Контрольная работа по "Истории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

1.Дайте общую юридическую характеристику Законов Хамму¬рапи и охарактеризуйте правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
2.Казус №1. Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Этими актами регламентировалось собрание парламента, каждые три года, вне воли короля. А так же, что  парламент не может быть распущен иначе как по его собственной  воле.  

В соответствии с «Актом о веротерпимости» была разрешена свобода публичного богослужения. Судебная власть добилась независимости от монарха с подчинением ее парламенту. Упорядочению государственных финансов способствовало учреждение Английского банка.

Согласно принятому  в 1701 году парламентом «Акту об устроении» (закон о престолонаследии) трон переходил только к приверженцам Англиканской церкви, что исключало возврат на престол Стюартов-католиков. Акт четко разграничил полномочия монарха и правительства. Короли лишились практически всех полномочий, в том числе, права издавать нормативные акты - теперь это делали специальные министры. Принцип непосещения королём заседаний правительства сложился просто в результате многократного непосещения им заседаний.

Английские  монархи могли издавать законодательные  акты, но не пользовались этим правом и оно постепенно отошло к парламенту.

Была провозглашена  свобода и самостоятельность  судебной власти: монарх лишался права  назначать и смещать с должности  всех судей без каких-либо очевидных  причин и согласия парламента; также монарх лишился права изменять решения судов.

Введен принцип  Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что

юридическую и  политическую ответственность за данный акт несет

скрепивший  его министр. К. формально объясняется  тем, что монарх как

глава государства  неответственен за свои действия. Фактически же

контрассигнатура  была введена в Англии в начале XVIII века как

эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление

контрассигнатуры  можно считать моментом окончательной  победы

конституционной монархии в Англии.

   Таким  образом, сложилась форма правления  при которой  существуют одновременно  два политический учреждения - монархия  и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

    К  началу XVIII века период конституционной  монархии в Англии завершается  – начинается утверждение парламентской монархии.

Последняя из Стюартов на троне - королева Анна (1702-1714).

Спустя две  недели после вступления Анны на престол, Англия объявила войну Франции в  связи с начавшейся на континенте войной за испанское наследство. Полководец Анны герцог Мальборо прославил свою королеву победами на полях битв. Однако, Анна не встала на его защиту, когда тори на волне недовольства в стране затянувшимся военным конфликтом добились смещения Мальборо с поста командующего армией, начав переговоры о мире Утрехтский мир, принес Англии владение Гибралтаром, Ньюфаундлендом и некоторыми другими территориями.

Анна всегда стремилась стоять над партиями, но в проведении этого курса королева была непоследовательна. Ее симпатии были все же на стороне торийских деятелей, но предопределять исход парламентских выборов королева не могла: в 1705 году большинство мест в парламенте завоевали виги.

К концу правления  Анны обострилась борьба вокруг кандидатуры  ее преемника. Тори были склонны поддерживать королеву в ее стремлении передать трон сыну Якова II - католику Якову Эдуарду Стюарту (не имея детей, Анна хотела видеть после себя на престоле своего племянника), но учитывая акт 1701 года о престолонаследии и господствовавшие в стране настроения, ей пришлось отказаться от этой мысли. В результате трон занял монарх-иностранец.

Ганноверская  династия

Значительную  часть XVIII века и более трети XIX века престол в Англии занимали монархи  Ганноверской династии (1714-1837).

Началась она  с Георга-Людвига (1660-1727) - сына Софии, мать которой, Елизавета, была дочерью Якова I. Согласно акту о престолонаследии 1701 года протестантке Софии (внучке Якова I) предстояло вступить на трон после кончины Анны, но она не дожила двух месяцев до смерти королевы (супруг Софии, Эрнст-Август, умер в 1698 году). Таким образом, 54-летний немец Георг-Людвиг очутился на английском троне, став в 1714 году королем Георгом I.

При Ганноверах Англия принимала участие в шести  крупных войнах, главным образом  против Франции. Потеря ею 13 колоний (а  также Флориды) в Северной Америке, добившихся независимости к 1783 году, была компенсирована расширением английских владений в Индии, захватом голландских колоний в Южной Африке и признанием Францией английского суверенитета над Канадой по Парижскому миру 1763 года. Промышленный переворот набирал силу - его питали доходы от заморской торговли. На авансцену выходили предприниматели-заводчики.

Отличительной чертой этой династии была их готовность предоставить ведение государственных  дел министрам, а самим прожигать  жизнь на отпускавшиеся парламентом  субсидии. Теккерей в очерке о Георгах  считал безразличие ганноверцев, особенно первых двух, к политике положительным явлением для Англии, поскольку правящие деятели располагали свободой рук в проведении желанного курса.

Георг I не знал английского языка и не старался им овладеть. Вообще Англия ему была не по душе. Правительственные бумаги он часто подписывал, не знакомясь с их содержанием, что вполне устраивало его министров-вигов.

Характерное для  первой половины XVII века засилье в  парламенте, в министерских кабинетах  вигов подходило к концу. Из-за своей неоднородности эта партия распадалась на враждующие фракции. Тори с их базой в сельском обществе и духовенстве тоже менялись в результате притока в их ряды новых капиталистических собственников. Верх брали тори.

На протяжении XVIII-XIX веков идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс. Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Старого английского крестьянства уже не существовало. Сельская община исчезла. Нужда гнала безземельных крестьян в города.

Вступивший  на престол 44-летний Георг II не уступал отцу по части прожигания жизни. Нация не очень скорбела, когда в 1760 году Георг II умер.

Георг III, потеряв 13-летним подростком отца - старшего сына Георга II, Фредерика, погибшего из-за нелепой травмы на теннисном корте, с ранних лет находился под жесткой опекой деда (Георга II), осуществляемой воспитателями-вигами. Юный Георг помнил, что его отец (Фридерик) симпатизировал тори. Вступивший на трон в возрасте 22 лет, Георг III пошел против вигов.

Георг III был  очень властолюбив. Чтобы обеспечить себе поддержку в парламенте, он подкупал «нужных людей», из коих возникла так называемая «партия друзей короля».

Самым серьезным  испытанием для Георга III стали не увенчавшиеся успехом попытки подавления мятежей в заокеанских колониях.

Георг IV и наследовавший  за ним престол третий сын Георга III, Вильгельм IV, не оставили ощутимого  следа в истории страны.

Георги-ганноверы, поглощенные своими личными делами, не могли, да и не пытались играть какую-либо роль в истории страны.

Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест, в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).

Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

С 1858 года в Палату общин  мог быть избранным любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным  ограничениям. Не могли быть избранными в палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и пенсии от нее (с 1718 года).

В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально  оглашению не подлежало. С 1771 года вошло  в практику печатание отчетов о заседаниях палат.

В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство парламента. Полномочия Парламента к  этому времени охватывают практически  любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность.

Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С  середины XVIII века принималось в  среднем по 250 биллей в год. В законодательной  процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она  могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать  все более определяющее воздействие  на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности.

С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения  прений, и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.

С 1783 года было признано официально право парламентского запроса  к Правительству. Однако за членами  кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства, то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству. Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.

  Главный отличительный  признак парламентарной монархии  – политическая ответственность  правительства перед парламентом  (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству  недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно  быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительств предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы,  с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено. Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам монарх неответственен ( это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. —I 744 с.

2.  История государства и права зарубежных стран // под. ред. Галанза П.Н. М.,С.96-114.

3.  Законы Хаммурапи // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. М., 1996.С.10-25.

4. Конституционные акты времен реставрации Стюартов // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., Т2.С.24-37.

5. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2007. – 198 с.

Общая и специальная  литература

6. Р.Ю.Виппер. История Возрождения и Нового времени. М., 2005 г.

7. Мальков В.П. История Англии. М. ,Прогресс. 2008г.

8. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. - Новая новейшая история (журнал) №6, 1993 г.

 

1 Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. —I 744 с.

2 Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2007. – 198 с.

3 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ под ред. З.М. Черниловского. М ,1996г, с 10-25


Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права"