Киевская Русь как раннефеодальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование Киевской Руси как раннефеодального государства.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть образование древнерусского государства;
-рассмотреть теории возникновения государства;
-определить влияние церкви на становление государственности;
-рассмотреть этапы становления и развития Киевской Руси;

Содержание

Введение………………………………………………….…………..…………………3
Глава I. Образование древнерусского государства……………….……..…....5
1.1.Норманская и антинорманская теории возникновения государства…....5
1.2.Влияние церкви на становление государственности……………………...7
1.3.Этапы становления и развития Киевской Руси……………………….….10
Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство……………...…….15
2.1.Общественный строй Киевской Руси…………………………………….15
2.2.Государственный строй Киевской Руси………………………………….19
2.3. Культура и быт раннефеодального государства……………………..….22
Заключение…………………………………………………………………...…32
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

     АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     Факультет  

     Кафедра  
 
 
 

     КИЕВСКАЯ  РУСЬ КАК РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВО 

     Курсовая  работа 

     дисциплине  «»

     студента  курса специальности «Управление  персоналом»

       формы обучения группы 110865 

                       Руководитель: 
                   
                   
                   
                   

     Белгород - 2011

     Содержание 
 

      
Введение………………………………………………….…………..…………………3

     Глава I. Образование древнерусского государства……………….……..…....5

     1.1.Норманская  и антинорманская теории возникновения государства…....5

     1.2.Влияние  церкви на становление государственности……………………...7

     1.3.Этапы становления и развития Киевской Руси……………………….….10

     Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство……………...…….15

     2.1.Общественный  строй Киевской Руси…………………………………….15

     2.2.Государственный  строй Киевской Руси………………………………….19

     2.3. Культура и быт раннефеодального государства……………………..….22

     Заключение…………………………………………………………………...…32

     Список  использованных источников и литературы………………………....34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Введение 
 

     В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило  постепенное объединение прежних  племенных княжеств под единой княжеской  властью. Княжеская власть, первоначально  выборная из представителей родоплеменной  знати, постепенно сосредотачивается  в руках представителей одного рода. Великий князь глава феодальных монархий на Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности  назывались удельными князьями. С  образованием централизованного государства  на Руси удельные князья переходили в  состав великокняжеского двора. (с 1547 г. царского).  
Древнерусское государство оставило огромный  след в развитии нашего народа. Это   подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду  истории. И это не может быть случайностью.

     Киевская  Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов  – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах  народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

     От  сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство  было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

     Целью данного исследования является исследование Киевской Руси как раннефеодального государства.

     Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

     -рассмотреть  образование древнерусского государства;

     -рассмотреть  теории возникновения государства;

     -определить  влияние церкви на становление государственности;

     -рассмотреть  этапы становления и развития Киевской Руси;

     -рассмотреть  общественный строй Киевской Руси;

     -рассмотреть  государственный строй Киевской Руси;

     -рассмотреть  культура и быт раннефеодального государства.

     Объектом  данного исследования является раннефеодальное  государство Киевская Русь.

     Предметом исследования выступают общественные и политические отношения, возникшие  в процессе существования Киевской Руси.

     Методы  исследования:

     - анализ учебной и справочной  литературы;

     - сопоставление полученной информации;

     - создание выводов и заключений  по проблеме исследования.

     Теоретической основой исследования являются труды  зарубежных и отечественных ученых в области истории, а так же различные периодические издания  и учебная литература.

     Структура курсовой работы определена введением, двумя главами, заключением, списком  использованных источников.

     В первой главе рассмотрен процесс формирования и становления древнерусского государства. Приведены теории возникновения и этапы становления древнерусского государства, определено влияние церкви на становление государственности.

     Во  второй главе рассмотрены государственный и политический строй древней Руси, культура и быт раннефеодального государства.

     В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам  данного исследования. Работа выполнена на 35 страницах машинописного текста. 

     Глава I. Образование древнерусского государства

     1.1.Норманская  и антинорманская теории возникновения государства 
 
 

     Как ранее, так и сейчас идут споры  об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. К вопросу  образования Русского государства  обратилось и обращается большое  число представителей различных  наук – от истории, археологии до лингвистики  и географии.

     В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герхард Фридрих  Миллер, работавшие в Петербургской  Академии Наук, в своих научных  трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство  было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения  Российского государства. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская (славянская). Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.

     Норманистыединодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путём внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения1.

     Антинорманисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании  в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевскойлетописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства – Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Так Б.А. Рыбаков в книге «Первые века русской истории» пишет: «…а на место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена новгородская легенда о мнимом «призвании» князей-варягов в Новгород». Согласно исследованию А. А. Шахматова, Варяжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.

     Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителями  норманнской и славянской школ в  истории. Многие из них строят свои гипотезы насчёт образования государства  на Руси. В основном все эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, в  каком городе зародилось это государство.

     Рыбаков в своей книге представляет такую  гипотезу. «В старом земледельческом  районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племя рос, или рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси2.

     В VI в., когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степях появился новый враг – обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднестровского племени росов, или русов. В пределах этого союза сложилась своеобразная культура, отличавшая  вошедшие в союз племена от других славянских племён. Союз племён VI – VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по рекеРоси с городом Роднем.

     Несколько позднее первенствующее положение  в союзе племён Приднестровья  перешло к северному соседу русовПоросья – к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передали своего имени другим племенам.

     Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью.

     В глазах иноземцев «русом», «русским»  был каждый житель государства Руси, каждый подданный  киевского князя, правившего Русью. Даже варяги, приезжавшие в Киевскую Русь в качестве наёмных воинов или купцов и жившие в Киеве, получали наряду с другими наименование русов». 

     1.2. Влияние церкви на становление государственности 

     О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть, вернее всего  можно судить по хрестоматийному  “Поучению” Владимира Мономаха. Это  сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, а  князя, церковью не прославленного, воззрения  которого были типичны для всей княжеско-боярско-дружинной  среды и близки к общенародным представлениям о жизни и ее высших ценностях3.

     Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын “Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его потам свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек”.

     На  основе христианизации происходило  становление нового типа государственности  в Киевской Руси. Устанавливается  тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной  юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые  наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных  делах, связанных с углублением  отношений с христианскими государствами  и церквями4.

     Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением  появились новые власти, новое  просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые  законы и суды. Для того чтобы  оценить, какие происходили изменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного быта Руси в дохристианское время.

     Государство, в котором мы живем, имеет право  и в то же время обязанность  карать виновных за преступления и  проступки и по возможности предупреждать  всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и  наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие  люди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в  общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население.

     Роды  жили замкнуто, чуждались один другого  и враждовали между собой. Семейный быт отличался грубостью, тем  более что везде существовал  обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого  обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень  нелегко.

     В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная  власть теперь. Общество делилось на самостоятельные  союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий  характер. Рабство было очень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.

     Христианская  церковь не могла примириться  с таким порядком. Вместе с Христианским учением о любви и милости  церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она  стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала  на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она  показывала, как надо жить и действовать  в делах личных и общественных.

Информация о работе Киевская Русь как раннефеодальное государство