Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:37, контрольная работа
Структура и состав современного культурологического знания Культурологии это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития культуры. 4-9
Глава 2. Культура и человек. 10-12
Глава 3. Развитие культуры 13
Глава 4. Подходы к культуре 14
Глава 5. Функции культуры 15-16
Глава 6. Формы культуры. 17
Заключение 18
Список литературы
Более определенной выглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие духовному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой точки зрения насколько хорошо культура способствует развитию человеческой личности человек есть мера культуры.
Культура помогает человеку приспосабливаться к данному обществу, интегрироваться в него. Выполняя, таким образом, функцию адаптации. Близкой к ней является функция социализация, т.е. приобщения человека к обществу, когда человек становится членом человеческого коллектива.
Важной следует признать нормативную функцию: культура, действуя как система норм и правил человеческого общежития, регулирует жизнь человека и общества и взаимоотношения людей, удерживая их в границах дозволенного.
Ценностная функция культуры проявляется в том, что культура, будучи, по сути, своей системой ценностей, формирует у каждого человека личную систему ценностей, т. е. круг потребностей и установок на определенные виды деятельности. Познавательная функция культуры выражается в развитии наук и нацеливает человека и общество на дельнейшее познание мира. Чем лучше, эффективнее выполняется эта функция, чем активнее общество усваивает научные достижения, тем быстрее будет идти его развитие.
Культура служит также средством передачи от поколения к поколению накопленного опыта. У человека нет генетической памяти на то, что изобретено, создано, открыто, и другого способа передать потомкам информацию о мире, кроме как культуру, просто не существует. Не случайно, поэтому культуру называют социальной памятью человечества.
В обществе культура выполняет следующие важнейшие функции, выступая в качестве:
Культура сохраняет предшествующий опыт. Она неразрывна с историей, предполагает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Современная культура - результат огромного пути, который она прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур, становясь потенциально достоянием всех людей. Ценности и символы культуры приходят, как правило, из глубины веков и, видоизменяя свое значение, передаются будущим состояниям культуры. Следовательно, культура исторична и трансисторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некой мифологии) и к прогнозам будущего [1].
1 См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 4-9.
2. Формы трансляции социального опыта.
Культура характеризует обновляющееся бытие социума и человека, выступая в качестве живой и самовозобновляющейся "субстанции", основаниями которой являются алгоритм, код, матрица, канон, эталон, норма, традиция и т.д. Каждое поколение осваивает как предметный мир культуры, способы и навыки технологического отношения к природе, так и культурные ценности, образцы поведения. Культура, донося голоса прошлого, предстает, таким образом, формой передачи социального опыта, причем во всех его этнических и национальных проявлениях.
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности человека позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид выступает в качестве носителя культурных норм и образцов. В этом смысле культура предстает и как продукт, и как детерминанта социального развития. Культура, обеспечивая сохранение и перенос духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности - повседневность, политику, экономику, искусство, спорт и т.д., - фактически представляет собой способ социализации субъекта, поскольку содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека. В ситуации трудного выбора именно культура (или ее отсутствие) позволяет (или не позволяет) человеку развивать внутренний мир, творчески реагировать на социальные требования, осознавать их моральный, эстетический, политический или иной смысл, принимать адекватные решения.
Возможны и другие
классификации функций культуры. Различные
исследователи выделяют, в частности,
преобразующую, защитную, коммуникативную,
познавательную, информационную, нормативную
и другие функции.
Чем же конкретно является культура как продукт общественной деятельности людей?
Две основные формы существования культуры. В жизни нас окружает огромное разнообразие предметов, созданных не природой как таковой, а людьми. Совокупность этих предметов образует непосредственную, наглядно воспринимаемую предметную форму существования культуры. Предметы культуры независимо от того, являются ли ими орудия труда, произведения искусства или научные знания, существенным образом отличаются от предметов природы. Каждый предмет культуры есть, прежде всего, продукт труда — материального или духовного. Это означает, что предмет культуры обладает свойствами, которые привнесены в него не природой, а трудом. Что же это за свойства?
Продукт труда обладает, прежде всего, свойством удовлетворять определенную человеческую потребность, быть полезным для человека. Однако это хотя и необходимое, но еще недостаточное условие для его существования в качестве предмета культуры. Ведь и предметы природы обладают полезными для человека свойствами. Действительная культурная значимость (ценность) продукта труда для человека заключена не просто в его полезных свойствах, а в той «человеческой форме», которую придал ему человек в процессе его изготовления. «Для изголодавшегося человека,— писал К. Маркс,— не существует человеческой формы пищи…» «Человеческая форма» и есть то, что отличает предмет культуры от предмета природы, придает продукту труда культурную ценность.
Хотя сама эта
форма находит в предмете сугубо
вещественное воплощение, она заключает
в себе нечто большее, чем естественные
свойства вещества, в которые она воплотилась.
В ней запечатлены усилия, опыт, знания,
вкусы, представления многих поколений
людей, наглядно выражен уровень их исторического
и общественного развития. По форме вещи
мы можем судить о тех, кто ее создал, о
характере эпохи, о степени интеллектуального,
нравственного, эстетического развития
людей на том или ином этапе истории. Поэтому
предмет становится «человеческим предметом»,
получает «человеческую форму» лишь постольку,
поскольку заключает в себе не природное,
а общественное содержание.
Заключение.
Культурология, также как и любая другая наука, стремится к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности - это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.
Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и духовные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культура есть то, что возникает вследствие порыва человека из тьмы материального мира к свету метафизического существования. Культура - свет и дух, природа - материя и тьма. В культуре человек избавляется от страха собственной смерти; им проживаются такие сроки, такие жизни, что смерть теряет значение личной катастрофы.
В жизни нас окружает огромное разнообразие предметов, созданных не природой как таковой, а людьми. Совокупность этих предметов образует непосредственную, наглядно воспринимаемую предметную форму существования культуры. Предметы культуры независимо от того, являются ли ими орудия труда, произведения искусства или научные знания, существенным образом отличаются от предметов природы. Каждый предмет культуры есть, прежде всего, продукт труда — материального или духовного. Это означает, что предмет культуры обладает свойствами, которые привнесены в него не природой, а трудом.
В определенных
условиях культура может стать проблемой
национальной безопасности страны, этнической
самоидентификации отдельных
Список
литературы.