Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:16, контрольная работа
1.Дайте общую юридическую характеристику Законов Хамму¬рапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
2.Казус №1. Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ»
По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
Вариант - 1.
Выполнила: Батршина Регина Рафилевна
Студентка 1 курса Группы: СПЗ – 12 | |
|
Проверил |
Законник (кодекс), высеченный на камне был в виде сплошного текста, так как в то время правовые предписания были в виде одного целого текста и не разделялись на отдельные статьи. Так же они не имели деления на отрасли: гражданское, административное, уголовное, трудовое и др. Лишь уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл для удобства пользования разделил текст на 282 статьи. В законах прослеживается лишь группировка правовых норм. Так, ст. 1-5 содержат положения процессуального характера; ст.ст. 6 - 126 посвящены регулированию имущественных отношений; ст.ст. 127-195 - семейных и наследственных отношений. Такое деление условно, не фиксировано законом, поэтому сам документ нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права (Дополнения взяты из Всеобщей истории государства и права) 1.
Однако Законник (кодекс) не был всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, даже наказания за обычную кражу или убийство и др. Многое оставалось во власти правил обычного права. Поэтому царские судьи, руководствовались Законами Хамураппи в решении тех дел, которые не регулировались обычным правом, и в тех случаях, которые, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения.
Казуистичность Законов Хаммурапи заключается в том, что кодекс представляет собой запись конкретных случаев из судебной практики, не содержал общих правил, а излагал конкретные случаи – казусы. А норма права формулируется такая же, как формулируют решение суда.
Правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
Законы Хаммурапи исходят из разделения всего населения, на три сословия: авилумов, мушкенумов и рабов.
Авилум – по ЗХ, самостоятельный мужчина - хозяин, глава патриархального семейства,
которой располагал весьма значительной властью над членами (детьми и женой). Он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он являлся полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа. И жена, и муж имели право на развод, однако, жена должна была сохранять верность даже покойному супругу. Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь, вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных, зато из нормальной семейной жизни.
Мушкенумы (от “падающих ниц”, т.е. поступавших в услужение). Охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, в обмен от государства они получали средства производства и жилье. Мушкенумы были свободными людьми, они даже имели какие - то права, но только до тех пор, пока находились на государственной службе, и выполняли свои обязанности. К мушкенумам также относились: дослужившиеся до высших чинов вельможи и сидящие на царской земле полукрепостные земледельцы…
По законам Хаммурапи жизнь и здоровье авилума ставилась в более высокое положение, по сравнению с жизнью мушкенума. Тогда соблюдался принцип «око за око, зуб за зуб, свойственное многим законодательствам. Если причинит вред авилуму, то например, в статье 196: «Если кто-нибудь повредит глаз у сына мужа, то он должен повредит глаз ему самому», или же в статье 197: «Если он сломает кость у сына мужа, то должны сломать кость ему». Но если те же действия касаются мушкенума, то в соответствии с ЗХ: «Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра”. Ст. 201 «Если человек или авелум выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра». Однако имущество мушкенумов, наоборот, охранялось строже, поскольку имущество мушкенума является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение.
Третье сословие - вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.2 (Дополнения взяты из Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран
Одним из главных отличием свободных людей от рабов –
это, то что рабы не могут свободно передвигаться:
Ст.15 “ Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить”.
Ст.16 “ Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить’.
Ст.17 “ Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля серебра’.
Так как рабы, как уже было сказано, законом рассматривались как вещь, они могли быть подарены, проданы (судя по статьям 214, 252 стоимость рабов была 1/3 мины серебра), отданы за долги.
Ст.119 “ Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, которое отвесил ему тамкар, и выкупить свою рабыню”.
Ст.278 “ Если человек купит раба или рабыню и до происшествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил».
Жизнь и здоровье рабов защищались Законом, так как они являлись важной частью экономических основ государства, а поэтому ответственность за причинение кому-то из них вреда предусматривалось наказание в соответствии с ЗХ:
Cт.213 “Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен отвесить 2 сикля серебра”.
Ст.219 “ Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба “.
Ст.231 “ Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба”.
Ст. (251) 252 “ Если погибший - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины серебра”.
Телесное повреждение или убийство рабов квалифицировалось как нанесение вреда рабовладельцу. Такой вред подлежал возмещению в судебном порядке.
Раб дворца или мушкенума мог вступить в брак. В статьях 175-176 говорится о «дочери человека» как о потенциальной супруге, как нам известно, дочь человека это свободная женщина. Отсюда следует, что это неравный брак. Возможен ли брак раба соответствующий его статусу? Если посмотреть на ст. 171 то видно, что там присутствует понятие как «дети рабыни», и даже не признав их законности отцом (человеком), они автоматически становятся свободными после смерти отца. Могу лишь предположить, что у мушкенума не один, а несколько рабов (в данном случае, речь не идет о царских и храмовых рабах т.к. их были тысячи), где есть раб и рабыня, которые и могли создать брачные отношения . И на эту догадку, можно найти противоречие. Например, хозяину нужно отдать раба ((рабыню) (состоящие в браке)) за долги, увечья повлекшие смерть другого раба и т.д. А эти отношения узаконены, и имеют юридическую силу, т.к. прописаны в Законах ... В статьях 175 - 176 написано: ‘Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека…”, “ А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека…”, т.е. дворцу и мушкенуму не приходится тратится, а в случае продажи, дарения раба, вся семья переходит к новому хозяину, притом, что и в этом случае у женщины остается статус свободной.
Особую группу рабов составляли неоплатные должники - те граждане Вавилона, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок. По законам Вавилона, они отдавались кредитору для работы в его хозяйстве, но на срок, не превышающий трех лет
Если иметь в виду, что основная масса займовых операций, ради которых бедный человек решался на риск долговой кабалы, касалась небольшой суммы денег, семян для посева и пр., следует признать трехлетний срок рабства достаточным не только для возмещения убытков, понесенных кредитором, но и для обогащения за счет прибавочного труда должника.
Долговое рабство свойственно истории всех народов древности. Происхождение долгового рабства может быть объяснено коллективным характером земельной собственности. Принадлежа всему данному роду, данной общине, земля не могла служить залогом при частных сделках займа. И то же, по-видимому, относится к скоту, к орудиям труда. Единственной действительной ценностью, могущей гарантировать интересы кредитора, был сам должник, его личность.
Став ранее всего господином в собственной семье, мужчина приобретает право продажи детей и жены в рабство. Когда отец продавал своих детей в рабство, он продавал их навсегда, без права истребования. В статьях 116 – 117 проявляются характеристики кабалы:
- хозяин заложника намеривался вернуть его по истечению срока;
- взявший в залог обязан вернуть сына человека или 1/3 мины серебра.
В соответствии со ст. 282 « Если раб сказал своему господину: "Ты - не мой господин", то он должен уличить его в том, что он -- его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо. Данная статья Законов Хамурапи установлена в интересах свободных, т.к. за такие слова « ты не мой господин» рабов ждет наказание в виде отрезания уха.
дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом.
Какому наказанию подвергся хирург по законам Хаммурапи? Изменится ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субъектом или объектом права является раб мушкенума?
Ответ: В соответствии со статьей 218 Законов Хаммурапи3 «если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку…, то ему должны отрезать пальцы». В статье показано наказание в виде ампутации конечности, после которой, хирург, прекратит заниматься врачебной деятельностью.
Если больным будет раб мушкенума, тогда в соответствии уже со статьей 219 Законов Хаммурапи: «Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба». В этом случае, хирург должен предоставить мушкенуму другого раба.
Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права, не обладал правоспособность. Он был, как одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, вместе со скотом и как довесок к земле. Поэтому в большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений, либо как «орудие труда» , с помощью которого полноправное лицо реализовывало свой хозяйственный интерес или свои правомочия.
Казус №2. Крестьянин Балму - Намхе дал без всякого повода пощечину повстречавшемуся на улице жрецу.
Какому наказанию подвергся крестьянин по Законам Хаммурапи? Измениться ли наказание, если потерпевшим окажется другой крестьянин, мушкенум, раб? Почему законодатель установил неодинаковую ответственность для авилумов именно за оскорбление чести действием – за пощечину равному себе по статусу и большему по положению? Справедливо ли поступил законодатель, наказывая более строго за пощечину авилуму, большему по положению, чем обидчик?
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"