Итальянский гуманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в попытке отразить представления ведущих гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в.в. о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире.
Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать основные черты итальянского Возрождения;
- выявить своеобразие гуманизма в эпоху Возрождения в Италии.

Содержание

Введение .................................................................................................................С.3
Глава I. Основы гуманистического итальянского Возрождения
§1.1 Колюччо Салютати………………………………………………………………...С.4
§1.2 Леонардо Бруни……………………………………………………….С.6
§1.3 Поджо Браччолини……………………………………………………С.8
§1.4 Джанноццо Манетти…………………………………………………..С.10
Глава II. Переосмысление идей благородства, разума, достоинства и свободомыслия в эпоху итальянского гуманизма
§ 2.1 Новое понимание человека. Идея благородства…………………….С.12
§2.2 Идея разума и знания………………………………………………….С.14
§2.3 Учение о достоинстве человека………………………………………С.17
§2.4 Ренессансное свободомыслие………………………………………...С.19

Заключение................................................................................................................С.21
Список источников и литературы ………………………………………………...С.24

Вложенные файлы: 1 файл

Итальянский гуманизм.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

Проявлением ренессансного свободомыслия стали  особенно характерные для флорентийских  неоплатоников идеи «ученой религии», опирающейся на широкое философское основание, в том числе и языческую, восточную, иудейскую традиции. Христианство при таком подходе рассматривалось как высший синтез религиозно-философских исканий разных эпох и народов, а поиск «согласования» содержавшихся в них истин, проявляющихся в различных внешних формах почитания Бога, приводил к размыванию жестких границ между исповеданиями, соблюдение которых было непререкаемым правилом католической ортодоксии. Фичино и Пико мечтали не только о «философском мире», синтезе различных школ и направлений философии человечества, но и о единой религии, примиряющей разные конфессии. Истина едина, полагали гуманисты, но является людям в разном обличий, поэтическом или философском, языческом или христианском. Особое внимание уделялось при этом античному наследию. Общим для гуманистов стало представление о том, что в древности под покровом басен» поэтического творчества можно обнаружить высочайшие истины мудрости и нравственные правила, которые не противостоят истинам христианской религии, а совпадают с ними или, по крайней мере, их подготавливают. Полярность язычества и христианства, которую утверждало учение церкви, при такой позиции теряла свою четкую определенность, на смену былым контрастам приходил поиск их общей основы. Эта позиция ставила под сомнение исключительность христианства в его католической ипостаси, на чем настаивала официальная церковь. В духе свободомыслия развивалась и теория познания гуманистов, их поиски научного метода. Их фундаментом стали не формальная логика и не апелляция к авторитетам (эту устоявшуюся схоластическую позицию гуманисты отвергали), а свободное искание истины и самих способов ее познания. Отсюда и широкий диапазон различных подходов к этой задаче у гуманистов — от наблюдений над реальной жизнью и природой (линия, четко обозначившаяся у Альберта и Леонардо да Винчи), до обращения к мистике чисел и каббалистике, как у Фичино и Пико. Идеи свободы человека, его познания и творчества —один из главных итогов гуманистической мысли XV в.

 

Заключение

 

Разнообразие  античных представлений о человеке   было  пищей  для  ума гуманистов. Многие из них не просто восхищались этим  временем,  но  считали его лучшим. Выступая против тех идей средневековья, с которыми они  были  не согласны, гуманисты строили свои доказательства на  основании  идей  древних мудрецов. Они не просто передавали их мысли, они спорили с  ними,  создавали новый  взгляд  на  вещи.   Гуманисты  считали,  что  каждый  человек   может ошибаться  и  заблуждаться,  из  этого  следует,  что   каждое   утверждение авторитетного человека, несмотря на все  его  заслуги,  должно  подвергаться сомнению. Таким образом, отношение  меняется  от  бездумного  преклонения  к уважению и почитанию.

Задача  заключалась  в  создании  нового  образа  человека.  Используя античные  представления  для   формирования   своих   убеждений,   гуманисты создавали новую культуру.  Неудивительно,  что  гуманисты  выступали  против схоластической склонности к авторитетам, их задача  была  в  создании  новых представлений, а не в повторении уже высказанных идей.

      Происходило коренное изменение   взглядов  гуманистов  на  человеческое  тело,  они  разбивали  средневековые   представления   о   порочности   тела, доказывая обратное. Очень  убедителен в этом вопросе  Манетти,  он  восхищался материей, устройством, возможностями человеческого тела.

      Исходя из того, что человек  был  создан  по  образу  и   подобию  Бога, который является  творцом,  гуманисты  приходили  к  выводу,  что  он  желал создать себе помощника на земле. Видимо поэтому  все  гуманисты  так  высоко ценили  трудолюбие,  которое  воспринималось  как  благодарность  создателю.

    Стремление  улучшать  окружающий  мир  выразилось   и   в   появлении гражданских мотивов у гуманистов. 

Салютати и Бруни большее предпочтение отдавали  именно  общественному долгу человека. Браччолини с одинаковым почтением относится и к трудам  связанным с управлением государством,  и к умственным  трудам. 

С признанием того, что человек имеет право  на  изменение  окружающего мира, изменился взгляд и на славу. Человеческая слава  приобретала  характер заслуженной  награды, стимула за продолжение  дел Бога. Именно  таким  образом  гуманисты в своих рассуждениях оправдывали славу. Однако к  этому  гуманисты пришли не сразу, у первых  из  них  были  только  попытки  оправдания  этого человеческого  стремления.

Изменялся взгляд гуманистов и на сами добродетели. В целом уважение  к добродетельной жизни у них остается неоспоримым, однако  они  расходились  в  оценке отдельных пороков с христианским представлением  о  них.  К  примеру, Браччолини рассуждал о том,  что жадность  в конечном  результате  может принести пользу государству и гражданам.

Гуманисты, уделяя в своих  трудах  такое  большое  внимание  морально- этическим сторонам  человеческой  жизни,  не  могли  обойти  вниманием  тему благородства. Естественно, что  в  новых  условиях,  когда  люди  незнатного происхождения достигали вершин общества, эта  тема  была  очень  актуальной.

Альберти  с одной стороны называл  несчастными  тех,  кто  не  имеет  его,  с другой  стороны видел в нем фактор, расслабляющий человека, создающий  некую иллюзию защиты от всех невзгод, способный навредить.  В  целом,  в  процессе развития гуманистической мысли богатство рассматривается  как  положительное явление.

В эпоху  раннего итальянского  гуманизма  было  оправдано  человеческое стремление к земным радостям, человек  наделялся  функциями  творца,  что  в конечном результате закладывало представление о центральном  месте  человека в общей картине мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и  литературы:

 

Источники

 

 

  1.  Гуманизм второй половины XIV века- первой половины  XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975.
  2. Манетти Д.О достоинстве и превосходстве   человека//Итальянскоевозрождение. Гуманизм второй половины XIV  века- первой  половины   XV века: Сборник источников/ Сост. и пер. Н.В.  Ревякина.Новосибирск.  1975.

3.  Салютати К. Письмо от 14 июня 1404г. Галиено да Терни//Сочинения      итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М.    Брагиной.М. 1985. С. 44.

 

 

Литература

  1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М.1977.
  2. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского  возрождения.  Иваново. 2000.
  3. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии. Иваново. 1993.
  4. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Салютати К. Письмо от 14 июня 1404г. Галиено да Терни//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/ Под ред. Л.М. Брагиной.М. 1985. С. 44.

2 Итальянский гуманизм эпохи возрождения: Сборник текстов/ Под ред. С.М.Стама. Часть 1. Саратов. 1984. С. 144.

3 Там же. С. 143.

4 Бруни Л. Введение в науку о морали//Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). С. 57.

5 Там же. С. 55.

6 Там же. С. 57.

7 Манетти  Д.  О достоинстве и превосходстве человека//  Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV  века- первой половины   XV  века .С. 64.

8 Там же. С. 68.

9. Манетти  Д.  О достоинстве и превосходстве человека//  Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV  века- первой половины   XV  века.С. 66.

10 Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986.-С145

 

11 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М. 1977.-С187

12 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М.1977.-С.189

 


Информация о работе Итальянский гуманизм