Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:53, контрольная работа
1. Советская конституция создавалась и развивалась на строго научном фундаменте, каким является марксистско-ленинская теория государства и права. Еще в трудах основоположников марксизма была раскрыта сущность конституции в классовом обществе и показано, что ее содержание определяется материальными и политическими интересами господствующего класса.
Основные обязанности советских граждан определены в Конституции 1977 года в тесной связи с правами и свободами. Эти обязанности отражают единство коренных целей и задач общества и личности. В них проявляются нравственные критерии социализма, достигнутый уровень осознанной убежденности гражданина в правильности и полезности их всеобщего признания. Обязанности — необходимый элемент конституционного статуса личности.
Права и свободы советских граждан будут и дальше расширяться и обогащаться. Одновременно будут создаваться все более благоприятные условия и гарантии их полной реализации. Политика КПСС нацелена на то, чтобы советский человек обладал всеми возможностями для выражения и осуществления своей гражданской воли и интересов, пользовался всеми благами, которые дает ему социализм. Но реализация гражданином его прав неотделима от исполнения им конституционных обязанностей. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав — это непреложный политический принцип социалистического общества», — сказано в новой редакции Программы партии. КПСС будет и впредь настойчиво добиваться, чтобы каждый советский человек воспитывался в духе ясного понимания единства его прав, свобод и обязанностей.
В Конституции СССР нашли
отражение две главные
Конституция 1977 года определяет СССР как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Это определение, с одной стороны, подтверждает и развивает характеристику Союза ССР, данную в прежних советских конституциях, а с другой — содержит важные новые элементы. Напомним, что в Конституции СССР 1924 года Союз ССР характеризовался как добровольное объединение равноправных народов, а в Конституции СССР 1936 года — как союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. В определение, данное в Конституции СССР 1977 года, введено, таким образом, очень существенное дополнение о государственном единстве всех советских наций и народностей.
В Конституции СССР отражены две взаимосвязанные стороны Советского многонационального государства: первая — союзное федеративное государство, образованное суверенными союзными республиками на добровольной основе, а вторая — единое многонациональное государство, отражающее общность социально-экономических, политических и идеологических условий, определяющих характер общества во всех республиках, сочетание всестороннего развития всех наций и народностей с их прогрессирующим сближением.
В Советском многонациональном государстве давно уже сложилась традиция, выражающаяся в том, что конституции союзных и автономных республик следуют в своем развитии за союзной Конституцией. Но дело не только в традиции. Необходимость обновления конституций союзных и автономных республик предопределялась как формальными, так и сущност-но-социальными факторами. С одной стороны, действуют положения ст.ст. 76 и 82 Конституции СССР 1977 года, согласно которым союзные и автономные республики имеют конституции, соответствующие союзной Конституции, и, следовательно, должно быть обеспечено такое соответствие. С другой стороны, во всех сферах общественной жизни в союзных и автономных республиках произошли те же кардинальные перемены, которые в масштабах Союза ССР обусловили принятие новой Конституции. Рассматривая ныне действующую конституционную систему, состоящую из 36 актов (Конституции СССР 1977 года, 15 конституций союзных и 20 конституций автономных республик, принятых в течение 1978 года), целесообразно отметить прежде всего, что в этой системе заметно усилились общие начала государственного и всего общественного строя. Речь идет не об искусственной унификации конституционных норм на всех уровнях их действия, а об отражении в конституциях процессов укрепления единства советского народа, об упрочении экономических, политических, социальных и идеологических предпосылок этих процессов.
В системе советского законодательства Конституция СССР занимает верховенствующее положение. Это — акт высшей юридической силы: она разрабатывается, принимается и действует безотносительно к постановлениям, содержащимся в текущем законодательстве. Остальные законы, не говоря уже о других правовых актах, должны издаваться только на основе Конституции и в соответствии с ней. В этом заключается одно из важнейших требований закрепленного в Конституции принципа ее верховенства, подчиненности ей всех других правовых актов. «Конституция СССР, — гласит ст. 173, — обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией СССР». Строгое и точное соблюдение Конституции составляет, таким образом, важнейшую обязанность всех органов и учреждений, принимающих правовые акты.
Верховенствующее положение Конституции СССР подчеркивается и особой процедурой ее изменения. Отметим прежде всего, что как принимать Конституцию СССР, так и вносить в нее изменения ныне может только Верховный Совет СССР. Ни один другой государственный орган, в том числе Президиум Верховного Совета СССР, не имеет правомочия вносить изменения в союзный Основной Закон. И для принятия этих изменений требуется квалифицированное большинство голосов депутатов.
Задачи ускорения социально-
Больше демократии — значит больше социализма. Такова суть политики КПСС, перестройки, проводимой в общественно-политической жизни страны, организации и деятельности Советского государства. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что только на такой основе могут по настоящему получить размах живое творчество трудящихся масс, их реальное участие в решении всех вопросов жизни общества, в полную меру проявлять себя человеческий фактор.
Важнейшее место в
процессе демократизации советского общества
отводится последовательному
Повышается роль институтов непосредственной демократии. В соответствии с Конституцией СССР осуществляется законодательное регулирование вопросов, связанных с проведением обсуждений по крупным вопросам жизни страны в масштабах Союза ССР и союзных республик, а также обсуждение проектов важнейших решений местных Советов народных депутатов. Полнее используются возможности развития инициативы и самодеятельности трудящихся в кооперации, особенно в сферах, касающихся удовлетворения запросов и интересов советских
людей.
Совершенствуется
Большое значение придается обновлению законодательных основ во всех сферах общественного развития. Повышается роль суда, обеспечивается строгое соблюдение принципа независимости судей; усиливается прокурорский надзор, совершенствуется работа следственных органов, все пути и средства охраны интересов Советского государства, обеспечения прав и свобод граждан. Принимаются дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокритики, особенно критики снизу.
Всестороннее развитие социалистической демократии — это необходимая предпосылка, гарантия того, что курс XXVII съезда КПСС будет проводиться неуклонно, а процессы перестройки необратимы. Единые устремления, общие действия партии и народа, перемены в общественном сознании, отражающие уроки прошлого, чувство ответственности за настоящее и будущее страны стали определяющими факторами развития советского общества. Это и есть достойное продолжение революционного дела Великого Октября.
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 147.
** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 31, с. 188.
Б.Н. Топорнин
(Конституции социалистических государств. Т. 1. М., 1987.)