Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 21:15, реферат
Общей для первых четырех Конституций Беларуси являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующий лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и Конституции 1978 г., было то что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание было поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это произошло 28 марта 1994 г. в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета. Конституция была опубликована в республиканских газетах 30 марта 1994 г. и с этого дня вступила в действие. День принятия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем.
1.2 Понятие, сущность
и юридические свойства
Термин «конституция» происходит от латинского слова constitution - установление, устройство.
В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституционный предмет, а также ее место в системе правовых актов.
Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).
В число формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - Основной Закон. Например, в Германии Конституция носит название Основного Закона, а предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее) название, сейчас оно содержит лишь в ее преамбуле.
Однако для определения конституции число формальной конституции ее основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального) значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования, - 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
По мнению немецкого политического деятеля Ферденанда Лассаля, сущность конституции представляет собой «фактические отношения, силы, существующие в данном обществе».
В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е.ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядов. Поэтому нередко - конституция - это итог компромисса между ними, например между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе.
Наряду с идеологическим и политическими любая конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.
Как уже указывалась, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы.
конституция строй правовой избирательный
2. Конституционное развитие в Республике Беларусь
В истории Беларуси насчитывается 5 Конституций - 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г., 1994 г.
Конституция ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г. Она состояла из трех разделов: 1. Общие положения; 2. Конструкция Советской власти; 3. О гербе и флаге.
Конституция отменяла частную собственность на землю, объявляла леса, недра и воды государственным достоянием. В ней провозглашалась свобода совести, отделение церкви от государства и школы от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Закреплялась свобода слова, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти. Образование для рабочих и крестьян объявлялось бесплатным. Вводилась всеобщая трудовая повинность.
Высшей властью республики Конституция провозглашала съезд Советов Белоруссии, а в период между съездами вся полнота принадлежала Центральному Исполнительному Комитету. ЦИК формировал Малый президиум и Большой президиум. На Большой президиум возлагались функции правительства, в который входили все народные комиссары.
Конституция юридически закрепила образование республики и установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.
Вторая по счету Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики была принята VIII съездом Советов 11 апреля 1927 г. В ней подчеркивался классовый характер государства. Статья 2 закрепляла следующее положение: «Белорусская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Носителем верховной власти являлся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК БССР (ст. 3). Однако в действительности реальная власть принадлежала коммунистической партии - общественной организации, которая выдвигала и утверждала кадры в государственный аппарат.
Земля, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи признавались собственностью социалистического государства (ст. 5).
Закреплялся факт вхождения БССР в состав СССР и право свободного выхода из Союза ССР (ст. 4).
В Конституции закреплялись основные права граждан: право на объединение в общественные организации, свобода собраний, право на проведение митингов, шествий, свобода печати, свобода совести, право на образование и др. Все права гарантировались. Определялось равенство белорусского, еврейского, русского и польского языков.
Устанавливались лишь две обязанности: обязанность трудиться (ст. 7), всеобщая воинская повинность (ст. 13).
В главах II-X устанавливалась система государственных органов и их полномочия (Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет БССР, Президиум ЦИК БССР, Совет Народных Комиссаров БССР, Народные комиссариаты, местные Советы и исполнительные комитеты).
Глава XI Конституции посвящалась избирательному праву. Правом избирать и быть избранными пользовались лица, достигшие возраста 18 лет. Кулаки, торговцы, лица, живущие на нетрудовой доход, служители религиозных культов и монахи, бывшие служащие и агенты полиции, умалишенные и осужденные за корыстные и порочащие преступления лишались избирательного права. Депутаты избирались открытым голосованием.
Избирательное право было не всеобщим, не равным, непрямым. Кроме местных Советов в городах, местечках и селах, существовали также съезды Советов.
Третья Конституция БССР была принята XII Чрезвычайным Всебелорусским съездом Советов 19 февраля 1937 г. Ее основные особенности от предыдущих Конституций заключались в следующих положениях:
) политическую основу
БССР составили Советы
) экономическую основу
БССР составляли
) впервые закреплялась
руководящая роль
) впервые закреплялся принцип равноправия граждан;
) перечень прав и свобод
граждан был значительно
) выборы во все уровни Советов осуществлялись путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принял новую Конституцию Белоруссии. Наиболее существенные ее отличия от предыдущих:
а) имела преамбулу;
б) закрепляла построение развитого социализма в стране;
в) закрепляла полновластие советского народа;
г) расширяла участие в управлении государственными делами общественных организаций и трудовых коллективов
д) предусматривала проведение референдума;
е) Советы были переименованы в Советы народных депутатов;
ж) впервые включала раздел «Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания» и новую главу «Народный депутат»;
з) наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью закрепляла собственность профсоюзных и общественных организаций;
и) закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС;
к) расширяла круг прав, свобод и обязанностей граждан и гарантии их реализации;
л) вводила впервые норму о суверенитете БССР.
В целом же эта Конституция также была декларативной, выполняла роль фасада «социалистической демократии».
Принятие Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. ознаменовало качественно новое развитие белорусской государственности. Причины ее принятия были связаны с распадом Союза ССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституция 1978 г., развитием гласности и демократических процессов на постсоветском пространстве.
Ее основные новации заключались в следующих положениях:
а) впервые в полном объеме Республика Беларусь провозглашается как суверенное государство (ст. 1);
б) Республика Беларусь объявляется демократическим социальным правовым государством (ст. 1);
в) человек является высшей ценностью общества и государства (ст. 2);
г) устанавливается принцип идеологического и политического многообразия (ст. 5);
д) закрепляется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6);
е) признается приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8);
ж) гарантируются равная защита и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 13);
з) расширяется круг новых прав и свобод граждан (раздел II);
и) отдельная глава посвящается референдуму (народному голосованию) (глава 2);
к) Верховный Совет Республики Беларусь объявляется высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь (глава 3);
л) расширяется круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в Верховный Совет (ст. 90);
м) впервые учреждается пост Президента Республики Беларусь как главы государства и исполнительной власти (глава 4);
н) отдельный раздел посвящается местному управлению и самоуправлению (раздел V);
о) образуется новый государственный орган - Конституционный Суд Республики Беларусь (глава 6);
п) создается Контрольная палата Республики Беларусь (глава 8).
ноября 1996 г. на республиканском референдуме в Конституцию Беларуси 1994 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения. Их суть заключается в следующих положениях:
расширено и дополнено понятие «суверенитет народа» (ст. 3);
принцип верховенства Конституции и закона заменен на принцип верховенства права (ст. 7);
вместо многообразия форм собственности закреплены две формы собственности: государственная и частная (ст. 13);
гарантировано право трудящимся принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями (ст. 13);
отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзами дополнены принципами социального партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14);
наряду с белорусским языком статус государственного получил и русский язык (ст. 17);
гражданам Республики Беларусь разрешено обращаться за защитой своих прав в международные организации, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты (ст. 61);
закреплено право отзыва депутатов и членов Совета Республики (ст. 72);
изменено место и роль Президента в государственном механизме, значительно расширена его компетенция (глава 3);
появился новый вид актов Президента - декреты, имеющие силу закона (ст. 85);
Парламент стал двухпалатным, уменьшилось его значение и роль в осуществлении государственной власти (глава 4);
существенно возросла роль и значение Правительства, которое стало возглавлять исполнительную власть и было наделено правом законодательной инициативы (ст. 99, глава 5);
изменено место и роль Конституционного Суда в системе государственных органов, из системы органов государственного контроля и надзора он переместился в систему судебных органов (глава 6);
вместо Контрольной палаты учрежден новый орган - Комитет государственного контроля (глава 8);
изменен порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Беларуси (раздел VIII).