Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:26, контрольная работа
Задание 1. Охарактеризуйте основные принципы и специфику исторического познания. Какое место занимает история мировых цивилизаций в кругу других наук?
Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций эпохи Древности. Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в эпоху Средневековья. Обоснуйте свой выбор.
Задание 1………………………………………………………………..…..3
Задание 2………………………………………………………………...….7
Задание 3…………………………………………………………...……….9
Задание 4……………………………………………………….……….…12
Задание 5……………………………………………………………..……15
Содержание
Задание 1. Охарактеризуйте основные принципы и специфику исторического познания. Какое место занимает история мировых цивилизаций в кругу других наук?
Всякий ли социум имеет историю автоматически, с момента возникновения, свойственна ли историчность бытию человека? Эти вопросы возникают при изучении сущности и специфики исторического познания. Социальное бытие может и не сформировать у человека исторического чувства, связанного с особым восприятием времени и своего существования в мире. Историческое измерение бытия человека не дано ему изначально, оно является продуктом тысячелетнего развития. Поэтому в некоторых обществах и культурах сама идея исторического развития не была сформирована; в них не осознавалась идея необходимости и ценности новизны. Сам подход к истории как череде необратимых изменений в жизни общества, принципиально отличающихся от изменений в мире природы, сформировалась только в рамках западноевропейской культуры. Именно там возникло представление, что прошлое поддается научному исследованию.
Историческое познание имеет свои сущностные черты. К ним относятся: специфика исторических объектов, ценностный характер знания, а также особое отношение к времени, которое превращается в центральную категорию исторического познания.
Ценностный характер исторического
познания проявляется в специфике
объектов, методов, а также результатов
исследования. Так, историк изучает
не все события, совершившиеся в
прошлом, а лишь те, что касаются
объектов, наделенных ценностным содержанием.
Происходит определенный отбор исторического
материала в соответствии с его
ценностью. Ценность рассматривается
как положительная социальная значимость,
как способность объектов прошлого
удовлетворять потребности
В этих отношениях
формируется оценка, которая есть
осознание субъектом ценности
предметов в их целостности
и полноте. Оценка носит
Система ценностных отношений приводит к формированию объектов исторического познания. На существовании различия между объектами исторического познания и всеми другими настаивали философы-неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В их терминологии оно обозначается как противоположность объектов природы и объектов культуры. Так, Г. Риккерт писал: «В объектах культуры заложены ценности или блага… Если от объекта культуры отнять всякую ценность, он превратится в объект природы». Объекты культуры имеют ценность, значимость и для исследователя, и для общества, к которому он принадлежит. Это в полной мере относится к историческому познанию. Если выбор объектов исторического познания определяется ценностями (а они формируются культурой), то тогда объектом познания становятся элементы культурной жизни человека или она сама как целое. Объект и субъект исторического познания очень тесно связаны друг с другом, и само выделение объекта предполагает не просто любопытство исследователя, а интерес, основанный на признании ценности и значимости именно этих объектов для самого познающего субъекта.
Полученное знание историк соотносит с исторической реальностью в целом или ее фрагментом, процессом, событием, ситуацией, индивидуальностью, включенных в разнообразные структуры. Однако историческая реальность отделена от историка барьером времени, поэтому дается исследователю опосредованно, через исторические источники. Но объектом исторического познания является не сам исторический источник, а заключенная в нем информация о событиях.
Событие рассматривается
как фрагмент исторической
Объект и субъект
исторического познания тесно
связаны друг с другом, и само
выделение объекта
На основе событий
историк формулирует
Принципы исторической науки:
Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования:
— принцип истины
— высшей целью и ценностью
исторического познания
— принцип конкретности
— любой предмет исторического
исследования должен изучаться
в его конкретности, с учётом
неповторимости его содержания,
определённости места и
— принцип историзма
— всякий предмет
— принцип объективности
— историк-исследователь в
— принцип всесторонности
— историческое познание
— принцип системности
— всякий предмет
— принцип опоры
на исторические источники —
информацию об историческом
— принцип историографической
традиции — изучение всякого
предмета исторического
Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций эпохи Древности. Аргументируйте свой ответ.
В эпоху ранней древности
между различными областями Ближнего
Востока устанавливаются
Характерной чертой
эпохи расцвета древних
В эпоху поздней
древности все более важную
роль начинают играть племена
и народы периферии древних
государств. Они достигают того
уровня развития, когда активно
идет процесс социального
Достижения, оказавшие наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху.
Некоторые ученые ведут отсчет истории Древнего мира с конца древне-каменного века, с появления Homo sapiens, вида «человек разумный» (примерно 40 тыс. лет назад).
Это был крупнейший
переворот в развитии
Человеческие коллективы существовали в виде общин, объединенных обычно родством.
Первые 30 тыс. лет первобытный человек:
-занимался трудовой
-производил необходимые
орудия труда (и
Однако человек только
добывал готовые дары природы,
не воспроизводя их. Жизнь человеческих
общин в огромной степени
Существует точка зрения, что история общества началась с появлением примерно 5-6 тыс. лет назад социальных классов, а также государства и права.
Задание 3. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие западной цивилизации в эпоху Средневековья. Обоснуйте свой выбор.
Западноевропейское
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов — христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности.
Этнические процессы и феодальная раздробленность
В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводители франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя — франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.
К Х—XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX—Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.
Создание централизованных государств.
В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты — сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент—кортесы появился в Испании (конец XII — начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколь-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения — все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, — налоги.