История средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция

Краткое описание

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

исв.docx

— 192.18 Кб (Скачать файл)

27. экономические и политические причины крестовых походов

Наименование крестовых походов  в истории получили военно-колонизационные  походы западноевропейских феодалов в  страны Восточного Средиземноморья, а  также в пределы земель, принадлежавших западным славянам и прибалтийским  народам. Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие  под видом религиозных мероприятий, откуда и их название, начались в  конце XI в. и продолжались с перерывами до конца XIII в.

В крестовых походах принимали  участие различные слои феодального  общества. Наиболее крупные из феодалов — короли, графы и герцоги стремились путём захватов богатых земель расширить  свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе.

Главную военную силу крестоносных отрядов составляли мелкие феодалы  — рыцари. Основное средство производства в эпоху феодализма — земля  оказалась на Западе к XI столетию поделённой между светскими и духовными  представителями господствующего  класса. Превращение же пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению определённого  порядка наследования земли феодалами. Теперь она стала переходить от отца только к старшему сыну (право старшинства, или майорат). В результате этого  в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших феодов и  жаждавших как захвата и грабежа  новых территорий, так и закрепощения живущих на них крестьян.

Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых походах приняли  участие также и представители  купеческой верхушки многих городов. Особенно большую роль сыграли купцы итальянских  городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий в Передней Азии, к ликвидации торгового соперничества  Византии и к укреплению своей  роли посредников между Востоком и Западом.

Самую активную роль в крестовых  походах играла римско-католическая церковь, являвшаяся крупнейшим феодальным собственником и заинтересованная в военно-колонизационном движении в силу тех же причин, что и  остальные крупные феодалы. Но у  церкви имелись ещё и свои особые интересы. Ко времени первого крестового похода западная и восточная церкви окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную  составляло один из главных пунктов  в реакционной теократической программе  папства, желавшего поставить власть римского папы выше всякой иной светской и духовной власти. Удачными походами на Восток католическая церковь рассчитывала также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путём  свои доходы. Кроме того, уходившие  в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под её покровительство своё имущество. Богатства церкви в результате этого непрерывно росли.

В конце XI в. духовенство начало усиленную  проповедь походов на Восток и  захвата Сирии и Палестины. Церковь  призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у  мусульман), где, согласно христианским легендам, находилась гробница Иисуса Христа. Церковь выдвинула во время  крестовых походов официальный  лозунг: «Освобождение гроба господня».

Действительные причины восточного направления крестовых походов  были иные. Европейцы имели преувеличенное представление о лёгкости завоевания стран Восточного Средиземноморья, раздробленных на ряд феодальных владений — сельджукские эмираты, непрерывно враждовавшие друг с другом (См. главу XXXIV настоящего тома.). В тяжёлом положении  в это время находилась Византия, которую со всех сторон окружали враги, захватывавшие её владения (тюрки-сельджуки, печенеги и сицилийские норманны) (См. главу XXVIII настоящего тома.). Она  была вынуждена обращаться к Западу за помощью. Главное же, в Европе существовало издавна сложившееся  убеждение относительно «сказочных»  богатств Востока, стоявшего по своей  материальной и духовной культуре в  то время значительно выше Запада.

Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «гробу господню», и купцы, торговавшие  со странами Передней Азии, бывая в  городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и  изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможных невиданных на Западе товаров. Возвращаясь  на родину, купцы и паломники приносили  с собой рассказы не только о пальмах  Иерихона, о водах Иордана и  о «гробе господнем», но и восторженные отзывы о богатствах Востока. Так  в Западной Европе складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и нетрудно завоевать.

 

 

28. Итальянская политика  германских императоров в 12-13 в.

 

29. Арабы  в 6-7веках. Мухаммед и начало  Ислама.

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство имаздеизм[источник не указан 158 дней]

Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророкуМухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана[3]. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих  друзей и близких. В этот период ислам  приняли около 40 человек, среди которых  были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие[4]. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламскоетеократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

Основы вероучения и краткая  история

Ислам был создан человеком по имени Мухаммад, который жил среди арабов-кочевников Аравии в 6-7 веках н. э. и называл себя пророком. Коран — в современном виде священная книга ислама — сборник стихотворений, записанных современниками со слов Мухаммада (авторство книги приписывалось им Богу). Для своего времени учение Мухаммада было достаточно прогрессивным — он подверг пересмотру дошедшее до него сильно искаженным христианство и иудаизм, смешал с обычаями арабов и постепенно создал собственную религию. Арабы под влиянием Мухаммада перестали быть язычниками и стали поклоняться одному богу — Аллаху.

Современный ислам базируется на Коране и хадисах, а также «5 столпах» — шахаде, закяте, рамадане, намаз, хадже. Верующие в ислам (араб. «умирение», от корня салам «мир», в том числе интерпретируется как «смирение, покорность») называют себя мусульманами.

Современное состояние

Сегодня ислам суннитского и  шиитского толка исповедуют несколько  сотен миллионов — миллиард человек в мире.

Критика

Ислам чаще всего критикуют за:

  • Религиозную нетерпимость.
  • Убийства людей: теракты, варварские казни.
  • Аморальность поступков основателя религии Мухаммада и других деятелей из истории ислама.
  • Антидемократичность и неприятие гуманизма.
  • Насилие над женщинами и детьми.
  • Средневековые обычаи.

 

 

30. Особенности  развития Британии до середины 11 века.

В 407 году римские войска покинули пределы Британии, и страна на короткое время обрела покой и  независимость. Но уже в середине V века в Британию вторглись германские племена, которые в течение столетия заселили большую часть ее территории. Кельты под руководством своих вождей упорно сопротивлялись, но потерпели  поражение. Римские города были разрушены, кельтское население изгнано, уничтожено или обращено в рабство.

В результате англо-саксонского  завоевания на территории Британии через  некоторое время образовался  ряд мелких королевств: саксы заселили юг и образовали три королевства - Уэссекс, Суссекс и Эссекс; юты  заселили юго-восток и создали королевство  Кент; англы заселили восток Британии и образовали королевство англов; на севере появились два смешанных  королевства - Мерсия и Нортумбрия. Этот период носит в истории название гептархии (семикоролевье).

В течение VI-VII веков возвышалось  то одно, то другое государство, пока в 829 году не произошло первое объединение  всех сем королевств под властью  короля Экберта, принявшего титул верховного короля. К этому времени в основном произошло слияние англо-саксов и кельтов, сохранившихся после завоевания, в одну этническую область.

В конце VIII века в Британию начали вторгаться датчане. Почти 200 лет - с конца VIII до середины Х века - северо-восточная  часть Англии подвергалась разорению  и опустошению. Недаром в это  время сложилась молитва: "От ярости норманнов избавь нас, Господи!" Но постепенно завоеватели стали оседать  на северо-востоке Англии, создав там  так называемую полосу "датского права". Население Британии сопротивлялось завоевателям, но безуспешно; силы англо-саксов были разрознены.

Один из наиболее ярких  моментов борьбы с датчанами приходится на правление англо-саксонского  короля Альфреда Великого (871 - 900 годы). Альфред вначале был вынужден бежать от датчан на юг. Позднее, перейдя  к регулярной войне, он смог отбросить  датчан за Темзу. Около 886 года был заключен договор о разделе страны: юго-западная часть оставалась у англо-саксов, северо-восточная отходила к датчанам.

Но мир был непрочным: еще много раз англичанам приходилось  отбивать нападения датчан и викингов. Король Альфред укрепил военные  силы страны. Раньше для войн обычно собиралось народное пешее ополчение  из свободных крестьян, но оно было плохо вооружено и не обучено. Альфред перешел к созданию конных, тяжеловооруженных отрядов, составленных из королевских дружинников, хорошо снаряженных и обученных; сохранялась  и пехота. Таким образом, появилось  войско, которое быстро собиралось, легко передвигалось и было способно выдержать натиск норманнов в открытом поле. Был построен морской флот из длинных судов, которые должны были следить за морскими разбойниками и не давать им высаживаться на берег. Для обороны от датчан сооружались бурги - крепости, в которых постоянно находились сторожевые отряды. Альфред ввел в Англии первый постоянный налог - "датские деньги", предназначавшиеся для обороны от датчан.

В период правления Альфреда англо-саксам удалось вернуть Лондон и оттеснить датчан к северо-востоку. Но в Х - начале XI века Англия вновь была подчинена датским королем Канутом, который создал огромное государство, куда входили Дания, Норвегия, Швеция, Англия и Шотландия. Население Англии было обязано платить датскому королю налог под старым названием "датские деньги". Много земель на юге было отдано датской знати. Но созданное Канутом государство было непрочным, оно быстро распалось, и Англия снова приобрела независимость. Королем Англии стал представитель англо-саксонской знати Эдуард Исповедник.

 

 

31.Возникновение  Ислама. Основные положения и  историческое значение.

Возникновение ислама произошло на территории Аравийского полуострова еще в самом начале 7 века нашей эры.

Ислам зародился в Западной Аравии в VII веке нашей эры и распространился  в странах Ближнего Востока, Северной Африке, Средней Азии и др. Основателем  ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме  и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка  Мухаммеда наизусть, был составлен (около 650 года при третьем преемнике  Мухаммеда -- Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Коран -- священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

 

Позднее был создан сборник преданий -- Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами -- Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

 

На основе Корана и хадисов мусульманские  богословы пытались восстановить биографию  Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся  биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

 

Можно считать установленным, что  Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел  мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много  приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и  большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда  лишена особой фантастики (в отличие  от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Маулид - день рождения Пророка Мухаммада - отмечается 12 числа месяца раби ал- аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в «год слона», то есть в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».

Согласно преданиям, рождение Мухаммада  было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.

Согласно преданию, когда мать Мухаммада  была беременна, ей явился ангел и  сказал: «Ты носишь под сердцем  повелителя этого народа, и когда  он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммад (достохвальный)». Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммада по движению звёзд, а христианское - от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке- Хубал и ал- Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама - реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки- города в западной части Аравийского полуострова.

Информация о работе История средних веков