Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:11, реферат
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
Введение
1. Восточные славяне в дофеодальный период. Общество военной демократии. Подготовка к образованию государства.
2. Образование древнерусского государства. Переход от общества военной демократии к раннефеодальной монархии:
а) Социально-политический строй Киевской Руси.
б) Принятие христианства.
3. Киевская Русь вXI – начале XIII веков
Заключение
Список литературы
При
великом князе действовала
Младшие дружинники (отроки, гриди) исполняли обязанности чиновников в аппарате государственного управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов и т.п. княжеская дружина, участвуя в военных действиях, в управлении и дележе дани, резко выделялась из остальных слоев населения и представляла собой нарождавшийся класс феодалов.
Князья отдельных земель, бояре и младшие дружинники находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были со своими вассалами являться по требованию великого князя для участия в военных действиях и отдавать часть дани, собранной в своих владениях. Эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления и суда в своих вотчинах, а великокняжеские наместники и чиновники не имели прав вмешиваться в их внутренние дела.
В Х веке сложилась дворцово-вотчинная система управления, характерная для раннефеодальной монархии. В этом случае государство управляется подобно феодальном вотчине; управление государством было как бы продолжением управления доменом великого князя. Создаются органы местного управления. Их возглавляют местные князья, а в непосредственно подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляют его наместники (посадники) и волостели - должностные лица, назначаемые великим князем.
Княжеская
власть в определенной степени ограничивалась
народным самоуправлением городов
и общин - выборными старейшинами,
народным ополчением - тысячей во главе
с избираемым из бояр тысяцким. Старейшины
и тысяцкие входили в состав княжеской
думы города обладали своими правами и
вольностями. Они были тесно связаны с
волостями (округами) и всегда имели князя
(чем и отличались от европейских городов).
Русские города как центры административной
власти подчиняли себе и эксплуатировали
окружавшие их волости. В IX - XII веках. в
городах имелось вече (народное собрание),
опиравшееся не на закон, а на общинную
традицию. Оно нередко решало вопросы
войны и мира, о приеме или изгнании князя.
С усилением власти князя и особенно после
завоевания Руси монголо-татарами вече
постепенно отмирает (за исключением Новгорода
и Пскова).
б)
Принятие христианства
Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI веке моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX веках классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX веке древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX - X веках традиционно была связана с Константинополем - “Царьградом” и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.
Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
Во
главе русской православной церкви
был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским
Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
Церковь
и духовенство активно работали
на укрепление семьи, общества, государства,
способствовали унижению уровня эксплуатации.
Однако, содействуя развитию культуры,
грамотности, церковь одновременно всеми
силами подавляла культуру, основанную
на языческих традициях и обрядах.
3.
Киевская Русь
в XI – начале XIII веков
Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).
Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть — совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев численного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в 1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам. Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь. Решающая битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.
Наверное,
Ярослав понял губительные для
Первоочередным заданием Ярослава так же, как и его отца Владимира, была защита родной земли от страшных врагов — печенегов причерноморских степей. Он продолжил деятельность отца по фортификации южных границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построено в честь князя город Юрьев.
У Ярослава,
как и у его предшественников, главным направлением
внешней политики был южный. На протяжении
почти всего времени его княжения в Киеве
русско-византийские отношения были дружественными.
Но в 1043 году вспыхнула русско-византийская
война, вызванная изменениями политического
курса нового императора Константина
IX Мономаха, который недружественно повел
себя с Ярославом, начал препятствовать
русским купцам в Константинополе и других
городах империи. Морской поход был неудачным.
Тогда Ярослав начал создавать коалицию
европейских стран против Византии. К тому же
победителям тоже требовалась помощь
в борьбе против печенегов. Поэтому императору
пришлось искать пути примирения с Русью.
Подписанное в 1046 году соглашение было
вскоре скреплено браком сына Ярослава
Всеволода с дочкой Константина IX Марией.
Киевская Русь имела живые дипломатические
отношения с Германской империей. В 1030-1031
и 1040-1043 годах стороны обменивались посольствами.
Древнерусское государство смотрело на Германию
как на лучшего из всех возможных союзника
в противоборстве с Византией, а Генрих
III хотел воспользоваться войском Руси
во внешнеполитических акциях. В 1048 году
король Франции Генрих I посватался к дочке
Ярослава Анне, был заключен брак. После
смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства
при малолетнем Филиппе I, хотя и подписывала
вместе с ним некоторые документы. Другая
дочка Ярослава — Елизавета стала женой
норвежского короля Харальда Сурового,
а еще одна — Анастасия вышла замуж за венгерского
короля Андрея I. Киевский князь был связан
союзным договором с польским князем Казимиром,
за которого выдал сестру. Киевская Русь
помогла Польше в войне против объединенных
сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов.
Все это принесло большой международный
авторитет Древнерусскому государству.
Уделяя внимание внешней политике, Ярослав
не забыл и про внутренние дела. Князь приложил
немало усилий для основания новых городов
и развития существующих, прежде всего
Киева. Главным храмом государства стал
Софийский собор, построенный в 20-30 годах
11 века. Во времена княжения Ярослава закончилось
строительство Древнерусского государства.
Был окончательно сломан местный сепаратизм,
стабилизировалась государственная территория
и границы, усовершенствовался государственный
аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет
древнерусской культуры, прежде всего
книжности. «В общественной жизни с именем
Ярослава связана память об устройстве
администрации и суда, законов и права.
Сохранился, например, интересный устав
его имени о том, что именно имеют право
требовать себе от населения княжеские
чиновники, выезжая куда-нибудь в волость.
Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать
население от излишних поборов княжьих
чиновников; имеются и некоторые другие
подобные распоряжения. Имя же Ярослава
носит и вся так называемая „Русская правда“ —
сборник наших древнейших законов». Ярослав
Мудрый умер 20 февраля 1054 года в возрасте
76 лет и был погребен в мраморном саркофаге
в Софийском соборе. Его останки сохранились
до наших дней. При Ярославе Владимировиче
Киевская Русь достигла зенита своего
расцвета и могущественности, став в один
ряд с главными странами средневекового
мира: Византией и Германской империей.
Но его сыновья не смогли удержать государство
на том уровне, на который оно возвысилось
при их деде и отце.