История средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция

Краткое описание

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

исв.docx

— 192.18 Кб (Скачать файл)

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых  связей наследственный надел свободных  франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность  отдельных малых семей — аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод  в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле —  только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561—584) во изменение главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи», т. е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. Община сохраняется, но ее права теперь распространяются лишь на неподеленные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т. п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой характер и община. Из коллектива больших семей она к концу VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, — соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.

Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок  судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие  им наказания (как правило, это штрафы).

В салическом законе выделяется новый  общественный слой литов (вольноотпущенные, полурабы).

Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), правнуки (сыновья этих внуков) и т. п.

Таким образом, в случае смерти монарха, имевшего сыновей и братьев, престол переходит к старшему из его (монарха) сыновей или к  старшему из его (старшего сына) потомков, но не к следующему по старшинству  брату, что было обычным у германских и славянских племён во времена военной демократии(см. Лествичное право).

С другой стороны, по салическому  закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или  его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а  есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.

 

 

16.Франкская  монархия королингов.

Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей, которая позднее по имени самого крупного из своих представителей - Карла Великого - получила название династии Каролингов. 
Представители дома Каролингов (ПипиниДов) правили Франкским государством с конца VII в. сначала в качестве майордомов при "ленивых королях", затем с 751 г. - в качестве королей. Этот период в истории Франкского королевства, до его распада в середине IX в., обычно называют каролингским. 
 
В правление Каролингов во франкском обществе сложились основы феодального строя. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет социального расслоения внутри общины там, где она сохранилась, разорения массы свободных крестьян, которые, теряя свои аллоды, постепенно превращались в поземельно, а затем и лично зависимых людей. Процесс этот, начавшийся еще при Меровингах, в VIII-IX вв. принял бурный характер; он стимулировался прямым захватом крестьянских наделов крупными светскими и церковными землевладельцами. И те и другие разными способами, в том числе и насильственными, присваивали себе земли общинников. Разорению крестьян способствовали бесконечные внутренние и внешние войны, отрывавшие их от хозяйства для выполнения военной повинности, а также частые неурожаи и голод. Крестьянская земля становилась господской и чаще всего передавалась прежним владельцам - крестьянам - в пользование за оброк или барщину. Сам же крестьянин из свободного землевладельца превращался в поземельно зависимого в той или иной степени человека. 
К началу VIII в. во Франкском государстве уже сложились два враждебных друг другу социальных слоя: первый - крупные землевладельцы галло- римского и германского происхождения, которые владели своими землями по большей части на правах безусловной частной собственности (аллод); второй - уже в той или иной степени зависимые крестьяне, не имевшие земельной собственности или сохранившие ее в небольшом количестве и подвергавшиеся эксплуатации со стороны собственников земли, на которой они жили. 
во франкском обществе, особенно на юге, еще существовали довольно многочисленные промежуточные группы населения; мелкие и средние земельные собственники крестьянского типа, частично также пользовавшиеся трудом несвободных. Иногда наряду с аллодом они владели землями как мелкие вотчинники, составлявшие промежуточный слой между феодалами и свободными крестьянами. 
За счет размывания этих промежуточных слоев также складывались в VIII - начале IX в. основные классы феодального общества, в частности класс зависимого крестьянства. Сдвиги в социальной структуре франкского общества определили политику преемника Пипина Геристальского - майордома Карла Мартелла. 
Карл Мартелл ("Молот", 715-741 гг.) начал свое правление с усмирения внутренних смут в королевстве. Разбив восставших против него феодалов Нейстрии, а затем, в союзе с арабами, - герцогов Аквитании и владетелей Прованса, Карл выступил против вышедших из повиновения германских 
зарейнских племен - саксов, фризов, аламанов, баваров - и вновь обложил их данью. В 732 г., в решающем сражении при Пуатье, Карл Мартелл нанес поражение арабам, которые, завоевав в начале VIII в. Испанию, вторглись в 720 г. в Южную Галлию, угрожая Франкскому государству. Большую роль в борьбе с арабами сыграло незадолго до этого созданное франкское феодальное конное войско. Победа франков при Пуатье положила предел дальнейшему продвижению арабов в Европе. В руках арабов теперь осталась лишь небольшая часть Южной Галлии - Септимания. 
Развитие феодальных отношений, происходившее во Франкском государстве, требовало изменения форм земельной собственности. Аллодиальная собственность должна была уступить место более зрелой форме феодальной собственности. Деление общества на два антагонистических класса нуждалось в юридическом закреплении сословной неполноправности утративших свободу крестьянских масс. Поскольку значительная часть разорившихся свободных крестьян уже не имела материальных средств для службы в ополчении, особенно в качестве конных воинов, встал вопрос о коренной реорганизации военных сил. Таковы были социальные предпосылки так называемой бенефициальной реформы Карла Мартелла. Сущность ее состояла в том, что вместо преобладавших при Меровингах дарений земли в полную, безусловную собственность (аллод) после этойреформы получила широкое распространение и законченную форму система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде бенефиция (beneficium - дословно "благодеяние"). Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего конной военной службыС течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX-X веков приобрел черты феода (лена), т. е. наследственного условного держания, связанного с обязанностью несения . военной службы.

Бенефициальная реформа имела ряд важных социальных последствий. Во- первых, она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Крестьянство же, составлявшее раньше основу пешего франкского ополчения, утратило значение главной военной силы, что свидетельствовало о его неполноправном положении в государстве. Во-вторых, распространение бенефициальных пожалований вело к укреплению феодальной земельной собственности и крестьянской зависимости., реформа способствовала дальнейшему утверждению феодальных отношений во Франкском государстве. По примеру короля другие крупные землевладельцы тоже стали практиковать эту форму пожалований, что содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов

Переход королевского титула к Пипину Короткому. Образование Папского государства. Сын и преемник Карла Мартелла майордом Пипин Короткий (741-768) урегулировал взаимоотношения с церковью, обостренные 
проведением секуляризации церковных земель при Карле Мартелле. Все розданные в бенефиции церковные земли признавались собственностью церкви, которой бенефициарии должны были вносить определенные платежи. Такие земельные держания назывались "прекариями по королевскому повелению" (precaria verbo regis). В 751 г. на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков. Последний меровингский король Хильдерик III был заключен в монастырь. В свою очередь по призыву папы Стефана II Пипин силой оружия принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата (бывшего византийского владения).

Дальнейшее  расширение Франкского государства. При  сыне Пипина Короткого Карле, прозванном Великим (768-814), Каролингское государство пережило наивысший расцвет. Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г. совершил поход в Италию, сверг последнего лангобардского короля Дезидерия и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. 
Карл Великий перешел от обороны к наступлению и против арабов в Испании.

 

 

17 Возникновение феод.отношений и закрепощение крестьян в каролингском гос-ве

К концу VIII и началу IX в. переворот  в поземельных отношениях во Франкском  государстве приводит к полному  господству феодальной земельной собственности  — основы феодального строя. Захват крестьянских земель светскими и церковными крупными землевладельцами сопровождался усилением различных форм внеэкономического принуждения, что было неизбежным следствием утверждения феодальной земельной собственности, так как при условии наделения непосредственных производителей (крестьян) землей и средствами производства прибавочный труд в пользу собственника земли “можно выжать из них только внеэкономическим принуждением, какую бы форму ни принимало последнее”.

   Захваты крупными  феодалами крестьянских наделов  принимают особенно массовый  характер к началу IX в. Это вынуждены  были констатировать даже королевские  капитулярии (указы) того времени.  Так, в капитулярии Карла Великого 811 г. говорится, что “бедняки  жалуются на лишение их собственности;  одинаково жалуются на епископов,  и на аббатов, и на попечителей,  на графов и на их сотников”.  Сплошь и рядом крупные землевладельцы, в частности те из них, которые  в качестве графов или других  должностных лиц располагали  всеми средствами принуждения  по отношению к местному крестьянскому  населению, силой превращали его  в зависимых людей.

   Разорению крестьянства  способствовала, как уже отмечалось, широкая завоевательная политика  Каролингов, особенно Карла Великого, требовавшая от еще уцелевших  свободных крестьян продолжительной  военной службы, надолго отрывавшей  их от хозяйства, а также  церковная десятина, тяжелые государственные  налоги, необычайно высокие судебные  штрафы.

   Большую роль в  обезземелении и закрепощении  крестьянства играла церковь.  Для расширения своих земельных  владений наряду с прямым насилием  она использовала религиозные  чувства и суеверия крестьянских  масс, внушая верующим, что дарения  в пользу церкви обеспечат  им отпущение грехов и вечное  блаженство в загробном мире. Чтобы умножить богатства церкви, духовенство не гнушалось самым  грубым обманом, подлогами и  насилием. Церковные учреждения  отдельные прелаты и прежде  всего сами папы широко практиковали  подделку документов, якобы утверждавших  их права на те или иные земельные владения.

 

 

18. Византийская  империя во второй половине 9-11 веков.

Укрепление могущества императорской  власти предопределило пути развития феодальных отношений в Византии и, соответственно, характер ее политической системы. На три столетия централизованная эксплуатация стала основным источником материальных средств. Служба крестьян-стратиотов в фемном ополчении по крайней мере на два века осталась фундаментом военного могущества Византии.

Наступление зрелого феодализма исследователи  датируют концом 11 или даже рубежом 11–12 в. Формирование крупного частного землевладения приходится на вторую половину 9–10 в., процесс разорения  крестьянства усилился в неурожайные  годы 927/928. Крестьяне разорялись и  продавали свою землю за бесценок динатам, становясь их держателями-париками. Все это резко уменьшило доходы фиска, ослабило фемное ополчение. С 920 и до 1020 императоры, обеспокоенные массовым уменьшением доходов, издали серию указов-новелл в защиту крестьян землевладельцев. Они известны как «законодательство императоров Македонской династии (867–1056)». Крестьянам предоставлялось предпочтительное право на покупку земли. Законодательство, прежде всего, имело в виду интересы казначейства. Общинники-односельчане обязаны были уплачивать налоги (круговой порукой) за заброшенные крестьянские участки. Запустевшие земли общин распродавались или отдавались в аренду.

 

 

22.Европейские  города в раннее средневековье.

Таким образом, примерно к X—XI вв. в  Европе появились все необходимые  условия для отделения ремесла  от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства  ремесло — мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в  своём развитии ряд стадий.

Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда  материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло  существовать не только в городе, оно  имело значительное распространение  и в деревне, являясь дополнением  к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ  товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке  не появлялся. Следующая стадия в  развитии ремесла была связана уже  с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества.

Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал  там в обмен на свои изделия  необходимые ему продукты сельскохозяйственного  производства. Но, производя изделия  для продажи на рынке, ремесленник  становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного  от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между  городом и деревней и возникновение  противоположности между ними.

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.

Уходившие и бежавшие из деревни  крестьяне-ремесленники селились в  различных местах в зависимости  от наличия благоприятных условий  для занятия ремеслом (возможность  сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения  ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам  необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного  населения — феодалов с их слугами  и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и  местной администрации и т. д.—  создавало благоприятные условия  для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели  которых могли явиться потребителями  их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Информация о работе История средних веков