Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:23, контрольная работа
Действующая Конституция является продуктом
сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут
нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе
по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и
индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и
свободы личности.
Окончательно послевоенные
границы УССРсформировались в процессе Украина-польской, Украина-чехословацкого,
Особенно сложным и длительным былоурегулирования территориальных вопросов с Польшей и Чехословакией. На этот процесссущественно повлияло международное положение, в частности стремление СССР закрепиться вВосточной Европе.
Первым шагом на путиУкраина-польских
территориальных
Территориальное размежевание между СССР иПольшей было закреплено Договором о советско-польской государственной границеот 16 августа 1945 Этот документ устанавливал границу по «линии Керзона»И отклонениями на восток (т.е. в пользу Польши)на 5-8 км,а на отдельных участках – на 17 км (район Немиров – Нетели) и даже 30 км (район г. Солокии и г. Крилува).
ПроцессУкраина-польских территориальных договоренностей завершился в 1951 г., когда по просьбеПольши состоялся обмен пограничными участками, в результате которого во Львовскуюобласти отошли земли в районе г. Кристинополя (Впоследствии переименованногона Червоноград), а к Польше отошли территории вокруг г. Нижние Устшики Дрогобычской области.
С приближением советских войск кграниц Чехословакии встал вопрос о дальнейшей судьбе ЗакарпатскойУкраина.
В советско-чехословацких переговорахс эмигрантским правительством Е.Бенеша и в договоре о дружбе, взаимопомощи ипослевоенном сотрудничестве между ЧСР и СССР (12 декабря 1943) вопросо Закарпатской Украине решался в пользу Чехословакии.
В мае 1944 г. в Лондоне было подписаносоглашение между СССР и ЧСР о взаимоотношениях между чехословацкой властью исоюзными (советскими) войсками на освобожденной территории. Соглашениепредусматривала, что главнокомандующий советскими войсками иметь власть лишь впределах зон ведения военных действий. На остальной территории властьосуществляться чехословацкой администрацией.
Но со вступлением советских войск натерриторию Закарпатской Украине ситуация изменилась. Советское руководство сталорассматривать этот регион как важный стратегический плацдарм для усиления своеговлияния в Центральной и Юго-Восточной Европе. Для достижения своихстратегических целей советское руководство использовало антифашистский инационально-освободительное движения населения края.
Соувольнением Закарпатской Украины от фашистской оккупации вышли изподполья Народные комитеты, которые стали выполнять роль органов местнойсамоуправления, а также коммунисты, 19 ноября 1944 образовалисамостоятельную Коммунистическую партию Закарпатской Украине.
Восстановление
В таких условиях 26 ноября 1944в м. Мукачево было созвано съезд Народных комитетов. На этом съездебыло одобрено Манифест о воссоединении Закарпатской Украины с СоветскойУкраина, избран Народный Совет как верховный законодательный орган властиЗакарпатской Украины и сформировано правительство. Довольно быстро были созданы всеатрибуты государственности Закарпатской Украине – суд, прокуратура,вооруженные силы, органы управления на местах и др.
События в Закарпатье беспокоили правительство
ЧСР.Министр иностранных дел
И развитие событий заставлял руководителейЧехословакии учитывать новые обстоятельства. Население Закарпатья желалоприсоединиться к Украине. СССР, нарушая предыдущие соглашения, стремился быстрее решить судьбуЗакарпатье в свою пользу. Все попытки правительства ЧСР перенести этот вопрос наобсуждения послевоенной международной конференции встречали сопротивлениесталинского руководства.
Наконец правительство ЧСР вынужден былуступить. В июне 1945 г. договор между ЧСР и СССР юридически закрепилрешение съезда в Мукачево. 22 января 1946 был издан указ ПрезидиумаВерховного Совета СССР об образовании в составе УССР Закарпатской области. Этот актодновременно ликвидировал Закарпатскую Украину как государство образование.
Выступая 30 июня 1945 наVII сессии Верховного Совета УССР. Н. Хрущев заявил, что украинский народвпервые воссоединился в едином Украинском государстве.
Последнюю точку в определении
послевоенныхграниц Украины было поставлено
10 февраля 1947 при подписаниисоветско-
Урегулирование
были окончательно установлены и юридически закрепленные границыреспублики;
увеличилась территория УССР;
состоялись демографические изменения в составе населения;
основную часть украинских земель были объединены вграницах одного государства.
Объединение украинских земель, выходУкраина на международную арену обусловили изменение государственной символики республики.Президиум Верховного Совета УССР принял Указ о Государственном гербе СССР,Государственный флаг СССР и Государственный гимн. Красный флаг с надписью «УССР»было заменено двухцветным: верхняя часть, составила две трети шириныполотна, была красной, в нижнее – имела светло-голубой(Лазурный) цвет. В верхнем левом углу флага содержалось изображение серпа имолота, а над ним пятиконечной звезды. Некоторые изменения потерпел и герб УССР.
2. Внешнеполитическаядеятельность
В конце Второй мировой войныУкраина вновь выходит на внешнеполитическую арену. Однако, как составная частьСоветского Союза, она не имелавозможности проводить самостоятельную внешнюю политику.
27 января 1944 на пленуме ЦКВКП (б) было принято решение о расширениеправ союзных республик в сфере международных отношений, X сессияВерховного Совета СССР (28 января - 1 февраля 1944) приняла закон о преобразовании Наркоматаиностранных дел із общесоюзногона союзно-республиканский. Ав марте 1944 г. Верховная Рада УССР приняла закон об образовании Народного комиссариата иностранных дел республики. Возглавил Народныйкомиссариат Д.Мануильский.
Решившись на такой шаг,
сталинское руководство
В августе 1944 г.на конференции в Думбартон-Оксе (США), при обсуждение проекта будущей ОрганизацииОбъединенных Наций, советский представникА.Громыко внес предложение считать15 советских республик членами-учредителями организации. Хотя этапредложение было отклонено, сталинское руководствоНЕ покидало этой идеи. На Крымской конференции в феврале 1945 г. СШАи Великобритания обязались поддержать предложение советской правительства попринятия УССР и БССР в члены ООН
6 мая 1945 Украинское делегация прибыла в Сан-Франциско на установочнуюконференцию ООН и активно включилась вработу. Д.Мануильский возглавил комитет по подготовки текстапреамбулы (вступления) и первой главы Устава ООН «Цели и принципы» деятельностиОрганизации. Другие члены украинской делегации: І.Сенин, А. Палладин,В. Бондарчук, М.Петровский, П.Погребняк – тожеи приняли активное участие в работекомитетов.
На первой сессии Генеральной АссамблеиООН в 1946 Украина былоизбран в состав Экономической и СоциальнойСоветов а в 1948-1949 гг – непостоянным членом Совета БезопасностиООН. Представителей Украине пригласилик работе многих структур Организации, в том числе и к Международного суда.
Украина поддержала просьбу о вступлениив ООН Цейлона и Лаоса, ее представитель сыграл решающую рольв принятии решения о разделении Палестины на еврейскую и арабский части и создание государства Израиль.
С первых лет своей деятельностиукраинская дипломатия была достаточно активной. Во главе с наркомом Д.Мануильским представители Украины принимали участие в Парижскоймирной конференции (29 июля - 15 октября 1946), в феврале 1947 г.подписали мирные договоры с Италией,Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.
Украинская делегация также веераактивное участие в работе Дунайской конференции 1948 г., котораярешала вопросы режима торгового судоходства на Дунае.
Уже во время «холодной войны» СССР вошлав Всемирный Совет Мира, предложила целый ряд мирных инициатив.
Несмотря на такую бурнуювнешнеполитическую деятельность, Украины НЕвыходила иза границыполитики, которую диктовало советское руководство. Так, сделки с Польшей иЧехословакией об урегулировании вопроса границ подписывалисьпредставителем союзного Наркомата иностранных дел. А предложения Великобритании (1947)и Судан (1956) поустановление прямых дипломатических отношений с СССР так и остались безответы.
Таким образом, выход СССР на внешнеполитическую арену был обусловлен стратегическими интересами СССР.
3. Переход к мирномустроительства. Внутриполитическое и экономическое положение СССР
После освобождения территории республикиот немецко-фашистских захватчиков всталвопрос о восстановлении народного хозяйства Украина.
По мнению историков, ни одна страна Европыне претерпела такого разрушениегородов, промышленности, сельскохозяйственных угодий, гибели стольких людей, какУкраина. За годы войны врагом было уничтожено 714 городов и поселков городского типа исвыше 28 тыс. сел (250 с них былиполностью сожжены вместе з ихжителями), разрушено 16158 промышленных предприятий (невредимыми остались лишь 19% довоеннойколичества промышленных предприятий), 1,9 тыс. железнодорожных станций, 28 тыс.колхозов, 900 совхозов. 1,3 тыс. МТС, 18 тыс. лечебных, 33 тыс. учебныхи научных учреждений, 19 тыс. библиотек.
Руины Днепрогэса. 1944
Только прямые убытки, причиненныенародному хозяйству, составили 285млрд. руб, Что превышало потери РСФСР. Общий ущерб, которые войнапринесла народу и хозяйству Украины, составляли 1,2 трлн. руб.
Крайне тяжелым было положение в сельскомхозяйстве, которое в 1945 г. дало лишь треть довоенного годового урожая.
Значительными были и демографические потери. По подсчетам специалистов,они составили 9 млн. человек или 22%общей численности населения. Соответственно резко сократились трудовые ресурсы.
Но даже эти цифры не дают полногопредставление о трагических последствиях страшной войны. После ее окончания продолжалиумирать от ран участники боев и гибли мирные жители от мин, снарядов и другихсмертоносных предметов, которые остались в украинской земле.
Катастрофически ухудшились бытовыеусловия населения: около 10 млн человек осталосьбез жилья.
В таких тяжелых условиях, как только освобождаласьтерритория республики от захватчиков, начиналась восстановление народногохозяйства. К концу 1945 г. было восстановлено 44% довоенных мощностеймашиностроительной и 30% легкой промышленности, введено в действие 123 крупные и 506мелких шахт Донбасса.
Проводились работы и по восстановлениюжилищного фонда, была возобновлена работа значительной части школ, вузов, медицинскихучреждений.
Одной из определяющих черт политическогожизни Украины стало укрепление воздействию Коммунистической партии. На 1 января 1946КП(Б) У насчитывала 320 тыс. членов, и численность еенеуклонно возрастала. Партийный аппарат постоянно стремился к тотальному контролюнад всеми сферами жизни общества.
Восстанавливалась деятельность органовсоветской власти. В феврале 1947 г. были проведены выборы в ВерховнуюСовета, в декабре 1947 г. – в местные Советы.
Одновременно был отменен органыуправления, которые действовали в военное время.
Реорганизовывалась система управленияпромышленностью и сельским хозяйством. В 1946 г. Совет Народных Комиссаровбыл переименован в Совет Министров УССР.
Предприятия и учреждения переводились нанормальный режим работы: восстанавливались 8-часовой рабочий день, отпуска,отменялась сверхурочная неоплачиваемый труд. Сокращались ассигнования наоборону. Страна переходила к мирному труду.
4. Восстановление иего особенности в Украине
В марте 1946 г. Верховная РадаСССР утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на1946-1950 гг