Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 14:42, курсовая работа
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: проследить историю становления и деятельности ВЧК.
Для выполнения данной цели нам необходимо выполнить ряд задач:
1 рассмотреть причины создания ВЧК.
2 определить путь, пройденный ВЧК с момента создания до становления как репрессивного органа.
3 рассмотреть деятельность, структурные и функциональные изменения в период гражданской войны и НЭПа.
4 проанализировать реформу ВЧК, её причины, процесс разработки и утверждение.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Начало деятельности.
1.1 Создание ВЧК………………………………………………….…………………..……..6
1.2 Борьба за влияние на ВЧК…………………………………….……………..…………..8
1.3 Увеличение полномочий и сфер деятельности. Начало террора……….……………10
Глава 2 ВЧК в период гражданской войны.
2.1 Начало «красного террора»…………………………………………………........…….16
2.2 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1918 году……………….…………..22
2.3 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1919 году……………….…………..23
2.4 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1920 году………………….………..28
Глава 3 Переход к НЭПу и деятельность в новых условиях.
3.1 Изменения в карательной политике……………………………………………………30
3.2 Подготовительный этап для генеральной перестройки………………………………32
Глава 4 Реформа ВЧК
4.1 Причины реформы………………………………………………………………………34
4.2 Процесс разработки и утверждение реформы………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………
ВЧК неоднократно вмешивалась в деятельность различных государственных учреждений, в результате чего провоцировала конфликты, которые заставляли центральные органы Советской власти реагировать на них, тратить время на межведомственные дрязги. Подобная ситуация сложилась в 1919 г., когда в ответ на неоднократное вмешательство в деятельность железнодорожной администрации со стороны ВЧК в адрес Ленина пришла телеграмма Я.М. Свердлова с протестом против подобных действий чекистов. На заседании Совета Обороны по инициативе Ленина вопрос был поставлен на обсуждение, и вышло постановление от 24 февраля с поручением ВЧК прекратить подобную практику. Позднее, в марте, вышло постановление об урегулировании взаимоотношений между ВЧК, железнодорожными ЧК и НКПС.29
Немаловажным фактором, повлиявшим на осуществление реформы, был фактор внешнеполитический. Советская республика нуждалась в передышке, конфронтация с соседями и крупными державами завела в тупик, «шапкозакидательские настроения» и наивный революционный романтизм необходимо было отбросить. Наступало время холодных расчетливых администраторов. Советская Россия отвоевала жизнь и свободу, теперь надо было восстанавливать народное хозяйство, а это можно было делать только в одном случае - используя инвестиции иностранных государств. В этих условиях такой фактор как политический авторитет и престиж государства стал играть значительную роль. Необходимо было показать себя правительством, готовым к диалогу. Для этого чрезвычайщину надо было ликвидировать, в частности реформировать репрессивные органы.
4.2 Процесс разработки и утверждение реформы.
Прелюдией к реформированию ВЧК стала реорганизация войск внутренней службы. В 1920 г. все внутренние войска, называвшиеся вначале Войсками внутренней охраны республики (ВОХР), а позднее - Войсками внутренней службы (ВНУС), находились в ведении НКВД РСФСР. Во ВНУС фактически входили все ведомственные военные формирования, относившиеся к НКПС, НКВД, ВЧК и Наркомпроду. Для сокращения армии и централизации управления внутренними войсками СТО в январе 1921 г. принял постановление о реорганизации войск внутренней службы: все ведомственные войска объединялись под руководством военного ведомства. При этом войска, состоявшие в ведении ВЧК, объединялись в особый вид войск - «войска ВЧК». Войска ВЧК стали самостоятельной структурой, не входящей в военное ведомство; в их компетенции были охрана путей сообщения и коммуникаций, границ государства и складов. При этом их снабжение шло по линии Наркомата по военным делам, а численность определялась по соглашению с РВСР и утверждалась СТО. В январе 1921 г. личный состав войск ВЧК был исключен из списков РККА, командующим войск ВЧК стал бывший командующий ВНУС В.С. Корнев30.
К прелюдии реформы можно отнести и ситуацию с отменой смертной казни. В декабре 1920 г. ВЧК запретила производить казни губернским комиссиям без своей санкции. Дело в том, что высшая мера наказания ранее была отменена, но в связи с обострением внешнеполитической обстановки (Советско-польская война) и ростом «бандитизма» ее применение было восстановлено. ВЧК, чувствуя, что тучи над ней сгущаются, в январе 1921 г. попыталась выступить с рядом инициатив. Об этих инициативах сообщал Дзержинский в письме в адрес ЦК РКП(б) от 13 января 1921 г. Здесь и отмена высшей меры наказания, но с исключением для тяжких преступлений, и отмена военного положения в ряде губерний. Правда, при этом передача судебных функций от ВЧК к трибуналам мыслилась председателем ВЧК не по схеме, содержащейся в декретах и положениях о ревтрибуналах, то есть по закону, а путем ведомственного соглашения между ЧК и трибуналами на местах.31
К тому же ВЧК в этом письме призывала к реформированию судебной системы, а не к реформированию себя самой. Здесь же содержалась инициатива по пересмотру тюремной политики, для чего ВЧК даже образовала комиссию. В основу новой тюремной политики чекисты положили «классовый принцип»: «тюрьма для буржуазии, товарищеское воздействие для рабочих и крестьян».32
Приказ председателя ВЧК № 10 от 8 января 1921 г. указывал следующие меры карательной политики: «…б) Первоочередное рассмотрение дел рабочих и крестьян, шире применять отпуск на поруки и подписку о невыезде; арест сузить, изоляция буржуазии от рабочих и крестьян в тюрьме; концлагерь для буржуазии. Ни один рабочий и крестьянин за мелкую спекуляцию и уголовное преступление не должен числится за органами ЧК».33
Итак, именно в 1921 г. сложилась ситуация, когда все условия, способствовавшие реформе, обрели актуальность в связи с задачами, которые встали перед партийно-государственным руководством страны, а именно: сохранение своей власти и проведение новой экономической политики.
Таким образом, в процессе разработки и утверждения реформы ВЧК можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, процесс реформирования ВЧК с самого начала проходил по инициативе Политбюро ЦК ВКП(б). Главным вдохновителем реформирования был Ленин.
Во-вторых, все формальные моменты утверждения решений по этому вопросу на первом этапе исходили от ЦК партии. Схема принятия решений была такой: Политбюро - съезд Советов - ВЦИК - Политбюро - комиссия - Политбюро. В этой схеме органы Советской власти призваны были придать легитимность решениям партийных органов.
В-третьих, процесс обсуждения и выдвижения проектов реорганизации ВЧК проходил в русле ведомственного противоборства между ВЧК, НКЮ, революционными трибуналами и т.п. Вопросы, обсуждаемые в ходе прений, напрямую затрагивали интересы ряда ведомств, поскольку речь шла о перераспределении полномочий. Это вызывало в ведомствах стремление к защите своих интересов. Именно эти мотивы лежали в основе практически всех проектов реформирования. Фактически это был статусно-ролевой конфликт. В центре конфликта оказались типичные аспекты политического статуса: место в иерархии политической власти, совокупность и объем статусных обязанностей, реальная возможность тех или иных групп участвовать в политической жизни и влиять на нее.34
Однако не стоит и преувеличивать роль ведомственного конфликта. Он был отчасти катализатором реформирования и не более; да, он влиял на характер и ход обсуждения, на позиции сторон, но он не определял направления реформирования. Причины реорганизации ВЧК были гораздо глубже, именно они определили ход процесса. Что касается партии, то она в лице своего ЦК и Политбюро выступала главным инициатором реорганизации ВЧК. Именно интересы правящей элиты были определяющим фактором реформирования. Ведомственные мотивы могли оказать влияние лишь в случае, если не противоречили взглядам партийной элиты, во всех иных случаях они просто игнорировались.
В-четвертых, в процессе разработки и утверждения решений по реформированию ВЧК можно выделить два этапа. Первый: ноябрь 1921 - 9 марта 1922 гг. – этап наступления на полномочия ВЧК. Второй: март 1922 – 1923 гг. – этап контрреформирования.
В-пятых, все обсуждение проходило в узком кругу партийной элиты, без привлечения общественности, а роль государственных органов была ограничена формальным утверждением заранее предрешенных решений, что свойственно авторитарным системам. Подобный характер механизма разработки реформы отвечал реалиям того времени и вытекал из особенностей советской политической системы.
9-й Всероссийский съезд Советов, отметив заслуги органов ВЧК в деле охраны и укрепления завоеваний революции, принял решение о сужении компетенции органов ВЧК и её реорганизации. 2 февраля 1922 года Политбюро утвердило проект положения об "упразднении ВЧК" и, в то же время, пойдя на некоторые уступки чекистам, сохранило за ГПУ права военного ведомства в отношении снабжения и предусмотрело образование при НКВД коллегии ГПУ, утверждаемой Совнаркомом. 6 февраля 1922 года президиум ВЦИК принял декрет "Об упразднении ВЧК и о правилах производства обысков, выемок и арестов". 9 марта Политбюро утвердило положение о ГПУ и особых отделах
Заключение.
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия явилась первой исторической формой советских органов государственной безопасности. Она же стала первым, не имеющим аналогов в российской истории, государственным органом, обладающим правом непосредственной расправы, стоящим вне всякой правовой системы, а точнее, - даже над ней. Первые два месяца со дня учреждения, ВЧК обладала лишь правом предварительного следствия, передавая возбужденные ею дела на рассмотрение в революционные трибуналы. Но уже в феврале 1918 года, опираясь на ленинский декрет от 21.02.1918 г. ВЧК объявила, что она будет осуществлять непосредственную расправу над определенными лицами, т.е. применять расстрел без следствия и суда. Не стоит забывать, что с первых дней революции п приказам "сверху", а не по инициативе "снизу", расстреливали и арестовывали слоями, по классовой, профессиональной или партийной принадлежности
Формально ВЧК подчинялась Совету Народных Комиссаров при сохранении контроля за ее деятельностью со стороны Комиссариата юстиции и Комиссариата Внутренних дел. На деле же декларированный контроль над ЧК со стороны наркоматов юстиции и внутренних дел был фикцией. В реальности ВЧК явилась грозным оружием большевистской партии для упрочения завоеванной политической власти. Не связанная никакими законами, не подконтрольная в своих действиях никаким органам советской власти, ВЧК заложила краеугольный камень в репрессивную систему нового советского общества.
Список литературы.
1 Кожинов В. " Россия век ХХ. 1901-1939 ".М, "Алгоритм ",1999
2 Геллер М., Некрич А. "Утопия у власти ", "МИК ",2000
3 Касвинов М.К. "Двадцать три ступени вниз ". М – "Мысль ",1990
4 Спирин Л.М., Классы и партии в гражданской войне в России, М., 1968
5 Ленин В.И., ПСС, т. 40, 42, 44, 50.
6 Упрочение советской власти в Москве и Московской губернии. М 1958.
7 История КПСС. М., 1968. Т. 3. Кн. 2.
8 Исторический архив. 1958. No 1.
9 В.И. Ленин и ВЧК (1917 - 1922 гг.). М., 1975.
10 Неизвестная Россия: XX век. Кн. 1. М., 1992.
11 Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.
12 Фельштинский Ю. Г. ВЧК/ГПУ: документы и материалы. М. 1995.
13 Колпакиди А. И., Серяков М. Л. Россия В лицах, щит и меч. М., 2002.
14 Мельгунов С.П. Красный террор в России 1918 – 1923 Издание 2-е, дополненное
Берлин 1924
( http://lib.thewalls.ru/cd-
15 Куртуа С., Верт Н., Пачковский А., Панне Ж.-Л., Бартошек К., Марголен Ж.-Л. Черная книга коммунизма. М.: Издательство «Три века истории», 2001, 2-е издание, исправленное.
16 Антонов-Овсеенко А. Враги Народа. М.: «Интеллект», 1996г.
17 Белов Г.А., Из истории Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. 1917-1921. Сборник документов, М., 1958
1 В.Кожинов. " Россия век ХХ. 1901-1939. с. 56.
2 М.Геллер, А.Некрич. Утопия у власти. с. 21.
3 М.К.Касвинов. Двадцать три ступени вниз. с. 83.
4 Л.М. Спирин, Классы и партии в гражданской войне в России. с. 180
5 В.И. Ленин, ПСС, т. 50, с. 142.
6 Упрочение советской власти в Москве и Московской губернии. М 1958. С. 111 - 112.
7Упрочение советской власти... С. 121 - 123
8 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 50. С 89.
9 Ленин В. И. Поли. собр. соч Т. 50. С. 106.
10 Там же. Т. 36. С. 503.
11 Фельштинский Ю. Г. ВЧК/ГПУ: документы и материалы. с. 57.
12 Там же.
13 М.Геллер, А.Некрич. Утопия у власти. с. 29.
14 ГА Белов, цит. соч., с. 197—198.
15 Черная книга коммунизма. с. 154.
16Фельштинский Ю. Г. ВЧК/ГПУ: документы и материалы. С. 67.
17 См. там же. С. 70 – 71.
18 Письмо Ю. Мартова А. Штейну от 25 октября 1918 г.
19Ленин В. И., Поли. собр. соч. Т. 40, С. 114.
20 История КПСС. М., 1968. Т. 3. Кн. 2. С. 366.
23 Постановление принято в развитие приказа РВС республики и НКВД No278 от 17 февраля 1920 г
.
24 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 42. С. 74
.
25 Исторический архив. 1958. No 1. С. 13 - 16
.
26 В.Кожинов. " Россия век ХХ. 1901-1939. с. 64
.
27 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 328 - 329
.
28 В.И. Ленин и ВЧК (1917 - 1922 гг.). М., 1975. С. 545
.
29 В.И. Ленин и ВЧК. С. 165
.
30 В.И. Ленин и ВЧК. С. 427 - 428
.
31 Там же. С. 425
.
32 Правда для служебного пользования: Из документов личного архива Ф.Э. Дзержинского // Неизвестная Россия: XX век. С. 46
.
33 Ф.Э. Дзержинский о революционной законности // Исторический архив. 1958. № 1. С. 16
.
34 Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000. С. 94