Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция
Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.
27. экономические и политические причины крестовых походов
Наименование крестовых
В крестовых походах принимали участие различные слои феодального общества. Наиболее крупные из феодалов — короли, графы и герцоги стремились путём захватов богатых земель расширить свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе.
Главную военную силу крестоносных
отрядов составляли мелкие феодалы
— рыцари. Основное средство производства
в эпоху феодализма — земля
оказалась на Западе к XI столетию поделённой
между светскими и духовными
представителями
Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых походах приняли участие также и представители купеческой верхушки многих городов. Особенно большую роль сыграли купцы итальянских городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий в Передней Азии, к ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.
Самую активную роль в крестовых
походах играла римско-католическая
церковь, являвшаяся крупнейшим феодальным
собственником и
В конце XI в. духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток и захвата Сирии и Палестины. Церковь призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у мусульман), где, согласно христианским легендам, находилась гробница Иисуса Христа. Церковь выдвинула во время крестовых походов официальный лозунг: «Освобождение гроба господня».
Действительные причины
Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «гробу господню», и купцы, торговавшие со странами Передней Азии, бывая в городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможных невиданных на Западе товаров. Возвращаясь на родину, купцы и паломники приносили с собой рассказы не только о пальмах Иерихона, о водах Иордана и о «гробе господнем», но и восторженные отзывы о богатствах Востока. Так в Западной Европе складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и нетрудно завоевать.
28. Итальянская политика германских императоров в 12-13 в.
29. Арабы в 6-7веках. Мухаммед и начало Ислама.
Ислам — сравнительно молодая
религия. В момент своего возникновения,
с точки зрения ряда европейских и американских
учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы
доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иуда
Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророкуМухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана[3]. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.
В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие[4]. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламскоетеократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.
Основы вероучения и краткая история
Ислам был создан человеком по имени Мухаммад, который жил среди арабов-кочевников Аравии в 6-7 веках н. э. и называл себя пророком. Коран — в современном виде священная книга ислама — сборник стихотворений, записанных современниками со слов Мухаммада (авторство книги приписывалось им Богу). Для своего времени учение Мухаммада было достаточно прогрессивным — он подверг пересмотру дошедшее до него сильно искаженным христианство и иудаизм, смешал с обычаями арабов и постепенно создал собственную религию. Арабы под влиянием Мухаммада перестали быть язычниками и стали поклоняться одному богу — Аллаху.
Современный ислам базируется на Коране и хадисах, а также «5 столпах» — шахаде, закяте, рамадане, намаз, хадже. Верующие в ислам (араб. «умирение», от корня салам «мир», в том числе интерпретируется как «смирение, покорность») называют себя мусульманами.
Современное состояние
Сегодня ислам суннитского и шиитского толка исповедуют несколько сотен миллионов — миллиард человек в мире.
Критика
Ислам чаще всего критикуют за:
30. Особенности развития Британии до середины 11 века.
В 407 году римские войска покинули пределы Британии, и страна на короткое время обрела покой и независимость. Но уже в середине V века в Британию вторглись германские племена, которые в течение столетия заселили большую часть ее территории. Кельты под руководством своих вождей упорно сопротивлялись, но потерпели поражение. Римские города были разрушены, кельтское население изгнано, уничтожено или обращено в рабство.
В результате англо-саксонского завоевания на территории Британии через некоторое время образовался ряд мелких королевств: саксы заселили юг и образовали три королевства - Уэссекс, Суссекс и Эссекс; юты заселили юго-восток и создали королевство Кент; англы заселили восток Британии и образовали королевство англов; на севере появились два смешанных королевства - Мерсия и Нортумбрия. Этот период носит в истории название гептархии (семикоролевье).
В течение VI-VII веков возвышалось то одно, то другое государство, пока в 829 году не произошло первое объединение всех сем королевств под властью короля Экберта, принявшего титул верховного короля. К этому времени в основном произошло слияние англо-саксов и кельтов, сохранившихся после завоевания, в одну этническую область.
В конце VIII века в Британию начали вторгаться датчане. Почти 200 лет - с конца VIII до середины Х века - северо-восточная часть Англии подвергалась разорению и опустошению. Недаром в это время сложилась молитва: "От ярости норманнов избавь нас, Господи!" Но постепенно завоеватели стали оседать на северо-востоке Англии, создав там так называемую полосу "датского права". Население Британии сопротивлялось завоевателям, но безуспешно; силы англо-саксов были разрознены.
Один из наиболее ярких моментов борьбы с датчанами приходится на правление англо-саксонского короля Альфреда Великого (871 - 900 годы). Альфред вначале был вынужден бежать от датчан на юг. Позднее, перейдя к регулярной войне, он смог отбросить датчан за Темзу. Около 886 года был заключен договор о разделе страны: юго-западная часть оставалась у англо-саксов, северо-восточная отходила к датчанам.
Но мир был непрочным: еще много раз англичанам приходилось отбивать нападения датчан и викингов. Король Альфред укрепил военные силы страны. Раньше для войн обычно собиралось народное пешее ополчение из свободных крестьян, но оно было плохо вооружено и не обучено. Альфред перешел к созданию конных, тяжеловооруженных отрядов, составленных из королевских дружинников, хорошо снаряженных и обученных; сохранялась и пехота. Таким образом, появилось войско, которое быстро собиралось, легко передвигалось и было способно выдержать натиск норманнов в открытом поле. Был построен морской флот из длинных судов, которые должны были следить за морскими разбойниками и не давать им высаживаться на берег. Для обороны от датчан сооружались бурги - крепости, в которых постоянно находились сторожевые отряды. Альфред ввел в Англии первый постоянный налог - "датские деньги", предназначавшиеся для обороны от датчан.
В период правления Альфреда англо-саксам удалось вернуть Лондон и оттеснить датчан к северо-востоку. Но в Х - начале XI века Англия вновь была подчинена датским королем Канутом, который создал огромное государство, куда входили Дания, Норвегия, Швеция, Англия и Шотландия. Население Англии было обязано платить датскому королю налог под старым названием "датские деньги". Много земель на юге было отдано датской знати. Но созданное Канутом государство было непрочным, оно быстро распалось, и Англия снова приобрела независимость. Королем Англии стал представитель англо-саксонской знати Эдуард Исповедник.
31.Возникновение Ислама. Основные положения и историческое значение.
Возникновение ислама произошло на территории Аравийского полуострова еще в самом начале 7 века нашей эры.
Ислам зародился в Западной Аравии в VII веке нашей эры и распространился в странах Ближнего Востока, Северной Африке, Средней Азии и др. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен (около 650 года при третьем преемнике Мухаммеда -- Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Коран -- священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Позднее был создан сборник преданий -- Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами -- Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
Маулид - день рождения Пророка Мухаммада - отмечается 12 числа месяца раби ал- аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в «год слона», то есть в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».
Согласно преданиям, рождение Мухаммада
было предсказано пророками
Согласно преданию, когда мать Мухаммада была беременна, ей явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммад (достохвальный)». Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммада по движению звёзд, а христианское - от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке- Хубал и ал- Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама - реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки- города в западной части Аравийского полуострова.