Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:02, реферат
К началу IX века на территории нашей страны не существовало единого государства. Здесь жили отдельные племена: чудь, весь, ильменские славяне, кривичи, древляне, поляне и другие; между ними часто вспыхивали ссоры, происходили бесконечные стычки, гибли люди и их имущество. Поэтому, как гласит предание, однажды представители племен собрались вместе и призвали иностранного князя, чтобы он наконец навел у них порядок. Этим призванным князем оказался варяг по имени Рюрик. Случилось это, по мнению летописца, в 862 году.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Образование Древнерусского государства и эволюция органов власти в Древней Руси………………………………………………………………………..5
Древнерусские князья………………………………………………………10
Происхождение и социальные функции княжеской власти………….10
Деятельность основных русских князей………………………………15
Князь Олег (Вещий) – (897-912)………………………………………..15
Князь Ярослав (Мудрый) – (1019-1054)……………………………….17
Князь Владимир II (Мономах) – (1113-1125)………………………….18
Роль вече в управлении Древнерусским государством…………………..20
Древнерусская дружина……………………………………………………23
Состав и эволюция………………………………………………………23
Князь и дружина………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..........33
В проблеме состава дружины в исторической литературе наблюдается единство мнений. Основным контингентом дружины, по мнению С.В.Юшкова, можно считать «родовую знать, но и любой, кого князь считал ценным в военном деле мог быть включен в число дружинников». Отсюда видно, что князь мог принимать людей разных народов и племен, что подтверждают источники. Помимо славян и варягов, в дружине состояли и угры (венгры), и торки, и другие племена .
Бесспорно, что княжеские дружины имели
иерархическое строение. Как
правило, ее делят на «старшую», «младшую»
и «среднюю» - группу «мужей»,
которую нельзя отнести ни к первой, ни ко второй.
«Старшая» дружина состояла из служивших
отцу князя («дружина отня»). Она
переходит к младшим поколениям князей,
вооруженная прежним влиянием и
авторитетом в дружинной и общественной
среде. Наиболее уважаемые, старшие дружинники,
составлявшие постоянный совет, «думу»,
князя стали именоваться боярами. У некоторых
из них могла быть и своя дружина. Летописи
пестрят рассказами о князьях, находящихся
в
боярской компании при самых различных
жизненных ситуациях, общественных и бытовых.
Старая традиция думы князя с дружиной
была
основополагающей в отношениях князя
с боярством. Что бы князь ни затевал,
он всегда должен был «явить» свой замысел
служившим ему боярам, рискуя в
противном случае лишиться боярской поддержки,
что грозило ему неудачей.
Князья иногда пренебрегали советом с
боярами, но такие факты были редкими.
Однако со временем князь предпочитает ориентироваться на «среднюю» дружину,не прислушиваясь к советам бояр, но из «старшей» дружины неизменно выделяются командиры «воев», ведь они самые опытные и доблестные.
«Средний» слой дружины составляли гридьба (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на севере Руси), или княжие мужи. Не исключено, что в отличие от бояр, привлекавшихся к управлению, мужи занимались только военной службой. Эти дружинники составляли основной боевой контингент личных воинских сил князя. Постепенно князь предпочитает опираться не на отцовских дружинников – бояр, а на своих сверстников. Возможно, за этим скрывается постепенное усиление роли князя, стремившегося избавиться от влияния дружины. Слой «средней» дружины составляли сверстники князя. Как утверждает И.Н. Данилевский, они росли и воспитывались с князем с 13-14 летнего возраста. Вместе с этими дружинниками князь обучался военному делу, ходил в первые походы. Отсюда понятно, почему их позиция была ближе князю, отчего он искал поддержки среди сверстников.
Так же прочные узы связывали князя с «младшей» дружиной. Для обозначения младшей
дружины применялись термины «отроки»,
«чадь», «гриди». Если бояре выступали
в роли воевод, то младшие дружинники исполняли
обязанности административных агентов:
мечников (судебных исполнителей), вирников
(сборщиков штрафов) и т. д. С
отроками источники знакомят нас раньше,
чем с остальными представителями
«младшей» дружины. Они находятся при
князе, можно сказать,
неотступно. Отроки, прежде всего, слуги
князя. Служебное назначение отроков выявляется
в письменных памятниках достаточно легко.
«Повесть временных лет» рассказывает
об отроках, прислуживавших Ольге и Святославу.
В Пространной Правде княжой отрок поставлен
в ряд с конюхом и поваром: «аже в княжи
отроци, или в конюхе, или в поваре».На
основании материала Пространной Правды
можно сделать вывод, что отрок исполнял
функции помощника вирника («А се покони
вирнии били при Ярославе: вирнику взяти
семь ведер солоду на неделю же овен любо
полоть, любо две ногате; а в середу куна
же сыр, а в пятницу тако же <…> то то
вирнику с отрокомъ…»), мостника («А се
урок мостъников»), по мнению М.Б. Свердлова,
и мечника, и самостоятельно действующего
лица по взиманию вир. Отроки – не только
домашние, но и военные слуги князя.
Многие исследователи объединяют отроков
и детских, что не вполне
корректно, т.к. они различались своими
функциями и положением. Деятельность детских значительно более
ограничена, отсюда их неравное положение.
С конца XII в. можно проследить, как «младшая»
дружина постепенно
поглощается княжеским двором. В источниках
появляется термин «дворяне». Со временем княжеская дружина начала разрушаться,
прикрепляться к земле, теряя свою способность
воевать, т.к. большая часть воинов для
сохранения традиций должна быть освобождена
от управления и службы при княжеском
дворе.
С.В. Юшков считает, что «уже к началу
XI в. наметился процесс разложения дружинных отношений, проявившийся в
отрыве от княжеского двора наиболее влиятельных
дружинников». Я также придерживаюсь мнения,
что с расколом дружины на «старшую» и
«младшую» при постоянном росте различий
между ними стали проявляться симптомы
распада дружины.
Подводя итог, следует отметить еще раз,
что внутри древнерусской дружины
существовало иерархическое деление на
«старшую», «среднюю» и «младшую».
Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись. Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.
4.2 Князь и дружина
В письменных памятниках Древней Руси князь неизменно выступает на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ним и удачи, и поражения.
Как замечает А.А. Горский, дружина «набирается и строится не по родовому принципу, а по принципу личной верности; дружина находится вне общинной структуры; она оторвана от нее социально (дружинники не являются членами отдельных общин) и территориально (в силу обособленного проживания дружинников)». Вместе с тем княжеско-дружинные отношения явились продолжением социальных отношений периода военной демократии. Древнерусская дружина была своеобразной военной общиной, которой руководил князь – первый среди равных. От общины пошли отношения равенства, нашедшие внешнее отражение в дружинных пирах, напоминавших крестьянские «братчины», в уравнительном порядке раздела добычи (позднее трансформировавшемся в раздел дани) – основного источника существования дружины.
Оторвавшись от общины, дружина сначала копировала ее порядки в своем внутреннем устройстве. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.
Дружина княжества составляла, собственно,
военный класс; но и большие торговые города
были устроены по-военному, образовали
каждый цельный организованный полк, называвшийся
тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей
командовал выбиравшийся городом, а потом
назначаемый князем тысяцкий, сотнями
и десятками также выборные сотские и
десятские. Эти выборные командиры составляли
военное управление города и принадлежавшей
ему области, военно-правительственную
старшину, которая называется в летописи
"старцами градскими". Городовые
полки, точнее говоря, вооруженные города
принимали постоянное участие в походах
князя наравне с его дружиной. С другой
стороны, дружина служила князю орудием
управления: члены старшей дружины, бояре,
составляли думу князя, его государственный
совет.
Многие вопросы князь решал не самостоятельно,
а с дружиной. Именно ее мнение оказывается
решающим. Однако не всегда князь соглашался
с мнением дружины, а, напротив, дружина
поддерживала решения князя. Возникает
вопрос, почему князь должен был ориентироваться
на своих воинов. Ответ можно также найти
в «Повести временных лет». Возможно, это
было связано с тем, что его статус в дружинной
среде еще не был безусловен. Видимо, отношение
товарищей к своему князю во многом определялось
тем, насколько его поступки соответствовали
тому, что входило в понятие чести, а удостоиться
чести можно было в том случае, если поведение
было одобрено «сотоварищами».
Но, как уже было сказано, были случаи, когда князь поступал по
своему
усмотрению, а дружина следовала за ним,
и это показывает, что не только
князь ориентировался в своих поступках
на дружину, но и дружина следовала
за князем. Князья назначают из числа дружинников
посадников-наместников в городах; воевод
-предводителей различных по численности
и назначению военных отрядов; тысяцких
- высших должностных лиц в так называемой
десятичной системе деления общества,
восходящей к догосударственному периоду;
сборщиков поземельных податей - данников,
судебных чиновников - мечников, вирпиков,
немцев, подъездных; сборщиков торговых
пошлин - мытников, мелких должностных
лиц - биричей, метельников. Из состава
дружины выделяются и управители княжеского
вотчинного хозяйства - тиуны (с ХII в. они
включаются и в систему государственного
управления).
В основе отношений между князем и дружиной
лежала также передача
последним некоторых материальных ценностей.
Причем ценности не важны сами по себе. Получаемые богатства, судя
по всему, не несли экономической
сущности. Думаю, дружинников больше волновал
сам акт передачи, нежели
обогащение как таковое.
На Руси формирование корпорации профессиональных
воинов базировалось не на условном землевладении, а на личных
связях князя-вождя и его воинов. В их основе
лежала система дарений, одной из форм
которой могут считаться пиры князя и
дружины. Все, что князь давал дружиннику,
делало последнегозависимым от дарителя.
То же относится и к княжеским пирам. Угощение
князем дружинников закрепляло личные
связи, существовавшие с детства. Видимо,
на подобных пирах также происходили обряды
принятия новых дружинников и совещания,
«думы» князя с дружиной. Эта «дума» являлась
чуть ли не повседневным занятием князя,
как выходит из Поучения Владимира Мономаха;
причем мнение, высказанное дружинниками,
отнюдь не обязательно для князя. Он мог
поступать по-своему, что облегчалось
тем, что в дружине возникают разногласия
при обсуждении вопросов, и князь мог выбирать
одно из многих решений дружины.
Дружина также получала денежное содержание
из рук князя или пользовалась
отчислениями от волостных кормов и различных
платежей, поступающих от
населения, исполняя при этом полицейские,
судебные и административные
поручения князя.
Таким образом, дружина Киевской Руси
жила в значительной степени на
княжеские средства, поэтому идеальным
считался тот князь, который щедро
одаривал своих воинов, но если дружинник
по каким-либо причинам был
неудовлетворен своим князем, то он мог
уйти.
Но составляя военно- правительственный класс, княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского купечества, из которого выделилась, принимала деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество около половины X в. далеко еще не было славянорусским.
Со временем, однако, отношения князя и дружины начали изменяться, о чем можно судить по вышеприведенному рассказу об устроении пира. Имущественное расслоение дружины привело к формированию новой социальной группы – боярства, что также повлияло на отношения между князем и дружиной. Проводя аналогии между древнерусской дружиной и германской, можно выявить ряд характерных для обеих черт. Воинское сообщество объединено вокруг сюзерена, эта группа следует за вождем, где он первый среди равных. Воинская община моделирует себя по семейному образцу, что прослеживается в названиях групп дружины и ее членов. Система даров носит, скорее, сакральный характер, нежели экономический. Но германская дружина была оторвана от общины, вождем ее мог стать любой доблестный воин, чего нельзя сказать о славянской.
Подводя итог, следует отметить, что отношения князя и дружины строились на личных связях, закреплявшихся развитой системой «даров» в различных формах. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. Все государственные вопросы (об устройстве «земли», о войне и мире, о принимаемых законах) князь решал не самостоятельно, а с дружиной, принимая или не принимая ее решения.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что ни княжеская власть, ни дружина, ни вечевое собрание не остались неизменными.
Истоки происхождения изучаемых политических институтов лежат в эпохе военной демократии. Трудно утверждать, какой из них сформировался раньше.
Княжеская власть берет свое начало в эпохе военной демократии из власти племенного вождя, уже вокруг него сложилась дружина, из которой впоследствии выросла княжеская дружина. Вопрос о существовании веча в этот период остается открытым. Летописи еще не говорят о народных собраниях в племенных княжениях, но некоторые исследователи полагают, что и в это время вече уже существовало.
С ростом населения племени входящие в него рода постепенно превращаются в ряд родственных племен, которые уже образуют племенной союз (племенное княженье). Во главе каждого союза стоят вожди (князья), возвышавшиеся над вождями племен. Вождь племени избирался лишь на время ведения войны. Статус вождя племенного союза постоянный. В его обязанности входит внешняя политика, внутреннее строительство союза, организация, командование собранными им войсками, отправление религиозных обрядов. Функции князя «союза союзов» включают в себя все обязанности вышеназванных вождей. Развитию института княжеской власти способствовали распад родоплеменного строя, призвание варягов, создание Древнерусского государства. В X в. формируются новые княжеские функции – законодательная и судебная.
Как уже было сказано, дружины начали формироваться вокруг племенных вождей. Ко времени создания Древнерусского государства дружина перерастает из вооруженного немногочисленного отряда воинов в дружинный слой, строящийся не по родовому принципу, а по принципу личной верности. Дружина жила дарами своих соплеменников и князя и военной добычей. Она состояла из 200-400 человек и набиралась из знатных юношей и доблестных воинов, в нее мог попасть любой, если в нем был заинтересован князь. После призвания варягов основным контингентом становится варяжский элемент. Но варяги очень быстро «ославянились», хотя дали толчок для отрыва дружины от общинной основы, другой причиной было разрушение родоплеменной структуры. Нет сомнения, что княжеская дружина имела иерархическое строение. «Старшая» первоначально имела на князя большее влияние. Чаще всего к этой общности воинов относят бояр, реже мужей. Возможно, из ее рядов выходят тысяцкие, посадники и прочие представители княжеской администрации. Со временем князь предпочитает ориентироваться на «среднюю» дружину, являвшуюся основным боевым контингентом личных воинских сил князя. Ее составляли гридьба, возможно, княжие мужи. Также прочные узы связывали князя с «младшей» дружиной, куда входили отроки, детские, милостники, пасынки, мечники, метальники и др. С конца XII в. «младшие» дружинники постепенно поглощаются княжеским двором. В источниках появляется термин «дворяне». Княжеская дружина начала разрушаться, как только начала «оседать» на землю и терять свою мобильность.
Под вечем большинство исследователей понимают совещание городских людей. Я склонен считать, что вече существовало всегда, даже в период военной демократии, поскольку его отсутствие обозначало бы нехарактерно высокое для этой эпохи развитие других политических институтов. Достаточно трудно определить состав участников веча. Проведение веча не хаотично, а вполне упорядочено. Оно происходит с соблюдением традиционных правил: сошедшиеся рассаживаются, ожидают начала собрания, которым руководит князь, митрополит, тысяцкий. Вече участвовало в решении широкого круга проблем: вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и администрации, вопросы, связанные с денежными сборами среди горожан, распоряжения городскими финансами и земельными ресурсами. Неясно только, всегда ли вече занималось подобными проблемами, или источники зафиксировали случаи исключительные, связанные, как правило, с чрезвычайными ситуациями.
Литература