Князь Киевской Руси Владимир Великий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:28, реферат

Краткое описание

Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославич. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после – ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Владимир Великий.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Государственное учреждение 
Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Князь Киевской Руси Владимир Великий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы 115 л-1

Шиповская Мария

 

 

Симферополь-2014 
Введение

Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославич. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к Вере Христовой и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после – ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений. Князь, прозванный в народе Красное Солнышко, стал излюбленным персонажем многочисленных былин так называемого киевского цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение и воспитание

        Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й год с точностью до нескольких лет. Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом , куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.  О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

2. Княжение в Новгороде

Конечно, происхождение Владимира не могло не наложить определенный отпечаток на характер будущего князя и его поведение в начале карьеры. По велению отца, который после смерти княгини Ольги в 969 г. передал управление государством своим сыновьям. По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал его дядя и воспитатель Добрыня, фактически управлявший новгородскими землями от лица малолетнего племянника.

3. Приход на престол

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич. В то время позиция Ярополка была довольно прочной и стабильной. После бегства Владимира он посадил в Новгороде своего посадника и стал княжить самостоятельно. Будучи христианином, Ярополк опирался на прохристианскую прослойку древнерусского боярства и дружины. Удалось ему заручиться и поддержкой печенежского хана Илдея. Более того, даже языческая часть феодальной верхушки не хотела видеть на киевском столе Малушиного сына.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород. Выгнав посадника Ярополка, Владимир начинает готовиться к походу на Киев. Вскоре войско Владимира подошло к столице Руси и остановилось на Дорогожичах. Теперь Владимир решил призвать на помощь хитрость и коварство. Он подкупил воеводу Ярополка Блуда и тот посоветовал своему князю бежать из Киева в небольшой городок Родень. Владимир без боя во-шел в Киев, а потом двинулся на Родень. И снова свое черное дело сделал Блуд: уговорив Ярополка сдаться и выйти к брату, он стал виновником его гибели от рук дружинников. Теперь никто не мешал Владимиру занять киевский престол, и в 980 г. он начал княжить в Киеве самостоятельно.

Новому князю досталось нелёгкое наследство: территория страны значительно сократилась (были утрачены вся степь и часть лесостепи); ухудшились отношения с Византией (позорный договор Святослава лишил Русь ряда преимуществ); даже сама целостность страны оказалась под угрозой (некоторые племена хотели отделиться от Киева). К этому прибавились ещё и проблемы с наемниками, которые стремились контролировать Владимира. Однако и молодой князь проявил незаурядные дипломатические способности: части воинов он пожаловал земельные владения и сделал их своими вассалами, оставшихся отправил на юг воевать с Византией.

4. Реформаторская деятельность, направленная на укрепление государства

. Незамедлительного решения требовал  вопрос о границах Руси. В 981 г. Владимир отправляется в поход  «к Ляхом», присоединяет Псремышль, Червей и «другие городы». 983-м годом летопись датирует сообщение о походе на ятвягов. Удачными были и походы князя на Литву, радимичей, вятичей, булгар и хорватов. Все эти походы значительно усилили позиции Руси, определили границы государства, в которых оно просуществует на протяжении нескольких последующих столетий.

Не меньшего внимания требовало и строительство в Киеве, где князь начал возводить новую крепость – «город Владимира». Теперь детинец столицы занял почти всю Старокиевскую гору и достиг площади 10 га. Были возведены просторные деревянные здания и величественные каменные княжеские дворцы.

Закрепившись на великокняжеском престоле, Владимир развернул энергичную реформаторскую деятельность, направленную на укрепление Киевского государства. Важнейшей была административная реформа. Её суть состояла в ликвидации племенных княжений и превращении их в удельные владения. Русь была поделена на восемь таких владений: Новгородское, Полоцкое, Туровское, Ростовское, Муромское, Тмутараканское, Владимирское и Древлянское. Если ранее в племенных землях правили представители местных династий, то отныне князь стал назначать посадников из числа доверенных лиц или своих сыновей, которые, подрастая, помогали отцу управлять государством (только от семи официальных жен Владимир имел 12 сыновей). Эти правители непосредственно зависели от великого князя и выполняли его волю.

С административной была тесно связана и военная реформа. Ликвидировав вооруженные формирования местных князей, Владимир начал раздавать земли (при условии воинской службы их собственников) представителям разных слоев населения. Постепенно создавалась так называемая «младшая дружина», в дальнейшем ставшая главной опорой великого князя. Одновременно в пограничье начинается строительство маленьких городов-крепостей: «И рече Владимир: се не добро, еже мал город около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и но Трубежеви, и по Суле, и по Стугне». За короткое время строятся города Воень, Витачев, Белгород, ряд других укрепленных пунктов. Кроме городов, Владимир создает в Среднем Поднепровье принципиально новый тип укреплений – многокилометровые «Змеевы валы»: земляные насыпи, объединенные в девять оборонительных линий, которые стали довольно действенным средством защиты от кочевнической Степи.

5. Законодательство

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины и старейшин, представителей разных городов. Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия.

Владимир начал также чеканку монеты –златников и сребреников, воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись:

Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.

По монетам известен и княжеский знак Владимира – знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями – Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, – а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

5. Крещение Руси

Более всего прославился Владимир религиозной реформой. В начале правления он пытался создать в Киеве пантеон языческих богов, призванный объединить местные культы и превратить их в единую государственную религию. «...Постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главе его сребрену, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокош», – сообщает летопись. Однако желательных результатов это не принесло. Языческая религия родового строя так и не стала консолидирующим фактором в стране. Молодому феодальному государству более, чем какая-либо другая религия, подходило христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и повиновении и проповедью о непротивлении злу.

Летописец приводит красивую легенду о «выборе веры» киевским князем. Посланцы Владимира отправились «в Болгары», «в немцы» и «в греки».

Ко двору вызывались проповедники  ислама,  иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Особый восторг вызвала у князя Владимира «греческая» служба: «...и не знали, на небесн ли есть были или на земли, несть бо на земли такого вида или красоты такоя» Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини  Ольги. Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому»...    Ускорили принятие Русью новой веры и политические события в Византии, где в 987 г. вспыхнуло восстание против соправителей Василия и Иоанна под предводительством полководца Варды Фокн. Императорский двор обратился к Владимиру за военной помощью. Последний согласился с условием, что императоры выдадут за него свою сестру Анну. Помощь Византии была оказана, но императоры не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир в 988 г. после продолжительной осады захватил Корсунь – крупнейший византийский город Северного Причерноморья, и вновь потребовал прибытия Анны. Императоры заметили, что брак невозможен до крещения Владимира, и князь пообещал принять новую веру. Он долго колебался, пока, как рассказывается в летописи, внезапно не заболели глаза. Лишь после этого Владимир наконец принял святое крещение. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Женившись на Анне, он возвратился на Русь, где сразу же начал насаждать христианство как официальную религию. Большинство населения не желало принимать новую веру по приказу князя, и Владимир вынужден был обратиться к принудительным мерам. Жителей столицы согнали к Днепру, где и происходило крещение. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира. Разумеется, принудительное крещение не могло сразу сделать людей подлинными христианами. Формально поддерживая новую веру, они часто не желали отказываться и от старой, втайне молясь языческим богам. Такое двоеверие еще долго вызывало сетования и гнев священнослужителей.

           Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной измитрополий Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга, позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

В 989 г. Владимир начинает строительство митрополичьего каменного храма – церкви Пресвятой Богородицы Десятинной, на которое была выделена десятая часть княжеских доходов. Под её сводами Владимир разместил привезенные им мощи Святого Климента, впоследствии в.Десятинной церкви был похоронен и сам князь. При храмах создавались школы, куда князь повелел отдавать детей представителей зажиточных слоев населения, «нарочитой чади», на «обучение книжное».

Трудно переоценить значение приобщения Руси к христианскому миру. Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами.

6. Культурно – социальная  политика

        Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно: Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

          При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

           Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать все, что им нужно».

            Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра.»

Информация о работе Князь Киевской Руси Владимир Великий