Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:11, реферат
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
Введение
1. Восточные славяне в дофеодальный период. Общество военной демократии. Подготовка к образованию государства.
2. Образование древнерусского государства. Переход от общества военной демократии к раннефеодальной монархии:
а) Социально-политический строй Киевской Руси.
б) Принятие христианства.
3. Киевская Русь вXI – начале XIII веков
Заключение
Список литературы
Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание — вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.
Сам этот народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли “люди” — “людины”. Это определение означает в единственном числе “свободный человек”. У восточных славян в таком же смысле использовалось название “смерд”, что означало “добрый человек”, т. е. зажиточный, свободный. Но среди “людей”, “смердов” стали выделяться “вой”, которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании — “вече”. Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал ручной тяжелый труд, такими людьми были мужчины, главы больших патриархальных семей, так называемые “мужи”, они среди “людей” стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи {“челядь”} подчинялись “мужам”. Уже в это время в семье появился слой людей, находившихся в услужении,— “слуги”. На нижних ступенях общества обретались “сироты”, “холопы”, которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли “убогими”, “скудными”, “нищими” людьми. На самом низу социальной лестницы находились “рабы”, занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю и они оставались жить в составе племени.
Таким
образом, весь строй племенной жизни
периода “военной демократии” был сложным,
разветвленным. В нем четко наметились
социальные различия.
Подведём
итог, с каким – же багажом
подошла древняя Русь ко второму
этапу своего развития - Киевской Руси.
Итак, Русское государство, образовавшись
в VI – VII веках из славянских племён (полян,
кривичей и других) проживавших на территории
от Чёрного моря и Днепра, до Балтийского
моря и верховий Волги, стало быстро расти
и развиваться. Быстро увеличивалось количество
городов, а также населения в них. Как следствие
этих процессов увеличивалась полюдье,
а также процветала торговля. Русские
купцы активно посещали культурные страны,
и как следствие на Русь стали проникать
элементы иностранной культуры (не только
одежда или украшения, но и слова, письменность,
а впоследствии и христианство). Усиливались
процессы расслоения общества, всё больше
выделялись купцы, государственные чиновники,
армия. Эта верхушка получала какие-то
свои особые льготы. Между тем в самом
низу шли процессы интеграции. Маленькие
племена (а также племена, которые присоединялись
к Руси) ассимилировались остальными,
при этом происходило образование единой
русской народности и культуры. Итак, к
X веку практически всё было готово к образованию
из «союза племён» единого, полноценного
государства Киевской Руси.
2.
Образование древнерусского
государства. Переход
от общества военной
демократии к раннефеодальной
монархии.
Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношений у восточных славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство, так как государство возникает там, где создаются условия для его появления в виде деления общества на классы. Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно в связи с внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, но без решающего участия его во внутренней жизни славянского населения Восточной Европы.
Началом формирования древнерусской народности следует считать IX - X века - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.
VIII
- IX века в истории славянства
были временем разложения
Наряду
с развитием производительных сил
в области
Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.
Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно - торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.
Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь “из варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.
Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.).С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.
Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.
Накапливая ценности и угодья, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников.
Возникает и развивается основа феодального общества - феодальная собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье - промысловые и рыболовные угодья, бортные уходы. На камни, деревья, столбы, отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги - знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников, превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины.
Формируются
различные группировки
Огромную
массу сельского населения
Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным градом Киевом.
Борьба
со скандинавскими викингами варягами
на северо-западе, с хазарами, а позднее
с печенегами, тюрками и другими
кочевыми племенами на юго-востоке
и юге ускорил процесс
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала с именем Олега. В 882 году, в результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки» оба важнейшие центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского мира. К тому же Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.
Конец
Х столетия ознаменовался завершением
объединения всех восточных славян в государственных
границах Киевской Руси. Это объединение
происходит во время княжения Владимира
Святославовича. В 981 году была присоединена
область червенских городов Перемышль,
то есть восточнославянские земли до Сана.
В 992 году вошли в состав Древнерусского
государства земли хорватов лежавшие
по обоим склонам Карпатских гор. В 989 году
русские дружинники ходили на Ятвягов,
и русское население заселявшее край вплоть
до границ владений Пруссов положило начало
Черной Руси. В 981 году к Древнерусскому
государству присоединилась земля Вятичей,
хотя здесь еще долгое время сохранялись
следы былой ее независимости. Спустя
3 года в 984 году после битвы на реке Пищане
власть Киева распространилась на Радимичей.
Так было закончено объединение всего
восточного славянства в едином государстве.
а)
Социально-политический
строй Киевской Руси.
Раннефеодальным государствам свойственны две формы правления - монархия и республика. В Киевском государстве на протяжении всей его истории существовала только монархическая форма правления.
Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь, который именовался Великим, поскольку на местах (в землях) существовали и другие зависимые от него князья. Великий князь, желая подчеркнуть свою силу, значение и независимость Киева, принял тюркский титул хакана (кагана), который, по сути, был эквивалентом славянского великий князь и европейского император.
Великий
князь был верховным
Великий князь не был, однако, самодержцем в буквальном смысле слова. Он был ограничен в своих действиях. Великий князь управлял от имени правящей династии и ближайшего окружения - крупного боярства, состоявшего из верхушки княжеской дружины и племенной знати и ставшего основой формирующегося класса феодалов.
В первый период истории Киевской Руси класс феодалов только начал складываться. Опорой великого князя была дружина, состоявшая из разноплеменного люда и имевшая внутреннюю иерархию. Дружинники не были подданными князя. Они могли ему советовать и опротестовывать его решения. Материальной основой существования дружины до середины Х века были, с одной стороны, военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, с другой - так называемое полюдье (сбор дани). С середины Х века полюдье заменяется ранними формами налога.