Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:54, курсовая работа
Тема о социальном неравенстве важна, так как высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества. Любые социально-экономические инициативы государства - идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья - должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.
Разрыв растет между богатыми и бедными. Между тем, все большее число трудящихся видят, что их доходы капли. Они либо работают дольше и тяжелее за меньшую плату или они хватаются за любую работу - все больше неполный рабочий день и временные. Сущность неравенства заключается в том, что существуют национальные богатства, доступ к которым имеет совершенное меньшинство, которое и получает большую часть доходов. Экономическое неравенство в корне связано с нашей рыночной системе.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1 Теоретическое исследование социального неравенства и бедности в рыночной экономике……………………………………………………………...5
1.1 Сущность социального неравенства и его причины………………….…. ..9
1.2 Понятие, причины и критерии бедности……………………….……….………10
1.3 Социально-экономические последствия бедности…………………….…13
Глава 2 Решение проблемы социального неравенства в развитых странах и возможность его применения в России……………………………………...…16
2.1. Модели решение социальных проблем в развитых странах……………….
2.2. Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Используемая литература……………………………………………………….30
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели природу социального неравенства, выяснили его причины и последствия, просмотрели, какие показатели применяются для количественной оценки дифференциации доходов. А также в данной главе рассмотрена еще одна проблема российского общества, вытекающая из неравенства - бедность. Были также выявлены ее причины, определены основные критерии и концепции бедности рассмотрены социально-экономические последствия, к которым ведет это явление.
Глава 2 Решение проблемы социального неравенства в развитых странах и возможность его применения в России
2.1 Модели решение социальных проблем в развитых странах.
В силу различных причин во второй половине XX в. значительная постоянно растущая часть ответственности за обеспечение достойного уровня жизни людей перешла к государству.
Начиная с «нового курса» Ф. Рузвельта в Америке государство играет возрастающую роль в социальной сфере. Активная социальная политика американского государства обеспечила высокую квалификацию рабочей силы. 90% американцев, имеют среднее и высшее (включая незаконченное) образование занятых в экономике. Сейчас на здравоохранение американцы тратят 14% ВВП, на образование 7,6, на науку 2,6 ВВП. Средний уровень образования в США – 13 лет, вероятно, это один из самых высоких в мире показателей. В 90-х гг. администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превысил 1 триллион долларов. Не случайно США остается лидером в самых перспективных технологиях, опережая по производительности труда ближайших конкурентов на 15-35%. Социальное обеспечение в США признано важнейшим приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение разделена между частными компаниями и государством должна быть. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.
Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы – социальное страхование и социальное вспомоществование. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев. Вторая сфера государственного социального обеспечения – социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, жилищные пособия, выдачу продовольственных талонов, медицинскую помощь бедным, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах. Всего существует 180 подобных программ.
Южно-европейская модель: Италия.
Греция, Португалия и Испания представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Эту модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль. Как правило, уровень социального обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи.
Одна из проблем основных социальной защиты Италии - исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. Так уровень безработицы на Севере составляет 7,5% приблизительно, а на Юге – более 20%. Также важной проблемой является неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам лишились каких либо доходов.
Следующей по значению проблемой является ассиметричная структура социальных расходов. Это выражается в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение – 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне 11,9%), тогда как на поддержку материнства, семьи, образования и занятости затрачиваются значительно небольшие средства (около 0,8%).
Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров. Наконец, характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.
В целом можно обозначить три приоритетные цели, лежавшие в основе реформ, начатых в 90-е годы.
1)стремление наряду с финансовой консолидацией социального бюджета к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности.
2)унификация предпосылок ля расчета пенсий в разных отраслях.
3) переход к активной политике занятости и более диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.
Континентальная модель: Германия.
Континентальная модель жесткую связь устанавливает между длительностью профессиональной деятельности и уровнем социальной защиты. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В Германии существуют три «отрасли» социального страхования: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса.
В модели социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. В большинстве западноевропейских странах система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.
Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь.
Имеются также большие недостатки. Так, расходы на социальную помощь – одна из самых крупных статей германского бюджета (они сопоставимы с расходами на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получают в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Политики и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации.
Скандинавская модель: Швеция.
Эта модель социальной защиты характерна для Швеции, Дании и Финляндии. Наиболее лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности страхование по безработице.
Отличительная черта скандинавской модели - широкий охват жизненных ситуаций и различных социальных рисков, которые требуют поддержки общества. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов.
Принцип основополагающий шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.
Наконец, необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенностью населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.
Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран.
Можно сделать вывод, что у каждой социальной системы в Европе есть три главные цели:
страхование от общественных рисков
помощь неимущим
перераспределение доходов.
2.2 Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения
В современных условиях система социальной защиты населения имеет большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни.
Социальная защита, её институты и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан независимо от их статуса и положения в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда - многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность.
Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.
Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления:
· социальное страхование;
· социальная помощь;
· обеспечение минимальных социальных гарантий.
Социальное страхование - направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков различного рода. Социальные риски - наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье и т.д. - сопровождают жизнь каждого человека. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого создание надёжной, устойчивой системы социального страхования - важнейшее направление социальной защиты в любом развитом государстве.
В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ); Фонд социального страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС).
Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.
Основной объём средств, направляемых на социальное страхование, расходуется по линии пенсионного обеспечения, выплат пособий по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан.
Социальная помощь - оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме - денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный - адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования.