Контрольная работа по дисциплине "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.
2. Происхождение государства у восточных славян.
3. Спор норманистов и антинорманистов.
4. Место Истории в системе наук о человеке и обществе.
.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 1.85 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине История

Тема

            Вариант 1

 

1.1 Происхождение государства у восточных

славян: спор норманистов и антинорманистов.

1.2 Место истории в системе наук о человеке и обществе.

 
 

 

 

 

 

 

Студент 

       

27.04.2013

 

 

 

 

Ф.И.О., № зачетки, группа

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2013  г.


Оглавление:

1.   Предпосылки возникновения  государства у восточных славян………ст. 3  

2. Происхождение государства у восточных славян……………………………ст. 5

3. Спор норманистов и антинорманистов…………………………………………..ст. 14

4. Место Истории в системе наук о человеке и обществе………………..ст. 24

5. Литература……………………………………………………………………………………….ст. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство  сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как  внутренних, так и внешних факторов. Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.                                                     

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений  славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего  добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для  общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины  военных успехов, а также в  результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными  силами и способностями. В князе  начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило  к сакрализации, то есть обожествлению  княжеской власти, а также создавало  духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.

Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует  отнести "давление", которое оказывали  на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.

Социально-экономические  предпосылки.

Развитие земледелия. В  первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве  восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного  в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных  отношений ускоряли становление  княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя  от внешних врагов, так и выступающих  в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

 

  1. Происхождение государства у восточных славян

Уже около  двух  тысяч  лет  назад  греческим  и  римским  ученым  было

известно, что на востоке  Европы,  между  Карпатскими  горами  и  Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были  предки  современных славянских  народов.   По  их  имени  Балтийское  море   называлось    тогда Венедским заливом Северного океана.   По  мнению  археологов,  венеды  были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в  каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке  германских народов вплоть до позднего средневековья,  а в финском языке Россия  до  сих пор называется Венейей.  Название "славяне" стало распространятся лишь полторы тысячи лет назад -  в  середине  I  тысячелетия  н.э.   Сначала  так назывались  только  западные  славяне.   Их  восточные  собратья  назывались антами. Затем славянами стали называть  все   племена,   говорящие   на славянских языках. В начале  нашей эры повсюду в Европе происходили  большие  передвижения племен  и  народов,   вступивших  в  борьбу  с   рабовладельческой   Римской империей. В это время славянские племена занимали  уже  большую  территорию. Одни из них проникли на запад,  на  берега   рек   Одры   и   Лабы  (Эльбы). Вместе с населением,  жившим по  берегам  реки  Вислы,  они  стали  предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.

    Особенно грандиозным  было движение славян к югу - на берега Дуная и  на Балканский  полуостров.  Эти  территории были заняты славянами в VI-VII  вв. после  длительных  войн  с  Византийской   (Восточной   Римской)  империей, продолжавшихся свыше столетия.

    Предками современных   южнославянских  народов  -   болгар   и   народов

Югославии  -  были   славянские   племена,    поселившиеся   на   Балканском

полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским   населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

    В то время,  когда  славяне  заселяли  Балканский  полуостров,  с   ними

близко познакомились  византийские географы и историки.   Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории,  сообщали , что славяне хорошо  знакомы с земледелием и скотоводством.  Особенно интересны сведения византийских авторов о том,  что славяне в  VI  и VII  вв.  еще не   имели государства.    Они   жили   независимыми   племенами.    Во   главе    этих многочисленных племен стояли военные вожди.  Нам   известны   имена  вождей, живших  более тысячи лет назад:  Межимир,  Добрита,   Пирогост,  Хвилибуд  и другие.

    Византийцы писали,  что  славяне очень храбры,  искусны в военном  деле

и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки  славянских  народов  России  в  далекой   древности   жили    в

лесостепных и лесных областях между реками Днестром  и  Днепром.  Затем  они стали  продвигаться  на  север,   вверх  по  Днепру.  Это  было   медленное, совершавшееся веками  передвижение земледельческих общин и отдельных  семей, искавших новые  удобные  места  для  поселения  и  богатые  зверем  и  рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне  проникли в  верхнее  Поднепровье,  где жили

племена,  родственные  современным  литовцам и латышам.  Далее на  севере славяне заселили области,  в которых кое-где жили  древние   финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также  финнам,  карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось  с  пришельцами,   усвоило их  язык  и  культуру.   В  различных  областях  восточнославянские  племена назывались  по-разному,  что  известно нам из древнейшей  русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

Вплоть до наших дней на  высоких  берегах  рек   и   озер   сохранились

остатки   древних   славянских   поселений,    которые   теперь    изучаются

археологами.  В  то  беспокойное  время,  когда  войны  не  только   разными

племенами, но и между  соседними  общинами  были  постоянным  явлением,  люди часто селились в  труднодоступных  местах,   окруженных  высокими  склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений  земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки  таких  маленьких  крепостей  называются   городищами.   Жилища строились в виде землянок,  внутри были глинобитные или  каменные  печи.   В каждом  селении  жили  обычно  родственники, которые нередко   вели   свое хозяйство общиной. Земледельческое хозяйство   того   времени   очень   мало  походило  на современное.  Тяжелым  трудом  добывали   люди   себе   пропитание.    Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение  которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь"  -  рубить).  Далее следовали месяцы сухий  и березол,   во  время которого лес сушили и сжигали.  Сеяли  прямо в золу,  слегка  разрыхленную деревянной сохой,  или  ралом.  Такое  земледелие  называется  огневым   или подсечным.  Чаще  сеяли просо, но  были известны и другие  злаки:   пшеница, ячмень и рожь.  Из овощей была распространена репа.

Месяц жатвы  назывался  серпень,  а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить).  То что названия месяцев у древних славян  связаны с земледельческими работами, свидетельствует  о   первостепенном   значении земледелия в их хозяйстве.  Но они также   разводили   домашний  скот,  били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.

    Каждая семья   или   группа   родственников   изготовляла  для  себя  все

необходимое. В маленьких  глиняных печах - домницах -  или ямах  из  местных руд выплавляли железо. Кузнец  выковывал  из него  ножи,  топоры,  сошники, наконечники стрел и копий,  мечи.  Женщины  лепили  глиняную  посуду,  ткали полотна  и шили одежду.  В большом ходу была деревянная посуда и  утварь,  а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя  было   добыть или сделать на месте.  Самым распространенным товаром издавна была  соль  - ведь месторождения её встречались далеко не везде.

    Торговали также  медью и драгоценными металлами, из которых  изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами,  которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"