Карательный аппарат дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык.
Реформы государственного управления и правового регулирования, проводимые во многих отраслях сразу оказались сколь коренными, столь же и непоследовательными. Это определило последовавший за убийством Александра II откат назад.
На протяжении всего XIX столетия правительство вело непрекращавшуюся и бесплодную борьбу с бюрократизацией, ростом чиновничьей армии и безумным объемом бумажной переписки.

Содержание

Введение 3
Карательный аппарат дореволюционной России 5
Заключение 16
Список источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

1599 Курсовая Карательный аппарат дореволюционной России (вт.половина 19-20 вв).doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Карательный аппарат дореволюционной  России 5

Заключение 16

Список источников 17

 

 

Введение

Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык.

Реформы государственного управления и правового регулирования, проводимые во многих отраслях сразу оказались сколь коренными, столь же и непоследовательными. Это определило последовавший за убийством Александра II откат назад.

На протяжении всего XIX столетия правительство  вело непрекращавшуюся и бесплодную борьбу с бюрократизацией, ростом чиновничьей армии и безумным объемом бумажной переписки. Внутри ведомств то и дело создавались всякие комиссии по сокращению переписки и штатов — между тем то и другое продолжало взбухать. Правительство бесконечно бродило по замкнутому кругу: централизация управления вела к росту бюрократизации, чиновничьего произвола, коррупции, раздуванию аппарата; передача власти на места — к выходу местной власти из-под контроля, чиновничьему произволу, коррупции.

Реформы 1860-х изменили картину, но отнюдь не радикально. Появились независимые суды и выборные земские органы, но парадоксальным образом усилилась также и роль Министерства внутренних дел. Ведь к нему теперь перешли те функции по управлению крестьянским населением, которые ранее делегировались помещикам, а заодно и надзор за проведением в жизнь положений 1861 года. Подведомственная ему администрация контролировала и выборные земские, и крестьянские органы самоуправления.

После реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном  механизме, а его руководитель стал практически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

К функциям III Отделения относилось составление для императора ведомостей о «всех без исключения происшествиях», а также статистических сведений «до полиции относящихся». Последнее, а также то, что жандармские офицеры, относительно независимые от местной администрации, сообщали в III Отделение о всех недостатках в ее деятельности, в том числе в области охраны общественного порядка, породили серьезные трения между МВД и III Отделением.

Более чем полувековое (с 1826 по 1880 гг.) параллельное существование органов  руководства политической и общей  полицией сопровождалось постоянным соперничеством III Отделения и МВД.

Откровенно полицейский характер государства раздражал образованное общество. В каждом доме был служащий полиции — дворник; он следил за жильцами, доносил обо всех подозрительных лицах и событиях. Университетские профессора должны были в полиции получать разрешение на чтение публичных лекций — полицейские чины решали, дозволять ли лекцию. В их же руках были цензура, выдача заграничных паспортов и прочее, и прочее. При всеобъемлющем характере действовала полиция не то чтобы совсем плохо, но и не сказать, что эффективно.

Таким образом, тема работы в контексте  проходящей административной реформы  по-прежнему весьма актуальна.

 

 

Карательный аппарат  дореволюционной России

Масштабные изменения в системе  охраны правопорядка, проведенные Александром II в 1855-1881 гг., можно считать крупнейшими из его реформ.

В 1857 г. усилили административную и  уголовную ответственность за оскорбление  полицейских при исполнении обязанностей.

8 июня 1860 г. государев Указ передал предварительное следствие от полиции учрежденным судебным следователям. Производство дознания считали административной деятельностью. Его акты не имели доказательственной силы1. По Уставу уголовного судопроизводства полиция немедленно или в течение суток обязана была сообщить судебному следователю или прокурору о всяком проступке или преступлении. При их отсутствии полиция заменяла следователя и вела судебное расследование, не терпящее отсрочки: осмотр, обыск, выемку и др. То же разрешалось, когда следы обнаруженного преступления могли утратить до прибытия па место происшествия следователя. Но на деле полиция часто превышали полномочия. И.Я. Фойницкий считал, что «...главная причина зла сосредоточения предварительного следствия в руках полиции... в том, что по положению своему органы ее не представляют достаточных гарантий беспристрастия, независимости и нелицеприятия»1.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. привела к реформе полиции  форме. По Положению от 28 июня врачебно-полицейские  коми могли за нарушения отправлять в исправительные заведен только проституток, но и содержательниц домов терпимости.

Принятая 12 сентября 1862 г. «Инструкция  полициям об обязательных их по питейному  сбору» обязала полицию строго следить  за продажей напитков, соблюдением санитарных и медицинских правил в питейных заведениях.

25 декабря приняли «Временные  правила об устройстве полиции  в городах и уездах губерний  по общему учреждению управляемых» (полицию Царства Польского, округов  Войска Донского, Восточной и  Западной Сибири организовали особыми законодательными актами). В Санкт-Петербурге полицию возглавлял градоначальник, назначаемый императором, в Москве обер-полицмейстер (позднее - градоначальник). В губернских городах создавали городские полицейские управления во главе с полицмейстерами, подчинявшимися губернаторам. Изменили штат городских полицейских подразделений, уездную и городскую полицию объединили в единый комплекс, во главе с назначаемыми уездными полицейскими управлениями под руководством уездных исправников. Им подчинялись городничие с канцеляриями (в уездных городах) и земские исправники с земским судом (от уездов)2.

14 января 1863 г. создали Главное  управление печати в МВД, Судебные  уставы 20 ноября 1864 г. изменили функции  полиции, особо проведение дознания и выполнение законных требований судебных органов полицией.

В соответствии с Земским Положением 1864 г. губернатор (как глава полиции  губернии) получил право «...остановить исполнение всякого постановления  земских учреждений, противного законам  и общегосударственным пользам»3.

Убийство 1 марта 1881 г. Александра II стало  началом полицеизации страны.

В мае создали Комиссию по разработке мер борьбы с революционным движением. Одним из самых видных ее членов стал преемник Лорис-Меликова Плеве.

В июне к Департаменту государственной полиции присоединили Судебный отдел. Его 1-е делопроизводство наблюдало за ходом политических дознаний, 2-е делопроизводство занималось перепиской по административной высылке, установлению наблюдения за политически неблагонадежными, по розыску лиц, бежавших с места ссылки, и т.д.

Реакцией Александра III на убийство его отца стало разработанное комиссией Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа и опубликованное 8 сентября, наделившее сотрудников полиции дополнительными правами. При министре внутренних дел создали Особое совещание с правом административной ссылки сроком от 1 до 5 лет (занималось административной высылкой тех, против которых не было достаточных улик для привлечения к судебной ответственности). В губерниях России по нему могли ввести две стадии исключительного положения:

1) усиленной (министр внутренних  дел или генерал-губернатор) охраны (генерал-губернатор мог запрещать  общественные и частные собрания, закрывать любые торговые и промышленные заведения, проводить в любое время обыски, запрещать отдельным лицам пребывание в дайной местности, некоторые дела уголовным преступлениям передавать на рассмотрение военного суда и т. д.);

2) чрезвычайной (решение Комитета  Министров, утвержденное императором) охраны.

Положение ввели на 3 года, но регулярно  продлевали, около 36 лет до февраля 1917 г. составляло основу правового регулирования  в деле охраны коренных устоев власти. За 24 года (1881-1905 гг.) закрыли 15 газет  и журналов, запретили 72 книги (среди них рассказы Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, роман Гюго и др.)4.

3 декабря Положение «Об устройстве секретной полиции в Империи», основанной на системе розыскных охранных отделений ОКЖ и полиции «по образцу существующих в столицах отделений по охраненню общественного порядка и спокойствия» под руководством Департамента государственной полиции. Их штат могли комплектовать офицерами ОКЖ и гражданскими чиновниками. Руководство ими возложили на инспектора секретной полиции, назначаемого товарищем министра внутренних дел. Эту должность занял Г.П. Судейкин, в декабре 1883 г. убитый завербованным им агентом С.П. Дегаевым5.

В феврале 1883 г. Департамент государственной  полиции стал Департаментом полиции. В нем возникли 4-е (наблюдало за ходом политических дознаний) и 5-е (ведало сначала гласным, а затем негласным надзором) делопроизводства.

1896 г. в основу деятельности  петербургской сыскной полиции  положили территориальный принцип.  Чиновников для поручений распределили  по отделениям города, а полицейских надзирателей - по участкам.

За оппозиционными и революционными силами наблюдал созданный в 1896 г. Особый отдел Департамента полиции из 59 штатных чиновников МВД и 16 ООО  офицеров и нижних чинов ОКЖ (в  штате на 17 января 1897 г. числились 9 169). В политических партиях радикального направления работали до 2 500 тайных агентов полиции. Департамент следил и за рабочим движением. МВД покровительствовало организациям начальника московского охранного отделения полковника С.В. Зубатова, проповедовавшего идеи «полицейского социализма», «социальной монархии»6.

В 1802 г. Департамент полиции издал  циркуляр об организации при ГЖУ  агентурно-наблюдательных пунктов.

По инструкции 1904 г. ГЖУ должны были; наблюдать за местным населением и направлением политических идей общества, проезжающими через границу и «иностранными разведчиками»; доводить до сведения высших властей о беспорядках и злоупотреблениях; производить дознания по делам о государственных преступлениях и расследования в порядке Положения о государственной охране; осуществлять негласный полицейский надзор; разыскивать и наблюдать за укрывающимися от преследования властей; помогать местной общей полиции в охране порядка и внутренней безопасности на церковных торжествах и в соблюдении порядка на ярмарках и народных гуляниях; конвоировать арестантов.

По Закону от 7 июня 1904 г. охранка  могла использовать показания филеров.

Для нижних чинов полиции создали  карманный справочник «Словарь современного городового», в 1904 г. - «Настольный я  лицейский словарь».

В виду развития сети охранных отделений  «Положение о гласном полицейском  надзоре» отменили в 1904 г.

17 октября 1905 г. был издан подписанный Николаем II Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявивший о созыве законодательной Государственной думы. По существу, Манифест был декларацией о намерении власти осуществить конституционную реформу с указанием основных ее принципов. Подписание Манифеста означало, что общество отвоевало у государства основные права и свободы. В документе содержалось обещание «даровать» народу свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности. Тем самым был начат поворот в сторону конституционной монархии. 24 ноября 1905 г. была упразднена цензура для периодической печати. С этого момента газеты и журналы отвечали только перед судом. 4 марта 1906 года Указами императора «Об обществах и союзах» и «О собраниях» была гарантирована свобода собраний и союзов, они давали возможность легально образовывать профсоюзы и политические партии. В апреле 1906 года Николай II «высочайше» утвердил новую редакцию Свода основных государственных законов в 82 статьях, которой определялось существо Верховной Самодержавной власти, права и обязанности российских подданных, функции и устройство Государственного совета и Государственной думы. По существу, Свод основных государственных законов являлся конституцией страны7.

Согласно Своду, императору Всероссийскому по-прежнему принадлежала «Верховная Самодержавная  власть», ему принадлежал «почин»  в законодательных вопросах. Лишь император имел право утверждать законы, и без его утверждения ни один закон «не мог иметь своего совершения». Император имел право объявлять войну и заключать мир, а также договоры с иностранными государствами. «Власть управления» также во всем ее объеме принадлежала императору. Он определял внешнюю и внутреннюю политику страны, являлся «Державным Вождем» российской армии и флота, имел право чеканить монету, назначать и увольнять Председателя Совета министров8.

Вместе с тем  избираемая населением на пять лет Государственная дума ограничивала власть монарха в законодательных и финансовых вопросах. Согласно девятой главе Свода, «никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственного совета, Государственной думы». Поэтому с конца апреля 1906 г. Российская империя фактически представляла собой конституционную монархию.

Глава восьмая  Свода законов установила такой  объем гражданских прав и свобод, какого Россия никогда не знала в  своей истории. Никто не мог быть подвергнуть преследованиям иначе чем в законном порядке. Каждый российский подданный имел право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество. Свод законов провозглашал свободу вероисповедания и неприкосновенность жилища и другие гражданские права и свободы.

В поддержку нового курса власти выступили либеральные партии. Ведущую  роль среди них играли партии кадетов (Конституционно-демократическая партия) и октябристов («Союз 17 октября»). Во главе кадетов встали П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, П. Б. Струве, во главе октябристов – А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. А. Стахович и др. Возникнув осенью 1905 г., эти партии отражали настроения левого и правого крыла предпринимателей, интеллигенции, помещиков. Если первые выступали за дальнейшее углубление демократических преобразований (решений крестьянского, рабочего и национального вопросов), то вторые считали необходимым максимально использовать возможности, открывшиеся после реформы, сплотить все созидательные силы страны вокруг монархии, идей православия и патриотизма9.

Желая оправдать бескомпромиссную борьбу против самодержавия, левые  политические лидеры, и прежде всего  Ленин, категорически отказывались признавать новый государственный строй конституционной монархией. С левыми радикалами в этом вопросе солидаризировались крайне правые. Они также отказывались считать, что власть монарха как-то ограничена.

Встав на путь демократического обновления страны, правительство одновременно активизировало борьбу с политическим экстремизмом. Ограничивалась или запрещалась деятельность профсоюзов. Новый закон о стачках, изданный 2 декабря, предусматривал тюремное заключение за участие в забастовках на предприятиях, имевших оборонное и общегосударственное значение.

Информация о работе Карательный аппарат дореволюционной России