КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:35, доклад

Краткое описание

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Формы исторического знания:
- историческая;
- экономическая;
- политическая;
-военная.

Вложенные файлы: 1 файл

1ИСТОРИЯ ЭКЗАМЕН.docx

— 117.09 Кб (Скачать файл)

1.1. Сущность, формы и функции исторического знания.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Формы исторического знания:

- историческая;

- экономическая;

- политическая;

-военная.

Виды:

-нумезматика

- дипломатика  ( наука о древних рукописях)

Сущность  История рассматривается, с одной  стороны, как процесс развития природы  и человечества, а с другой, как  система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.  
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках.-.  
История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.  
По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.)  
Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.  
Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.  
История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.  
Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.  
История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.  
Функции  
1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.  
2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.  
3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.  
4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

    1. Декабристы в истории России.

 

 Первые русские революционеры  — декабристы — были борцами против крепостного права и самодержавия. 
     Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г.— в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания — декабрю — они и называются декабристами. 
     Многое удивительно и своеобразно в этом революционном движении. Молодые дворяне — декабристы — сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма — они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии.  
     Смена феодального строя буржуазным явилась важным этапом в истории человечества.      Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демократических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также назрела необходимость ликвидации старого, отжившего феодально-крепостного строя. Движение декабристов ибылопервым проявлением этой назревшей борьбы. 
     Таким образом, восстание декабристов не стоит особняком в мировом историческом процессе — оно имеет в нем свое определенное место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя. 

После победы над Наполеоном в России, наша армия продолжила боевой поход. В 1814 году мы вступили в Париж. Вся Европа восхитилась мощью и боевой выучкой русской армии. Многие россияне увидели, что простой народ в Европе живет лучше, чем в России. Нашлись талантливые люди, которые задумали переустроить Россию.

Было создано более 30 тайных обществ. Наиболее заметными среди  них стали: Южное (руководил Пестель) и Северное(руководил Муравьев).

ПРИЧИНЫ движения декабристов:

  1. Влияние идей Просвещения и европейских революций (Франция, Испания, Греция, Италия и др.).
  2. Влияние идей просветителей России (Новиков, Радищев).
  3. Участие в заграничном походе и знакомство с жизнью в Европе.
  4. Жесткая внутренняя политика в России.

СУЩНОСТЬ:  По подобию событий в Европе, совершить переворот силами армии без участия народа. Изменить форму правления, отменить крепостное право и дать личную свободу крестьянам.

ПРОГРАММЫ преобразований:

Северное общество:  хотело создать конституционную монархию, парламент - «Народное вече», избирательное право по имущественному цензу, федеративное устройство России.

Южное общество: создать парламентскую республику во главе с Президентом, всеобщее избирательное право.

Они забыли, что Великая  Французская буржуазная революция, начавшаяся в 1789 году, унесла жизни  более 900 тысяч крестьян, не считая других слоев населения. В результате к  власти приходила то одна кучка богачей, то другая, но народ оставался в  нищете. Декабристы думали о народе – неправда. Они хотели захватить  власть, стать богаче и уничтожить всех, кто не согласен. Всем красивым словам цены нет, когда начинают лить кровь. Декабристы были наивны и плохо уяснили уроки безмерно кровожадной революции. Последующие в России революции принесли столько зла и нищеты, что наш народ до сих пор опомнится не может.

14 декабря 1825 – заблудшие солдаты и офицеры (ок. 3 тысяч) подняли восстание в Санкт-Петербурге. Генерал-губернатор Милорадович (герой войны с Наполеоном) говорил с ними, чтобы уберечь их от предательства. Но героя войны убил один из революционеров. Народ, смотревший с улиц города на происходящее, ничего не понимал. Восстание было подавлено: 5 человек повешены, более 280 сосланы в Сибирь.

ПРИЧИНЫ поражения:  несогласованность действий, разница во взглядах на будущее России, малочисленность, оторванность от народа

. Место и роль декабристов в истории России. 
 В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами. 
Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержавием и крепостным строем, но впервые в истории революционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований. 
     Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодержавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения. 
     Между стихийными крестьянскими восстаниями Разина и Пугачева и выступлением декабристов легла целая  полоса мировой истории: ее новый этап был открыт победой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения  нового — капиталистического — встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому времени, и в этом существенная сторона их исторического  значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты. 
Лозунги борьбы против крепостного права и самодержавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами случайного и преходящего значения: они имели большой исторический смысл и остались на долгие годы действенными и актуальными в революционном движении.  
     Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорбным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на активное участие народных масс. Тема народа как главной силы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в сознание деятелей революционного движения. «Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа»,— сказал преемник декабристов Герцен,— и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов. 
     Это точка зрения  советской исторической школы. 
Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки. 
     Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца 
18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из общественной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался представить историю как борьбу двух начал — русофильско-патриотического и западническо-космополитического. 
     Специальных работ, посвященных декабристам, Соловьев не оставил. Но целый ряд высказываний достаточно определенно характеризует его взгляды. Декабристская идеология представлялась ему отголоском революционного брожения на Западе, с одной стороны, и реакцией на просчеты правительственной политики — с другой  (антинациональный Тильзитский мир, безучастное отношение к судьбам восставших греков, издержки александровской системы союзов). Впрочем, указывая на объективно-исторические корни декабристского восстания, Соловьев был далек от его оправдания. Сами идеалы и цели движения казались ему мертворожденным плодом кабинетных занятий. "Мыслящим русским людям, — писал он в "Записках", — Россия представлялась tabula rasa*, на которой можно было начертать все, что угодно, начертать обдуманное или даже еще не обдуманное в кабинете, в кружке, после обеда или ужина». Деятелей декабризма он обвинял в наклонности к опасному политическому авантюризму.    Эта оценка прилагалась к обещанию П. И. Пестеля восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, данному в переговорах с поляками. Он допускал даже, что столь безрассудно широкий жест мог озадачить трезвых и расчетливых политиков — поляков. Незрелость декабристской мысли, по его словам, выразилась и в том, что "Бестужев, например, предлагал введение в России и Польше американской формы правления".  
     Но в то же время его убеждениям претило и официальное ошельмование декабристского движения в годы николаевской реакции. В извращении уроков декабристского выступления Соловьев видел еще одно подтверждение оторванности правящего слоя от народа. Досаднее всего было то, что этот порок во всей своей неприглядной сущности проявлялся именно тогда, когда, по его представлениям, от правительства требовалась особенная чуткость к общественному мнению. Возмужавшее в XIX веке гражданское общество требовало от  государственной власти более гибкого и деликатного обращения. В этом убеждении Соловьев не был одинок. О том же толковали и другие историки буржуазно-либерального направления, добиваясь от правительства благосклонности к новым самодеятельным общественным формированиям (в лице так называемых "частных союзов" в концепции Соловьева и В. О. Ключевского, бессословной интеллигенции — в концепции А. А. Корнилова, "мыслящего общества" — А. А. Кизсветтера). Занимаясь с великими князьями, Сергей Михайлович старался, чтобы те затвердили правило: "Надобно поддерживать коллегиальные учреждения, выборное начало, не стеснять, но в то же время зорко следить, чтобы союзы неокрепшие не позволили себе неряшества и злоупотреблений". 
     Именно сопоставление точек зрения позволяют видеть всю картину событий и извлекать уроки. 
Заключение. 
 
 
     В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание Декабрь 1825 года—явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историке культурными символами. Первое сознательное выступление за свободу — первое трагическое поражение 
     Свои записки С.П. Трубецкой завершает следующими мыслями: 
«Отчет напечатанный правительством по окончании следствия, произведенного составленным на то Тайным комитетом представил тогдашнее действие общества как какое то безрассудное злоумышление людей порочных и развратных сумасбродно желавших только произвести в Отечестве смуты и не имевших никакой благородной цели кроме ниспровержения существовавших властей и водворения в Отечестве безначалия. 
     К несчастью общественное устройство России еще и до сих пор таково, что военная сила одна, без содействия народа, может не только располагать престолом, но и изменить образ правления Достаточно заговора нескольких полковых командиров чтоб возобновить явления, подобные тем которые возвели на престол большую часть царствовавших в прошлом веке особ Благодаря промыслу, ныне просвещение распространило понятие, что подобные дворцовые перевороты не ведут ни к чему доброму Что лицо, сосредоточившее в себе в часть, не сильно устроить благоденствие народа в теперешнем его быту, но что только усовершенствованный образ государственного устройства может со временем покарать злоупотребления и притеснения, неразлучные с самодержавием, лицо им облеченное, какой бы оно ни горело любовью к Отечеству не в состоянии поселить этого чувства в людях, которым оно по необходимости должно уделять часть своей власти Нынешнее государственное устройство не может всегда существовать и горе если оно изменится через восстание народное Обстоятельства сопровождавшие восшествие на престол ныне царствующего государя, были самые благоприятные для введения нового порядка в государственном устройстве и безопасного участия народного но высшие государственного сановники или не постигли того или не желали его введения Сопротивление ,которое можно было ожидать по духу, овладевшему гвардейским войском должно было ожидать, не имея благо дательного направления должно было разрешиться беспорядочным бунтом Тайное общество взяло на себя обратить его к лучшей цели»

2.1. Теории и подходы к изучению исторического процесса.

 

    1. Религиозная (теологическая) история – теория объяснения жизни людей;
    2. Теория географического детерменизма
    3. Эволюционный подход (дикость, варварство, цивилизация)
    4. Марксизско – Ленинская (ФОРМАЦИОННАЯ)

I период- первобытно – общинный строй ( отсутствие частной собственности, все равны. Коллективизм)

II период – рабовладельческий

III период – феодальный

IV период – буржуазный

V период – социализма и коммунизма

5)Цивилизационная теория (Тойнби , Данилевский)

 

ПОДХОДЫ:

- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ

- ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ.

Сущность идеалистического и материалистического понимания  исторического процесса.

Идеалистическое понимание исторического процесса — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. п. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны. С древних времен господствовал взгляд, согласно которому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты XVII—XVIII вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают социальные порядки. При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные(Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на общество биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни общества — географической среде, народонаселению (мальтузианство).

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной. Ее реализация—создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет основное внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Впервые основные черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”.Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии”. Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет“Капитала”. Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. И. м. тесно связан с осмыслением проблем современного общественного развития, с развитием наук.

Информация о работе КРЫМСКАЯ ВОЙНА