Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Политический строй Древней Руси. Государство Русь было раннефеодальной монархией.
Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Старшая дружина принимала участие в управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя

Содержание

1. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений…………………………………………..
2. Политическая жизнь Древней Руси в Х – первой половине XI вв. Походы киевских князей. Борьба с кочевниками………………………………………………………………………………………..
3. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия……………………..
4. Обострение политической борьбы в Киевском государстве во второй половине XI - начале ХП вв. и его распад………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 869.71 Кб (Скачать файл)

Тема  №2

«Киевская Русь»

План:

1. Экономика, политическое  устройство и социальная структура  Древнерусского государства. Становление  раннефеодальных отношений…………………………………………..

2. Политическая жизнь  Древней Руси в Х – первой  половине XI вв. Походы киевских князей. Борьба с кочевниками………………………………………………………………………………………..

3. Христианизация Руси  и ее последствия. Феномен двоеверия……………………..

4. Обострение политической  борьбы в Киевском государстве  во второй половине XI - начале  ХП вв. и его распад…………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономика, политическое  устройство и социальная структура  Древнерусского государства. Становление  раннефеодальных отношений


Политический  строй Древней Руси. Государство  Русь было раннефеодальной монархией.

Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую  и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю  дружинников, составляла военный и  политический совет князя. Старшая  дружина принимала участие в  управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя. При принятии решений князь, в общем, был фигурой самостоятельной, но в значительной степени его деятельность направлялась верхушкой класса феодалов - боярством. Роль вече снизилась, оно полностью находилось в руках боярства. Великокняжеский двор стал административно - бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления государством.

     Доходы князя составляли разные  источники. В X - начале XI в. это  в основном "полюдье", дань, получаемая  с городов. В XI - начале XII в.  с появлением крупного великокняжеского  землевладения немаловажным источником  доходов великого князя стали  различные виды феодальной ренты.  Вместе со складыванием великокняжеского  землевладения функции великого  князя значительно усложнились.  Владея крупным собственным доменом,  князь должен был вести в  нем сложное хозяйство, управлять  территориями, руководить многочисленной  администрацией, вершить суд. Усложнились  функции великого князя и по  охране границ государства. Теперь  ему приходилось организовывать  не столько дружину, сколько  феодальное ополчение, нанимать  иноземные войска.

 

  Социально-экономический  строй Древней Руси. Основой общественного  строя являлась феодальная собственность  на землю с постепенно возрастающим  закрепощением свободных общинников. Основной формой организации  производства стала феодальная  вотчина, или отчина, т.е. отцовское  владение, передаваемое по наследству. Первое упоминание о вотчинах  на Руси относится к Х в. Вотчина включала в себя не только земли, но и постройки, живой и мертвый инвентарь. Центром вотчины являлся "княждвор", в котором находились хоромы князя и его семьи. В вотчине находились также дома его слуг - бояр - дружинников, жилища смердов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции (См. дополнительный иллюстративный материал).

     В ХI в. начинают складываться боярские, монастырские вотчины. Складывание боярских вотчин проходило несколькими путями:

     - князь жаловал своего дружинника  определенной территорией для  сбора дани, т.е. "прокорма", и  она впоследствии превращалась  в его наследственное владение;

     - князь жаловал за службу дружинника  землями из государственных земель;

     - князь жаловал дружинника за  службу из княжеской вотчины. 

     Складывание церковного и монастырского  землевладения происходило в  основном за счет княжеских  пожалований, но происходил и  захват земли свободных общинников. В дальнейшем количество и  размеры боярских и монастырских  вотчин увеличивались за счет  пожалований, купли, продажи, дарения,  освоения новых территорий и  т.п. Духовенство в обществе  занимало особое место, оно  делилось на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе  церкви стоял митрополит, обычно  назначаемый константинопольским  патриархом, ему подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами  подчинялись епископам и митрополиту. 

     В письменных источниках по  истории Древней Руси содержатся  различные термины для обозначения  деревенского поселения: "погост", "мир", "слобода", "село", "деревня".

     Население, проживавшее в сельской  местности и занимавшееся сельскохозяйственным  трудом, называлось смердами. Смерды  жили как в свободных крестьянских  общинах, еще не попавших под  власть феодала, так и в феодальных  вотчинах. Смерды, проживавшие в  вотчинах, находились в более  тяжёлом положении, так как  теряли личную свободу. "Русская  Правда" свидетельствует о том,  что в XI в. уже существовали  категории зависимого от феодалов  населения - закупы, рядовичи, холопы, что является свидетельством  раннего этапа закрепощения свободного  населения. Закупом становился  разорившийся смерд, который брал  у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарём. Закуп должен был работать  на своего кредитора и подчиняться  ему, пока не вернёт долг. Господин  мог подвергнуть закупа телесным  наказаниям по своему усмотрению, за попытку побега закуп мог  превратиться в холопа. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с  вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие  различные работы. Несоблюдение  договора грозило рядовичу полным  холопством. Ещё одна категория  зависимого населения, проживавшая  в княжеской или боярской вотчине,  были холопы. Они фактически были  на положении рабов и пополнялись  за счёт пленников или из  числа разорившихся соплеменников.  Господин мог неограниченно распоряжаться  личностью холопа: убить, продать,  отдать за долги. Главными формами  эксплуатации зависимого населения  вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.

     В Киевской Руси было также  свободное население, которое  называлось "люди". Люди не состояли  на службе у князя, но платили  ему подати и дани. Из них  набирались ратники, обычно составлялись  городовые полки под командой  княжеских бояр или тысяцких.

     Так в экономике Руси продолжал  развиваться феодализм. Но наряду  с феодальным укладом в экономике  существовали также рабство и  первобытно-патриархальные отношения.  Феодальный строй Руси отличался  от "классических" западных европейских  образцов. Эти отличия заключались  в том, на Руси в экономике  огромную роль играло государство.  Свидетельством этого являлось  наличие значительного числа  свободных крестьянских общин,  находившихся в феодальной зависимости  от великокняжеской власти.

     С дальнейшим развитием ремесла  и торговли на Руси росло  число городов. Город был административным, торговым, ремесленным центром. Центром  города являлся торг, где реализовывалась  ремесленная продукция. Во главе  городов стояли "старцы" и дружинники  из крупных местных землевладельцев.  Все большим влиянием в городе  пользовались купцы, так как  значение торговли в экономике  Руси было велико. В IX - сер. XI в.  интенсивная торговля велась  на юге Руси с Византией,  Хазарией. Большую роль в этой  торговле играли арабские купцы.  Русь вывозила меха, воск, мед,  лен, полотно, серебряные изделия.  Ввозились дорогие ткани, серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, византийская церковная утварь. В сер. XI - XII вв. международная ситуация на юге изменилась: пал арабский Халифат, участились нападения половцев на южнорусские степи, в северном Причерноморье всю торговлю захватили генуэзские и венецианские купцы. И тогда центр торговли на Руси переместился с юга на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Более интенсивной стала торговля с западными странами, возросло значение Волжского торгового пути.

     Самую многочисленную часть городского  населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые.  В XI в. на Руси насчитывалось около 60 видов ремесел: кузнечное, оружейное, обработка цветных металлов, гончарное, кожевенное, портняжное, ювелирное. Изделия русских ремесленников были известны далеко за пределами страны. Высокого развития достигла на Руси гончарное ремесло. Гончары изготавливали посуду, выделывали кирпичи - "плинфу", черепицу, изразцы, служившие для украшения пола, стен и потоков зданий. Особым видом ремесла было стеклянное производство. Популярны были на Руси украшения из стекла: бусы и кольца. Исключительно широкое развитие на Руси имела деревообработка. Появление каменного строительства привело к появлению группы ремесленников - каменщиков. В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев - "гостей".

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическая  жизнь Древней Руси в Х –  первой половине XI вв. Походы киевских  князей. Борьба с кочевниками.


Первым историческим деянием норманнов-руссов был кровавый и опустошительный  набег на Константинополь в 860 г. Византийцы описали его как очевидцы. Ознакомившись с их хрониками  два столетья спустя, летописцы приписали поход новгородскому князю и его "боярам" в полном соответствии со своим взглядом на Рюрика, как на первого русского князя. Бояре Аскольд и Дир "отпросились" у Рюрика в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем.

По словам летописи, "бе бо Олег вещий". Эти слова воспринимают как указание на то, что Олег был князем-жрецом. Однако летописный текст допускает более простое толкование. Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение "священный". Таким образом, прозвание "вещий" было простым переводом имени Олега. Летописец черпал сведения об Олеге из дружинного эпоса, в основе которого лежали саги, сложенные норманнами-руссами.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны  с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после "вокняжения" в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. "Вещий" Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход "в ладьях на колесах" привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам "злато и паволоки" (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал  предание о том, что Олег был князем "у варяг" и в Киеве его  окружали варяги: "седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи". На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, "которых иначе мы (жители Западной Европы. - Р. С.) называем норманнами". Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: "мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд...иже послани от Олега..." Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее - его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.

Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных  к императору "от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр". К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у "великого князя" Олега были другие "светлые и великие князья". Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей - норманнских викингов, собравшихся "под рукой" Олега для похода на греков.

Из "Повести временных лет" следует, что и полулегендарные  Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам - северянам: "Аз им (хазарам -Р. С.) противен..." Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их "союзники" русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки  и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину ("за море"), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское  предание о том, что Олег после  похода прошел через Новгород в Ладогу и "есть могыла его в Ладозе".              

Информация о работе Киевская Русь