Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:51, контрольная работа
Если представления ученых об истории становления и развития учреждений управления, делопроизводства до октября 1917 г. имеют Давнюю традицию и сложились в достаточно четкую и стройную систему знаний, то советский период нуждается в переосмыслении Фактов, событий, концепций, учитывая неоднозначность в трактовке многих вопросов развития управленческой мысли, научной организации труда и делопроизводства в этот период. В историографии декларировалось положение о качественном отличии новой системы, строившейся после общественных потрясений 1917 г. и ликвидации старой буржуазной монархии. Многие современные исследователи напрочь вычеркивают историческую ценность последующего времени. Главный недостаток обоих подходов - игнорирование преемственности в развитии любой системы, в том числе и системы делопроизводства.
История управления и делопроизводства в 1917-1941 гг.
<
назад вперед >
Если представления ученых об истории становления и развития учреждений управления, делопроизводства до октября 1917 г. имеют Давнюю традицию и сложились в достаточно четкую и стройную систему знаний, то советский период нуждается в переосмыслении Фактов, событий, концепций, учитывая неоднозначность в трактовке многих вопросов развития управленческой мысли, научной организации труда и делопроизводства в этот период. В историографии декларировалось положение о качественном отличии новой системы, строившейся после общественных потрясений 1917 г. и ликвидации старой буржуазной монархии. Многие современные исследователи напрочь вычеркивают историческую ценность последующего времени. Главный недостаток обоих подходов - игнорирование преемственности в развитии любой системы, в том числе и системы делопроизводства.
Концепция
"эшелонов развития" цивилизации,
выдвинутая историками и экономистами
еще в 80-е гг., при спорности
отдельных ее построений, во многом
объясняет особенности
Октябрьский
переворот 1917 г., нацеленный на коренной
слом старого государственного аппарата,
на приобщение к его деятельности
широких трудящихся масс, по форме
кардинально изменил
По
составу новый аппарат
"О форме бланков государственных учреждений", в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Так, 8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты".
При рационализации технологии управления использовался опыт работы предшественников. Например, при создании "Положения о письмоводстве и делопроизводстве" за основу взят аналогичный по наименованию и по содержанию документ военного ведомства 1911 г. Изменения в новом проекте были незначительными и касались исключения устаревших канцелярских шаблонов при составлении текстов документов, рекомендаций по использованию меньших форматов бумаги в целях ее экономии и т.п.). При оценке этого периода надо учитывать тяжелые условия Гражданской войны, разрухи. Классовые битвы не способствовали стабилизации и упорядочению деятельности аппарата, а долгая и упорная борьба с бюрократизмом не приводила, да и не могла привести, к ощутимым положительным результатам. Тем не менее период 20-х гг. можно считать наиболее благотворным с точки зрения:
-
организации исследований в
-
вышедших наиболее важных
-
практики работы ведомств, учреждений,
организаций по
Общественно-политическая
и научная жизнь России 20-х
гг. изобилует противоречиями. С
одной стороны, пресечение деятельности
видных ученых, с другой - активная и
успешная работа теоретиков и практиков
управления (Гастев А.К., Керженцев П.М.,
Богданов А.А., Витке Н.А., Вызов Л.А.,
Дрезен Э.К., Бурдянский И.М. и др.), существование
нескольких вполне самостоятельных
школ управленческой мысли. Например,
школы крупного исследователя НОТ
и Управления Гастева А.К. (руководителя
Центрального института труда), выдвинувшей
оригинальную и содержательную концепцию
трудовых установок; направление, возглавляемое
Керженцевым П.М. (создателем в 1923 г.
и руководителем самой массовой
общественной организации в стране
- Лиги "Время", в дальнейшем переименованной
в Лигу "НОТ" - 1924 г.). Керженцев
П.М. сделал в своих исследованиях
важный вывод о перенесении
Организационно-научная деятельность по оптимизации в сфере управления была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами НОТ и делопроизводства. Так, в 1922 г. при общем управлении НК РКИ СССР создан отдел нормализации, состоящий из пяти секций. В секции делопроизводства занимались совершенствованием структуры делопроизводственных служб в партийном и государственном аппарате, рационализацией контроля исполнения, разработкой обоснованных норм выработки для отдельных категорий управленческих работников. На базе отдела нормализации в июле 1923 г. организована Секция административной техники, продолжавшая и расширявшая направления исследований своего предшественника (обследование государственного аппарата с использованием хронометража, анкетирования; консультации по улучшению деятельности "низовых" органов управления, методическая помощь и т. д.).
Для координирования работы по НОТ в масштабах всей страны в декабре 1923 г. образован Совет научной организации труда, производства и управления (СовНОТ). По Положению о Совете, утвержденному 26 декабря 1923 г., он стал постоянно действующим совещательным органом при коллегии НК РКИ СССР и был призван вырабатывать основные принципы техники администрирования и научной организации управления, в частности его документационного обеспечения. Совет занимался также рационализацией техники и технологии производства.
В
середине 20-х гг. дополнительно создаются
две новые крупные организации:
1 января 1925 г. Оргстрой, а в феврале
1926 г. Государственный институт техники
управления (ИТУ). Обе организации
работали в постоянном и тесном контакте.
Причем деятельность Оргстроя носила
преимущественно прикладной характер
(разработка образцов канцелярской мебели,
оборудования, средств оргтехники),
тогда как ИТУ больше внимания
уделял теоретическим исследованиям
в области управления. Реализация
теоретических положений
Наиболее интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись в ИТУ по следующим основным направлениям:
- документооборот учреждений и методы его оптимизации;
-
способы регистрации
-
контроль исполнения
- хранение документов.
Движение основных документопотоков учреждений исследовалось с использованием графических методов, предлагались оптимальные варианты работ с документацией, сокращались инстанции прохождения документов и операции, выполняемые с ними, разрабатывались маршруты курьерской связи. В рекомендациях ИТУ по выполнению учреждениями операций регистрации предлагалось, по возможности, отказаться от регистрации исходящей корреспонденции. Пропагандировалась "безрегистрационная система", базировавшаяся на принципе направления документов непосредственно исполнителям. Однако низкая общая культура управления работников советских ведомств и учреждений стала причиной того, что внедрение данной системы во многом себя не оправдало.
По
системе и направлениям обследования
объектов ИТУ практически не отличался
от зарубежных консультационно-внедренческих
фирм и от организаций, которые работают
в этой области на современном
этапе. В результате детального обследования
учреждений создавался проект реорганизации
общего делопроизводства, состоящий
из двух основных частей. Первая содержала
краткую характеристику существующего
положения дел в организации;
во второй - намечались конкретные пути
реорганизации и улучшения
В
проекте "новой системы
-
организация делопроизводства
-
регистрация документов должна
быть однократной и
-
количество инстанций, через
-
справочная работа
-
контроль исполнения
-
наблюдение, руководство и ответственность
за постановку
После
изложения общих принципов
Важным
этапом в развитии проблем делопроизводства
можно считать подготовленный ИТУ
проект "Общих правил документации
и документооборота" (издан в 1931
г.). В нем аккумулирован передовой
практический опыт, накопленный к
этому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования
отечественных и зарубежных ученых.
Предполагалось ввести "Общие правила"
в качестве типовых и единых для
всех учреждений. Основным исполнительным
органом по реализации всех делопроизводственных
операций, по замыслу авторов, должен
был стать секретариат. В "Правилах"
определялись функции работников секретариата,
их обязанности и содержание работ.
Изложение материала в "Правилах"
можно сравнить с содержанием
современных обучающих
Разработанные
составителями "Правил" признаки
группировки дел (корреспондентский,
предметно-вопросный, номинальный, географический
и хронологический) актуальны в
делопроизводстве и сейчас. В "Правилах"
последовательно и полно
Информация о работе История управления и делопроизводства в 1917-1941 гг