Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:11, реферат
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
Введение
1. Восточные славяне в дофеодальный период. Общество военной демократии. Подготовка к образованию государства.
2. Образование древнерусского государства. Переход от общества военной демократии к раннефеодальной монархии:
а) Социально-политический строй Киевской Руси.
б) Принятие христианства.
3. Киевская Русь вXI – начале XIII веков
Заключение
Список литературы
План.
Введение
1. Восточные славяне в дофеодальный период. Общество военной демократии. Подготовка к образованию государства.
2. Образование
древнерусского государства.
а) Социально-политический строй Киевской Руси.
б) Принятие христианства.
3. Киевская Русь вXI – начале XIII веков
Заключение
Список
литературы
Введение
Каждая эпоха нуждается в осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это потому, что меняется сам мир, мы сами - поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX веке.
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.
Дело в том, что в нашем распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX веке наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Такая трактовка вызывает по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
Современные
отечественные ученые преимущественно
отвергают норманнскую теорию. Главным
опровержением норманнской
Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но, во всяком случае, они существовали до 862 года, до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 года русские князья именуются хаканами - царями.
Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
История
Киевской Руси, несомненно, большой
отрезок всемирной истории. Чем
дорога нам эта эпоха? Как она
взаимосвязана с
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
Анализ
вчерашнего дня дает возможность
избежать ошибок ныне. Это тем более
необходимо сегодня, ибо мы живем
в динамичное время, обильное идеалами,
борющимися друг с другом и порой глубоко
враждебными. Определяя задачи и направления
своей деятельности, каждый должен быть
в определенной степени историком, чтобы
стать сознательно действующим гражданином.
1.
Восточные славяне в
дофеодальный период.
Общество военной демократии.
Подготовка к образованию
государства
Первые упоминания имени “русь” относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к V — VII веков. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки — росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы—русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.
Проходят годы, имя “русь” все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя “русь” упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя “русь” упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.
860
годом датировано сообщение
От этого же времени доходят сведения об имени “русь” и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в “Повести временных лет” и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.
Летопись под 862 годом сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси”1. Далее автор пишет, что “те варяги назывались русью”, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет “русью”.
Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги — это пришельцы, “находники”, а коренное население — словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, “сидят” на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.
Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.
Таким образом, имя “русь” появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.
Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием “русины”, т. е. русые люди, в отличие от блондинов — германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих “русинов” передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает “адрес” этих русов-варягов — южные берега Балтики.
Восточные славяне жили от Эльбы и Одера до среднего течения Днепра, от Балтийского моря до среднего течения Дуная и Черного моря. Южную, самую древнюю часть славянских земель занимали поляне (около Киева). Соседями полян на востоке были северяне. Южнее полян вниз по Днепру жили уличи. На западе соседями полян были древляне, ещё далее на запад расположены земли волынян, бужан и дулебов. На Оке и Москве-реке жили вятичи. Соседями восточных славян были западные славяне и часть южных славян. На северо-западе жили балтийские, летто-литовские и финно-угорские племена. Северо-восточные леса и тайга также были заняты многочисленными племенами финно-угорцев. На Средней Волге сложилось государство Волжская Болгария, население которой составляли тюрки. Южные и юго-восточные степи населяли кочевники – мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых в IX в. сменили печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Восточные славяне были народом не кочевым, а оседлым. Основной капитал славян был в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Славянам было известно две системы земледелия: подсечно-огневая и переложная. У восточных славян также развивалось скотоводство. Из домашнего скота разводили коров, свиней, овец, коз, лошадей. У славян развивалось бортничество – сбор мёда диких пчёл. Торговали славяне по двум путям: по волжскому с востоком, по пути “из варяг в греки” с западом.
Восточные
славяне были язычниками, как и
другие народы, находившиеся на стадии
разложения родового строя. Они поклонялись
силам природы, которые они не могли
объяснить. Как и большинство первобытных
народов, славяне одушевляли и обожествляли
все силы природы и, прежде всего солнце.
Даждьбог - бог солнца, Велес – богиня
земли и скота, Сварог – бог огня, Род –
бог вселенной, Перун – бог грома и молнии
– был страшен, ему приносили жертвы, иногда
даже человеческие.
В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.
В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,— война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.