Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:53, контрольная работа
1. Сформулируйте основные положения а) норманнской теории б) антинорманнской теории
2. Назовите причины политической раздробленности на Руси
3. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси
4. В чем заключались особенности формирования Российского государства
5. Каковы были основные тенденции развития Европы и России в 17 веке
6. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты
7. Каковы были основные достижения и потери России в первой половине 19 века
Социальная структура русского общества XVII века вполне соответствовала феодальным отношениям. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе было боярство. Бояре – были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками – вотчинами.
Дворяне, занимали более привилегированное положение в обществе. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству.
В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже находились чины дворцовые или придворные: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой. К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки.
Крестьянство состояло из двух категорий–владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Государственные крестьяне проживали на окраинах России, они несли тяготы в пользу государства.
6. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты?
Свои преобразования Петр проводил без определенной системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили ее.
В сфере социально-экономической мерой была подушная перепись 1718-1724 годов. Именно эта перепись окончательно закрепостила основную массу населения, лишив ее возможности свободно передвигаться по стране и самостоятельно выбирать себе занятие. На основе переписи была введена паспортная система, облегчившая борьбу с крестьянскими побегами. Крестьяне и посад были подушной податью, увеличившей доходы государства.
В то же время Петр принял меры по консолидации своей главной опоры – сословия феодалов. В 1714 году Указ об единонаследии уничтожил различие между поместьем и ветчиной, которые в равной степени объявлялись наследственным владением. При этом их нельзя было дробить: земли могли быть переданы лишь одному из наследников. Петр пытался развивать и промышленное производство, необходимое для вооружения армии, создания флота и т.п. При нем в России было создано более 100 мануфактур – металлургических, суконных, парусно-полотняных и др. Главным инициатором создания этих мануфактур было государство, которое затем нередко передавало их в руки частным лицам при условии регулярных поставок продукции в казну. Вопрос о рабочей силе Петр решил покрепостнически: в 1722 году владельцы мануфактур получили право приписывать (покупать) к предприятиям крепостных.
Серьезные изменения произошли в сфере государственного устройства. В 1711 году был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Права Сената были широки, хотя и несколько неопределенны: контроль над правосудием на различные должности. В отличие от Боярской думы, представлявшей интересы аристократии, Сенат был сугубо бюрократическим органом, формируемым царем и полностью зависящим от него. В 1717-1721 годах громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами – коллегиями, названными так в соответствии с их структурой: каждую коллегию возглавлял не один начальник, а Совет из пяти человек во главе с президентом. Всего было 11 коллегий. Три из них назывались главными: Военная, Морская и Иностранных дел; три занимались финансами, три – торговлей и промышленностью, одна коллегия земельными делами и одна местными судебными учреждениями.
Меньше удалась областная, или губернская, реформа (1708-1710 гг.), по которой страна была разделена на восемь губерний, отличных друг от друга и по территории, и по численности населения. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, - на уезды. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, которой обладал всей полнотой власти, и чья деятельность слабо контролировалась.
Важнейшим достижением было создание регулярной армии и военно-морского флота. С начала 18 века проводились рекрутские наборы: крестьяне поставляли рекрутов в армию, а горожане – во флот. Дворяне составляли офицерский корпус. Военная служба была практически пожизненной.
7. Каковы были основные достижения и потери России в первой половине 19 века?
ВОЙНА 1812 г.
Причины войны:
произошло столкновение двух властных императоров — Наполеон с его мечтой завоевания всего мира и Александра I, который никому не собирался уступать ведущей роли России в Европе;
Экономика России была подорвана нарушением торговых отношений с Англией;
Наполеон нарушил условия
сватовство французского императора к сестрам Екатерине Павловне и Анне Павловне было отвергнуто.
Московское и Петербургское ополчения избрали Кутузова своим начальником, и Александр I, не любивший полководца, вынужден был назначить его главнокомандующим на радость всем.
22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на Новой Смоленской дороге, в 110 км от Москвы. 26 августа 1812 г. началось Бородинское сражение. Основной удар обрушился на войска Багратиона, настоящего героя и замечательного полководца. Багратион был ранен, а армия закрепилась на новом участке. День закончился под грохот артиллерии. Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов. Из-за больших потерь Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения. Армия подошла к Москве, из которой ушло почти все население. 1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет, на котором было решено сохранить армию, оставив пустую и саженую Москву неприятелю. Русская армия расположилась под Москвой, пополняя свои резервы. Гордому Наполеону пришлось самому обращаться к Кутузову с предложениями о мире. В октябре 1812 г. наполеоновская армия просто таяла на глазах, страдая от холода, голода и ударов партизанских отрядов.
ДЕКАБРИСТЫ.
Русские офицеры, участвовавшие в войне 1812 г. и заграничных походах, решили, что в России следует все поменять к лучшему. Будущие декабристы называли себя детьми 1812 года. В стране начали создаваться тайные организации. Своими задачами они ставили освобождение крестьян от крепостной неволи и замену одного правителя на другого.
В 1821 г. возникло сразу два новых общества: Северное в Петербурге и Южное в армейских частях на Украине.
Северное общество возглавила Дума, в которую входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Главным документом организации стала «Конституция», разработанная Муравьевым. Автор этого документа хотел довести до конца реформы Александра I.
Русские офицеры-декабристы искренне считали, что смогут изменить жизнь в стране, облегчить положение крестьян и всех русских людей. Они стремились к свободе для себя и всего народа.
Северное и Южное общества стремились
к объединению своих усилий, в
результате переговоров была назначена
дата совместного выступления против
царя — лето 1826 г.
После смерти Александра I в стране наступило
междуцарствие: прежний царь умер, а новый
— Николай I — еще не вступил на престол.
Большая часть гарнизона присягнула новому императору Николаю I, поскольку декабристы не сумели поднять на мятеж все военные подразделения. Император лично отдал приказ стрелять по мятежным войскам.
ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС.
Восточный вопрос появился тогда, когда
в Османской империи начался
кризис. Международные отношения
на Ближнем Востоке были очень
сложными. Славянские и другие народы
боролись против оттоманского владычества,
и Россия поддерживала их. Кроме
того, обострились отношения нашего
государства с Турцией и Ираном. В 1826 г.
иранские войска вошли на российскую территорию,
но русская армия разгромила их.
В 1828 г., во время правления Николая I, в
очередной раз обострился так называемый
восточный вопрос. Россия пришлось решать
очередные задачи в районе Черного моря:
1.ликвидировать турецкие крепости на Дунае;
2.восстановить права
ЗНАЧЕНИЕ АДРИАНОПОЛЬСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА.
Мирный договор 1829 г. способствовал рождению греческого государства, укрепил автономию Дунайских княжеств и Сербии, но не решил Восточный вопрос. В 1840-1841 гг. Россия подписала Лондонские конвенции, по которым ее флот был лишен права находиться в Босфоре и Дарданеллах. Эти конвенции смягчили отношения между Россией и европейскими державами, но не повлияли на решение восточного вопроса.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Первая половина XIX в. - это время и перемен, и одновременного медленного развития страны. Больше всего тормозило прогресс промышленности и сельского хозяйства крепостное право.
К середине XIX в. Россия занимала территорию 19,6 млн. км2, а численность достигла почти 68 млн. человек. Сибирь, Дальний Восток, Северный Казахстан за первую половину века увеличили свое население в 9 раз за счет того, что туда переселялись крестьяне. К Сибири из Центральной части России наконец-то была проведена хорошая дорога.
В 1830-х гг. в Россия начался промышленный переворот. За 35 лет число крупных промышленных предприятий увеличилось в 3 раза. Подъем производства был связан с переходом от ручного труда к машинному, от мануфактуры, основанный на ручном труде, к фабрике с многообразными сложными системами машин.
Развивались новые отрасли промышленности: добыча платины, алмазов, золота, нефти. Большое значение приобрела текстильная промышленность.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Использование труда крепостных крестьян тормозило развитие сельского хозяйства. Помещики начали нанимать работников, сдавали пустующие земли, торговые места, мельницы своим крестьянам или пришлым людям.
В 1840-1850-е гг. возникло около 20 земледельческих обществ для изыскания мер для подъема хозяйств помещиков и зажиточных крестьян. Основным производителем хлеба стало Нижнее Поволжье.
ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ.
Достаточно значительное развитие в первой половине XIX в. получили образование и наука. В 1806 г. вся страна была поделена на 6 округов, и в каждом намечалось открытие университета. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1819 — Петербургский. В самом большом университете, Московском, обучалось всего 215 студентов. В 1815 г. в Москве был образован Институт восточных языков. В правление Николая I было открыто несколько технических учебных заведений:
1.Петербургский технологический институт;
2.Московское техническое училище;
3.Академия Генерального штаба.
Открывались новые институты для
дворянских дочерей в Петербурге,
Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани,
Саратове, Иркутске.
Начальное образование сильно отставало
от среднего и высшего. Общей системы образования
не было. В некоторых местах открывались
церковные или частные школы для детей
из народа, но их было очень мало. К середине
XIX в. грамотность среди крестьян составляла
5%. Городское население было в основном
грамотным.
8. Каковы последствия и значение Великих реформ для России?
Великими реформами называют реформы Александра II.
При Александре II произошли изменения, несколько улучшившие положение простых людей. Начиная с 1864 г., в деревнях начали открываться школы, больницы, кассы, где крестьянин мог взять деньги на развитие своего хозяйства. Тысячи врачей, учителей, агрономов поехали в деревни, чтобы жизнь крестьян хотя бы немного улучшилась.
Указы и законы
1864 г. – принятие закона о
земском самоуправлении.
1870 г. – городская реформа.
1865 г. – введение земских учреждений; тысячи врачей, учителей, агрономов, ветеринаров начали заниматься земской деятельностью.
1862 г. – введение в жизнь
новой судебной реформы.
1862 г. – введение суда присяжных.
1866 г. – внедрение новых судов. Новые суды появились в Москве, Петербурге, некоторых губерниях.
1863 г. – принятие закона об
отмене телесных наказаний.
В 1864 г. Была проведена судебная реформа. Она внесла в российскую жизнь совершенно новые принципы – полное отделение судебной власти от администрации и обвинения, открытость суда для публики, независимость судей, возможность адвокатской защиты и состязательный порядок судопроизводства. До этой реформы суд часто проводился царскими чиновниками, а адвокатов вообще не было.
Полицейская реформа готовилась Министерством внутренних дел, той же Комиссией во главе с Н.А. Милютиным, которая готовила и земскую реформу. Важнейшими документами полицейской реформы явились «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губернии» от 25 декабря 1862 г. И «Учреждение судебных следователей» от 8 июня 1860 г. Теперь следователями могли стать «лица, окончившие курс наук в высших или средних учебных заведений».
9.В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона капитализма»?
В России капитализм развивался позже,
и поэтому имеет особенности.
Появление капитализма здесь
стимулировалось государством. При
капитализме технический
Так вот, особенностью России в том, что все этапы вызревания капитализма были спрессованы по времени. Стране некогда было постепенно вынашивать капитализм, он должен был появиться сразу. Поэтому для страны характерна гипертрофированная роль государства. А коль скоро эти этапы спрессованы во времени, то каждый из них не был завершен до конца, не был выношен обществом, и это приводило к деформациям. Не завершился процесс первоначального накопления капитала. Поэтому буржуазия была слабее зарубежной.