Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа
Целью данного исследования является исследование Киевской Руси как раннефеодального государства.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть образование древнерусского государства;
-рассмотреть теории возникновения государства;
-определить влияние церкви на становление государственности;
-рассмотреть этапы становления и развития Киевской Руси;
Введение………………………………………………….…………..…………………3
Глава I. Образование древнерусского государства……………….……..…....5
1.1.Норманская и антинорманская теории возникновения государства…....5
1.2.Влияние церкви на становление государственности……………………...7
1.3.Этапы становления и развития Киевской Руси……………………….….10
Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство……………...…….15
2.1.Общественный строй Киевской Руси…………………………………….15
2.2.Государственный строй Киевской Руси………………………………….19
2.3. Культура и быт раннефеодального государства……………………..….22
Заключение…………………………………………………………………...…32
Список использованных источников и литературы…………
Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок.
Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками5.
Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.
В
целом благодаря принятию христианства
Киевская Русь была включена в европейский
христианский мир, а значит и стала
равноправным элементом европейского
цивилизационного процесса.
1.3.Этапы
становления и развития Киевской Руси
Раннефеодальное государство 9 - начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8-9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию - от Таманского полуострова на юг, Днестра и верховьев Вислы на запад до верховьев Северной Двины на север, являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию Киевской Руси предшествовал период (6-8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии6.
За время существования Киевская Русь восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей - русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.
История Киевской Руси условно делится на 5 этапов.
1-й этап (до 882) - образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало ещё не всех восточных славян и ограничивалось территорией племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен.
2-й
этап (882-911) - захват власти в Киеве
Олегом, по всей вероятности,
3-й этап (911-1054) - расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена,
4-й
этап (1054-93) - появление первых ощутимых
элементов распада К. Р.
5-й этап (1093-1132) - усиление феодальной
монархии, так как князья в
связи с натиском половцев
в конце 11 в. стремились консолидировать
свои силы. Снова создаётся более
или менее единое государство,
но развитие феодальных
Киевская
Русь известна по древнерусским летописям,
составленным в Киеве и Новгороде монахами.
По данным "Повести временных лет",
первым князем Киевской Руси был легендарный
Кий. Датировка фактов начинается с 852.
Позднее в летопись была добавлена легенда
о призвании варягов (862) во главе с полулегендарным
князем Рюриком, ставшая в 18 в. основой
научно несостоятельной норманской теории
осоздании государства в Киевской Руси.варягами
(норманнами). По той же легенде, два боярина,
бывшие в подчинении у Рюрика,- Аскольд и Дир двинулись на Царьград
по Днепру, подчинив по дороге Киев. После
смерти Рюрика власть перешла к варяжскому
князю Олегу(ум. 912), который, якобы
расправившись с Аскольдом и Диром, захватил
Киев (882), а в 883-885 подчинил древлян-северян,
радимичей и в 907, 911 совершил походы на
Византию. Преемник Олега князь Игорь
продолжал активную внешнюю политику.
В 913 через Итиль он прошёл всё западное
побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал
на Византию. Непомерные требования дани
с древлян послужили причиной их восстания
и убийства Игоря (945). Его жена Ольга
одной из первых на Руси приняла христианство,
упорядочила управление на местах и установила
нормы дани ("уроки"). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич(княживший в 964-972) обеспечил
Киевской Руси свободу торговых путей
на восток, через земли волжских болгар
и хазар, упрочил международное положение
Руси. Русь при Святославе обосновалась
на Черном море и на Дунае (Тмутаракань,
Белгород, Переяславец на Дунае), но после
неудачной войны с Византией Святослав
был вынужден отказаться от завоеваний
на Балканах. При возвращении на Русь он
был убит в бою с печенегами. Святославу
наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента
- брата Олега древлянского (977). Младший
брат Ярополка Владимир
Святославич
с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк
был убит, и Владимир стал великим князем
(княжил в 980-1015). Настоятельная необходимость
замены старой идеологии родоплеменного
строя идеологией народившегося феодализма
побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 Христианство в форме византийского
православия. Первыми восприняли христианскую
религию социальные верхи, народные массы
ещё долго держались языческих верований.
Княжение Владимира - вершина расцвета
Киевская Русь, границы которой необычайно
расширились (от Прибалтики и Карпат до
причерноморских степей). После смерти
Владимира (1015) возникла усобица между
его сыновьями, в которой были убиты два
из них: Борис и Глеб, причисленные позднее
церковью к лику святых. Убийца Святополк
бежал после борьбы со своим братом Ярославом
Мудрым, ставшим киевским князем (1019-54).
В 1021 против Ярослава выступил Брячислав
полоцкий (княжил в 1001-44), союз с которым
был куплен ценой уступки ему ключевых
позиций на торговом пути "изваряг в
греки" - Усвятского волока и Витебска.
Через 3 года против Ярослава выступил
его брат - Мстислав Тмутараканский. После
битвы у Листвена (1024) Киевская Русь была
поделена по Днепру: Правобережье с Киевом
досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу.
После смерти Мстислава (1036) единство К.
Р. было восстановлено. Ярослав Мудрый
вёл энергичную деятельность по укреплению
государства, устранению церковной зависимости
от Византии (образование в 1037 самостоятельной
митрополии) и расширению градостроительства.
При Ярославе Мудром значительно укрепились
и расширились политические связи Киевской
Руси с государствами Западной Европы.
Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская
Русь имела династические и др. политические
связи с Германией, Францией, Венгрией
и др. государствами. Наследовавшие Ярославу
его сыновья поделили владения отца, причём Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич -Переяславль Южный.
Народное ополчение потребовало оружия
для оказания сопротивления врагу. Отказ
привёл к восстанию 1068 в Киеве, бегству
Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого
Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069
объединёнными силами Изяслава и польских
войск. Вскоре среди трёх Ярославичей
возникли распри, приведшие к изгнанию
Изяслава в Польшу (1073), который возвратился
в Киев только после смерти Святослава
(1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший
киевским князем Всеволод Ярославич (княжил
в 1078-93) не смог сдержать процесс распада
единого государства. Лишь под влиянием
нашествий половцев (1093-96 и 1101-03) было создано
временное объединение князей вокруг
киевского князя для отражения общей опасности.
В крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег
Святославич в Чернигове, в Переяславле
- сын Всеволода Владимир
Всеволодович Мономах
- тонкий политик, убеждавший князей
объединиться для борьбы с половцами.
Мономах, приглашенный на киевское княжение,
издал компромиссный закон, облегчавший
положение должников (уступка восставшим),
затем он усилил свои позиции, усмирив
новгородцев, и посадил своих сыновей
в Переяславле, Смоленске и Новгороде.
Он почти единовластно распоряжался всеми
военными силами К. Р., направлял их не
только против половцев, но и против непокорных
вассалов и соседей. В результате половецкая
опасность была временно ликвидирована.
Но, несмотря на усилия Мономаха, объединить
Киевскую Русь не удалось. Объективные
исторические процессы продолжали развиваться,
что выразилось прежде всего в быстром
росте местных центров - Чернигова, Галича,
Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности.
Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу
(княжившему в 1125-32) удалось ещё победить
половцев и выслать их князей в Византию
(1129). После смерти Мстислава (1132) К. Р. распалась
на ряд самостоятельных княжеств. Начался
период феодальной раздробленности Руси.
Глава II. Киевская Русь - раннефеодальное государство
2.1.Общественный
строй Киевской Руси
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр — в 3 гривны золота, городских людей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60 резан. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов8.
Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.
В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.
Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.
К белому духовенству принадлежали церковники:священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.
Влияние христианства в Руси было достаточно сильным, и это еще раз дает основание полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже времен Владимира9.
Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Мономаха. Он советует регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей.
Основными источниками холопства были:
• плен на войне;
• брак с невольным;
• рождение от холопов;
• продажа при свидетелях;
• злостное банкротство;
• побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев10.
К
изгоям относились люди, которые в
силу различных причин выбыли из той социальной
группы, к которой принадлежали ранее,
но не вступили в другую. Все эти люди переходили
под защиту церкви. Основная масса изгоев
в Киевской Руси происходила из холопов,
которые получали свободу.
2.2.Государственный
строй Киевской Руси
Киевская
Русь сложилась в форме
Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. В понимании населения того времени Русью правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей11.
Информация о работе Киевская Русь как раннефеодальное государство