Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:35, контрольная работа
1. Охарактеризуйте германское уголовное право по «Каролине» 1532 г.
2. Казус по «Каролине»
3. Охарактеризуйте Конституцию США 1787 г.
17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Статей Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.
Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта. В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.
Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию Конституции, сложились две «партии» - «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость. Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей под коллективным псевдонимом Публий (в честь римского консула периода республики Публия Валерия Публиколы) начали издавать журнал Федералист (англ. Federalist Papers), в котором они обосновывали необходимость принятия новой Конституции и новой системы органов власти. Федералист (всего вышло 85 выпусков) считается ценнейшим источником для толкования Конституции, поскольку в Федералисте значение положений Конституции разъясняется самими её авторами.
Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.
Итак, Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.
Основные принципы и идеи конституции США 1787 года:
1) республиканская форма правления
2) организация государственной власти была подчинена принципу разделения властей
3)
в основе государственно-
4) жесткая конституция
Федерализм предполагает супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов. США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной формы, к числу которых относятся:
а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;
б) субъекты федерации наделены учредительной властью - правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;
в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;
г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);
д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).
Раздел 8 ст. 1 Конституции США содержит перечень предметов правового регулирования, составляющих исключительную компетенцию Союза (оборона, внешняя политика и т.д.). Все остальные предметы правового регулирования, не упомянутые в перечне, согласно поправке X относятся к компетенции штатов (т.н. "остаточная компетенция" - в условиях США "остаток" достаточно велик). Эта схема дополняется принципом "подразумеваемых полномочий" - вновь возникающие предметы правового регулирования (не указанные ни в федеральной конституции, ни в конституциях штатов) автоматически относятся к компетенции Союза (например, воздушное сообщение, ядерная энергетика, космонавтика и т.д.).
Конституция прямо, либо косвенно, предполагает еще четыре положения, дополняющие вышеприведенную систему:
а) совпадающие полномочия (и союз, и отдельные штаты) - законы, налоги, займы;
б) действия, запрещенные и союзу и штату - обложения налогом экспорта, жалование дворянских титулов;
в) действия, запрещенные Союзу - введение прямых налогов безотносительно к численности населения штатов, неодинаковые косвенные налоги, изменение границ штатов без их согласия, ограничения положений Билля о правах;
г) действия, запрещенные штатом - заключение международных договоров, чеканка монеты, содержание войск в мирное время, налоги на импорт, нарушение федеральной Конституции и законов.
Несмотря, на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, но было принято только 27) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г. Особенностью «Билля о правах» является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения:
I. свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;
II. право на хранение и ношение оружия;
III. запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;
IV. охрана личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов;
V. процессуальные гарантии - право не свидетельствовать против себя, возбуждение уголовного дела Большим жюри, недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;
VI. право обвиняемого в уголовном судопроизводстве - скорый и публичный суд присяжных, очная ставка, ознакомление с материалами дела и право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;
VII. распространение суда присяжных на ряд гражданских дел;
VIII. запрет чрезмерных судебных залогов, жестоких и необычных наказаний;
IX. перечисленные в Конституции известные права не должны толковаться как отрицание или умаление других прав, в основном законе не перечисленных;
X. полномочия, не переданные Союзу - "остаточная компетенция" отдельных штатов.
Остановимся подробнее на структуре органов власти штатов.
В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.
Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей(нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата. В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия. В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов.
Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов. В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента. Также статья вводит институт вице-президента США, который избирается одновременно с президентом. Двадцать пятая поправка закрепила правило, согласно которому вице-президент занимает пост президента в случае досрочного прекращения его полномочий. Первоначальный текст был неудачно сформулирован и оставлял возможность различного толкования того, становится ли вице-президент президентом или просто исполняет его обязанности до следующих выборов. Первый прецедент случился в 1841 году, когда девятый президент Уильям Генри Гаррисон умер спустя месяц после избрания и вице-президент Джон Тайлер стал десятым президентом. Таким образом Двадцать пятая поправка закрепила сложившееся правило. В 1951 году была ратифицирована Двадцать вторая поправка, которая установила, что никто не может занимать пост президента более двух сроков. Кроме того, в этой же статье предусмотрена возможность отрешения от должности всех гражданских должностных лиц, включая президента (импичмент). В разделе 2 Статьи II упоминаются «высшие должностные лица каждого из департаментов исполнительной власти» (англ. principal Officer in each of the executive Departments). Фактически это единственное упоминание о кабинете президента США - аналоге правительства.
Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных дел судами присяжных и дано определение государственной измены.
Статья IV касается взаимоотношений между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение» (англ. full faith and credit) официальным актам (в том числе судебным актам) и документам других штатов и запрещает дискриминацию граждан других штатов. Устанавливается принцип судебной юрисдикции по месту совершения преступления и корреспондирующая ему обязанность штата, в котором находится обвиняемый, выдать его властям штата, в котором он должен предстать перед судом. Раздел 3 устанавливает порядок принятия нового штата (решение принимается конгрессом) и образования нового штата на территории существующих штатов (дополнительно требуется согласие законодательных органов заинтересованных штатов). В разделе 4 гарантируется республиканская форма правления в каждом штате и установлена обязанность федерации обеспечить защиту каждого штата от внешнего вторжения и внутренних беспорядков.
Статья V описывает процесс изменения конституции - принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом - специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался.
После того, как поправки были приняты конгрессом либо национальным конвентом, они должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Конгресс сам определяет один из двух возможных способов: ратификация легислатурами штатов или созываемыми в каждом штате специально для принятия этого решения конвентами. Второй способ использовался только один раз, для того, чтобы принять Двадцать первую поправку, которая отменяла ранее принятую Восемнадцатую поправку («Сухой закон»).
Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.
Одной из самых известных поправок Конституции, помимо первых десяти, вошедших в Билль о правах, является поправка №12. Она была предложена в 1803 году и ратифицирована в 1804 году. Поправка касалась процедуры голосования в коллегии выборщиков. По ранее существовавшей процедуре выборщики имели два голоса и голосовали за двух кандидатов, один из которых становился президентом, а второй - вице-президентом. Поэтому в 1796 году избранные президент и вице-президент принадлежали к разным партиям, а в 1800 году в результате случайности два кандидата от партии большинства - Томас Джефферсон и Аарон Бурр - набрали одинаковое количество голосов, поэтому президента избирала Палата представителей. Поправка установила, что выборщики голосуют за президента и вице-президента раздельно. В том же 1803 году верховный суд США принял решение в знаковом деле Мэрбери против Мэдисона, в ходе рассмотрения которого суд признал закон противоречащим конституции и не подлежащим применению в деле. Это полномочие Верховного суда не было закреплено в конституции, но ещё в XIX веке прочно вошло в практику.
Информация о работе Контрольная по истории государства и права зарубежных стран