Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:24, курсовая работа
Союз Советских Социалистических Республик существовал с 1922 г. ( 29 декабря 1922 г. на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР) – 26 декабря 1991 г. Это государство представляло собой одно из самых прогрессивных в своей эпохе объединений. За время его существования произошло множество взлётов и падений, было сделано много значимых открытий, которые послужили толчком к развитию, не только данного государства, но и для всего человечества.
Введение
Союз Советских Социалистических Республик существовал с 1922 г. ( 29 декабря 1922 г. на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР) – 26 декабря 1991 г. Это государство представляло собой одно из самых прогрессивных в своей эпохе объединений. За время его существования произошло множество взлётов и падений, было сделано много значимых открытий, которые послужили толчком к развитию, не только данного государства, но и для всего человечества.
Обратной стороной такого удивительного прогресса является духовный, моральный, экономический, и даже технический застой в различных сферах жизни общества. На протяжении всей истории СССР, существовал суровый закон, который стал, по сути инструментом идеологического давления, как на рядовых граждан, так и на оппозицию существующему государственному строю. Тысячи граждан были репрессированы, сосланы в лагеря, расстреляны, за различные преступления (в том числе идеологические).
Вместе с тем, в Советском Союзе смогли создать прогрессивное конституционное законодательство, закрепляющее основные права и свободы человека и гражданина, основные идеологические принципы государства (например, классовую сущность многих конституционных норм), а также структуру органов государственной власти.
Актуальность исследования
данного исторического периода
конституционного законодательс
Любое законодательство, тем более, если оно создаётся в новых исторических, политических и иных условиях, не должно повторять ошибки прошлого, иначе последствия могут быть печальны. В этом аспекте, исследование данной темы особенно актуально. Например, советское конституционное законодательство было местами слишком подвержено влиянию идеологии, многие закреплённые в нём права и свободы, хотя и были гарантированы на бумаге, на самом деле могли быть нарушены. Чтобы такого не повторялось, законодатель и учёные, занимающиеся составлением теоретической базы будущих конституций, или иных актов отрасли конституционного права, должны тщательно изучить пробелы и правовые коллизии предыдущих документов данной отрасли. Это необходимо для того, чтобы избежать схожих негативных последствий в будущем, а также обновлять конституционное законодательство, чтобы оно не устаревало. В противном случае, большинство проблем будут возникать снова перед нашим государством, и вероятнее всего они будут ещё сложнее.
Предметом данной курсовой
работы является советский
Целью исследования является изучение советского периода конституционного законодательства. Также в ходе работы будет исследоваться вопросы влияния конституционного законодательства на обстановку и жизнь в советском государстве. Целью исследования являются также те вопросы, которые рассматриваются в предмете исследования.
Задачами данной курсовой работы являются:
Теоритическую основу работы составляют информационные сайты, работы Баглая, Кутафина, Авакьяна, и других выдающихся исследователей. В ней также использовались схемы, характеристики, анализы конституций. В ходе исследования использовались самые различные методы:
-анализ
-синтез
-исторический
-философский
-формально-юридичекий
Основной правовой материал – конституции периода СССР.
Глава 1 Конституционное законодательство до 1937 г.
§1 Конституция 1918 г.
Подход большевиков к определению сущности государства был не просто далек от расгространенной на Западе концепции правового государства, а кардинально противоположен. Государству никак не предписывалось охранять права и свободы граждан, или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, даже если речь шла о представителях «трудящихся классов». В документах права и свободы были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, так как действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворение общих интересов.
Эта концепция — результат классовой теории, она создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы. Фактически право закрепляло государственное руководство обществом, отказ даже от минимальной независимости общественной жизни от государственного вмешательства; контроль огромной бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли. «Мы ничего «частного» не признаем», — говорил И. И. Ленин1.
Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов — В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад»2. Но через непродолжительное время было расформировано Учредительное срание, но что не менее важно, началось свертывание свободной деятельности местных Советов. Фактически, с января 1918 г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила.
Итак, 10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.
Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?
Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.
Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (в то же время произошло прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.
К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство. В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.
Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин; от фракции левых эсеров – Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер; от максималистов – А. И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я. М. Свердлов. 19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями. Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2 – 3 эсеров могли выступить 10 – 12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.
В ходе оживленной полемики обсуждались следующие вопросы:
1. О федеративном устройстве государства.
Левые эсеры предлагали ввести административно-
2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали ликвидировать звенья этой системы (в мелких деревнях и селах) и заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные советы предполагалось лишить их политических функций и преобразовать в муниципальные органы.
3. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК. Оппозиция настаивала на ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК и слиянии СНК с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. В итоге и ВЦИК, и СНК сохранились. Конституция упоминает также о Президиуме ВЦИК, но правовое его положение не характеризуется.
4. О социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности, максимальном внедрении трудовой повинности и т.д.4
Борьба развернулась также вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.
«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.
Конституция РСФСР 1918 г., исходя из принципа полновластия Советов, не допускала возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК.
М.А. Рейснер уже после начала действия этой Конституции пытался в косвенной форме теоретически обосновать неприемлемость судебного конституционного контроля для советского государства. В лекциях на ускоренном курсе Академии Генерального Штаба РККА в 1918/1919 учебном году ученый положительно оценивал «особую формальную защиту» Конституции в США «особым федеральным судом», видя в этом «большую … неприкосновенность конституции … необычную законность, необычную твердость этого правового и конституционного характера современной демократии». Вместе с тем он признал такой «блестящий … прекрасный акт» неприемлемым для России, объясняя это идеологическими мотивами, а также тем, что принятая конституция — «это временное учреждение», и стоит ли для ее охраны «сооружать такой колоссальный, громоздкий аппарат». России, по мнению М.А. Рейснера, необходима гибкая и подвижная Конституция, которая не давала бы возможности «останавливаться на закостенелых формах», а для этого она «построена на началах не правовой законности, а целесообразности, телеологии, позволяющей влить в нее любое содержание». «Поэтому, как далее подчеркивал ученый, — когда мы говорим, что в основу нашей конституции положена идея цели и целесообразности, это значит, что наш основной закон не есть воплощение неподвижности и мертвой справедливости, … но есть только рабочий чертеж, план общественного строительства… А такой план не претендует на непогрешимость».
Информация о работе Конституционное законодательство советсвкого периода