 180 г.н.э. приемник Марка Аврелия римский император Коммод заключил с маркоманами мир на условиях восстановления довоенной границы между Римской империей и племенами. Это, по сути, было признанием того факта, что Рим уже был не в состоянии доводить затяжные войны с германскими племенами до победного конца. Римлянам пришлось построить новую сеть оборонительных укреплений на дунайской границе. Активность германцев росла прямо на глазах. Появились большие массы людей, которые стабильному, но небольшому доходу от хозяйственной деятельности предпочитали безбедную но опасную жизнь наемников и бандитов. Очень часто они стали вербоваться в римские войска. Охотно пользовались услугами германских воинов и особенно конницы римские императоры и узурпаторы во время бесконечных междоусобных войн III века. Для них важны были не только высокие боевые качества германцев, но и тот факт, что они не имели, подобно римским солдатам, тесных связей с местным населением империи. Многие германцы, которые служили Риму, получали землю в пограничных областях империи. Они обязаны были обрабатывать ее и защищать. За службу в армии командиры германцев наделялись правом римского гражданства, а их земельные участки переходили к сыновьям в том случае, если те тоже поступали служить в римскую армию. Часто императорское правительство снабжало их зерном и скотом, инвентарем и даже рабами, чтобы помочь им наладить свое хозяйство. Эта система все больше и больше развивалась и постепенно заменила прежнюю систему клиентских царств, которая к III веку окончательно изжила себя. Опыт маркоманских войн показал императорам, что первыми выступают против владычества империи те народы, которые больше других страдали от непомерной дани. Но к III веку ситуация в корне изменилась: теперь, наоборот, императоры вынуждены были платить соседним племенам большие подати, чтобы купить мир с ними, если же выплата таких субсидий задерживалась, племенные вожди являлись в империю вместе с войсками, чтобы с оружием в руках потребовать своевременную плату. Во II - III вв. н. э. большинство европейских племен переживало период быстрого развития. Именно в этот период начали коваться мощные племенные союзы, похоронившие, в последствии Римскую Империю. Не успев сформироваться, эти союзы ввязывались в затяжную и тяжелую борьбу против Римской империи, в которой оттачивалось их боевое мастерство. В это время появились мощные племенные союзы аллеманов, готов, франков, вандалов, саксов и прочих. Эти союзы уже были первыми зачатками государственности у германцев однако препятствием к образованию мощного германского государства являлось существование Римской Империи. В отличии от галлов германцы не смогли ужиться с римлянами. Романизация в Германии, в отличии от Галлии практически не происходила, знатные германцы, отслужив в римских легионах и добившись высоких званий, зачастую, возвращались к себе на родину и подымали своих соплеменников на войну против Рима. В III в. германцы переходят к наступлению по всем фронтам. Племенные союзы алеманнов и вандаллов захватили т. н. декуматные поля (плодороднейшие земли между Рейном, Дунаем и Неккаром). Войска франков и аллеманов стали постоянно совершать набеги не только на пограничные провинции (Верхняя и Нижняя Германия), но и вглубь Галлии, доходя до Пиренейских гор и Северной Испании. Борьба с этими германскими племенами была очень напряженной.. В 276 году войска провозгласили императором одного из ближайших соратников Аврелиана иллирийца Проба (276 - 282 гг.). Новый император сумел успешно отразить вторжение германских племен, франков и алеманнов в Галлию. После этого он перешел с войсками за Рейн и восстановил римское господство в области декуматских полей. Начиная с маркоманских войн императора Марка Аврелия, войны между империей и племенами Северной, Средней и Восточной Европы не прекращались почти весь III век н. э. Однако в IV веке Римская Империя смогла выбраться из глубокого политического и экономического кризиса, одной из причин которого были не прекращающиеся боевые действия на северных границах. Германцы были снова отброшены за Рейн и Дунай, приграничная полоса стала восстанавливаться на всей линии соприкасновения между римлянами и германцами. Однако и германцы не стояли на месте. Среди германцев стало распространяться христианство, но не католического, а несторианского толков.. Германские племена уже были объединены в королевства, молодые государственные образования, которым было явно тесно с дряхлой империей. В 409 г. вандалы пересекли Рейн и проникли в Испанию. В 429 г. переселились в Африку и создали на территории значительной части римской Африки государство (в 439 г. был захвачен Карфаген). В середине V в. разросшееся королевство вандалов в Северной Африке превратилось в сильнейшее государство Средиземноморья. В Средиземном море вандалы захватили Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские острова. В 455 г. произошло событие, потрясшее современников. Вечный город - Рим был взят, разграблен и предан огню вандаллами. Франки, уже давно перешедшие Рейн без труда захватили Галлию. Вестготы присоединили к своим владениям Испанию и юг Галлии. К этому времени германцами уже были захвачены практически все провинции Западной Римской Империи. По сути от великой Римской Империи остался только Аппенинский полуостров. Римская Империя только ждала последнего удара и в 476 г. она прекратила свое существование юридически. В результате военного переворота к власти в Риме пришел командующий императорской гвардией германец Одоакр. Он объявил императорскую власть в тысячелетнем Риме низложенной, а символы царской власти отослал в Константинополь.
У германцев появился реальный шанс создать свой, германский мир, собственную империю, которая объединила бы всю Западную Европу, уже захваченную к этому времени германскими племенами. Однако в V-VI в.н.э. разразилась страшная эпидемия чумы. Целые города и селения вымирали, земли стали пустынны. Только к VII в.н.э. Карл Великий объеденил Италию, Испанию и Германию, однако века напряженной борьбы не прошли для германцев даром. Те силы, которые могли быть потрачены на создание собственного государства во II-V в.н.э. ушли на борьбу с грозными противниками. Маркоманы были уничтожены Римом, остготы разбиты гуннами, вандалы - Византией. Чума вычеркнула из истории V-VI в.н.э. За это время те, кто были захвачены германцами - романизированные галлы, италийцы, иберы, успели оправиться от катастрофы уничтожения своей страны, частично ассимилировали германские племена франков и вестготов и подняли голову.
В IV—V вв. натиск варварских племен на Римскую империю усилился. Эти племена нанесли сильнейшие удары по рабовладельческому государству (приведшие на Западе к крушению империи) и сыграли большую роль в процессе перехода от античного рабовладельческого общества к феодальному. Общинный строй, принесенный ими на территорию Римской империи, явился предпосылкой развития феодальных отношений.
5.Особенности возникновения и политического развития Византии в 4-6 веках.
Тетрадь!!!!!!!!!!!!!!!
Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395[4]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья[5][6].
Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями»[7], а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — Βασιλεία Ῥωμαίων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (Ῥωμανία, Romania).
Бессменной столицей и цивилизационным
центром Византийской империи был
Константинополь[8], один из крупнейших
городов средневекового мира. Наибольшие
владения империя контролировала при
императоре Юстиниане I (527—565), вернув
себе на несколько десятилетий
От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе.).
Византийская Империя состояла из двух префектур — Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока (лат. Praefectus praetorio Orientis) и префект претории Иллирика (лат. Praefectus praetorio Illyrici). В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя (лат. Praefectus urbis Constantinopolitanae).
Длительное время сохранялась
прежняя система
Двумя высшими военными должностными лицами были магистр пехоты (лат. magister paeditum) и магистр конницы (лат. magister equitum), позже эти должности были объединены (Magister militum); в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия) (лат. Magistri equitum et pаeditum in praesenti). Кроме того существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).
6.Иконоборческое движение и народное восстание Византии в 8-начале 9 веках.
Иконобо́рчество (греч. εἰκονομαχία; также иконоклазм — от греч. εἰκόνα — «изображение» (икона) + греч. κλάω — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон.[1] Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5)).
В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. При поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, в 787 году состоялся Седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания и отменивший решение церковного собора 754 года, лишив его статуса «вселенского». Императоры, правившие после неё, — Никифор Ι Геник и Михаил I Рангаве — придерживались иконопочитания. Однако сокрушительное поражение Михаила I в войне с болгарами в 813 году привело на престол Льва V Армянина, при котором было возобновлено иконоборчество и вновь были признаны решения собора 754 года.
В период регентства императрицы Феодоры Патриарх Иоанн VII был свергнут, и на его место возведён защитник иконопочитания Мефодий. Под его председательством в 843 году состоялся церковный собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия»).
7. Византийская
Империя при Юстиниане.
В 518 году после смерти императора Анастасия на трон взошёл начальник гвардии Юстин — выходец из македонских крестьян. Власть была бы весьма затруднительна для этого неграмотного старика, если бы возле него не оказалось племянника Юстиниана. С самого начала правления Юстина фактически у власти стоял его родственник Юстиниан — также уроженец Македонии, но получивший прекрасное образование и обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полноту власти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлению империи и упрочению власти единого императора. Он добился союза с господствующей церковью. При Юстиниане еретиков заставляли переходить в официальное исповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни.
Византийская империя в период наибольшей территориальной экспансии к 550 году после завоеваний Юстиниана
До 532 года он был занят подавлением
выступлений в столице и
Вторгшись в королевство вестготов
в 554 году, Юстиниан завоевал и южную
часть Испании. В результате территория
империи увеличилась почти
Византийская дипломатия также
стремилась обеспечить во всём внешнем
мире престиж и влияние империи.
Благодаря ловкому
Помимо военной экспансии, другой
важнейшей задачей Юстиниана
была административная и финансовая
реформы. Экономика империи была
в состоянии тяжёлого кризиса, управление
поражено коррупцией. С целью реорганизации
управления Юстинианом была проведена
кодификация законодательства и
ряд реформ, которые, хотя и не решили
проблему кардинально, но, несомненно,
имели положительные
8.Франкское государство Меровингов.
В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486—511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства — с конца V до конца VII в., — обычно называемый меровингским периодом.
При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках — Бургундия (534); осгготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, алеманны и бавары; саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобардское) оно включило в свой состав. История Франкского государства позволяет проследить путь развития феодальных отношений от самой ранней стадии до его завершения. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родо-племенных отношений. Соотношение тех и других было не одинаково на севере и на юге страны. К северу от Луары, где франки с их довольно примитивным еще общественным строем занимали сплошные территории и составляли значительную часть населения, позднеантичные и варварские элементы взаимодействовали примерно в одинаковой пропорции. Поскольку франки селились здесь изолированно от галло-римского населения, они дольше, чем на юге, сохраняли принесенные с собой общественные порядки, в частности свободную общину. В областях к югу от Луары франки были малочисленны, да и осевшие здесь раньше вестготы и бургунды оставались в меньшинстве. Эти последние задолго до франкского завоевания жили в постоянном и тесном контакте с галло-римским населением. Поэтому влияние позднеантичных отношений играло здесь в процессе синтеза гораздо более значительную роль, чем на севере страны, а разложение варварских общественных порядков происходило быстрее.