Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:45, контрольная работа
Организацию управления, которая появилась в Древнем Египте перед возникновением государства, Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией.
Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
1. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.
Организацию управления, которая появилась в Древнем Египте перед возникновением государства, Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока". Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.
История древнеегипетского государства ведется со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.).
Образование единого государства с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов,, грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение – это этапы развития государства. Познало древнеегипетское государство апогей могущества фараона и распад на отдельные номы.
Создание Египетской империи, усиление военной мощи, строго централизованный военно-административный аппарат власти - 1580-1070 гг.до н.э. Был период усиления эксплуатации, который привел к восстанию рабов. Ослабление центральной власти повлекло за собой нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю. В IV в. до н.э. Египет захватывают войска Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - провинцией Византии.
2. Государственный строй Древнего Вавилона.
Древний Вавилон как
Как всякая другая форма государства древневосточная деспотия предусматривала подавление сопротивления эксплуатируемого населения и поддержание общественного порядка. Специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, которая была крайне необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Многочисленная администрация, организованная по бюрократическому принципу, появилась в Древнем Вавилоне в связи с активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь страны. Так в обществе появилось деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
В стране было сформировано централизованное управление и судебное ведомство. Царский суд занял в нем видное место. Он сосредоточил в своих руках основные судебные функции и заметно потеснил храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им также подчинялись глашатаи, гонцы, писцы. Сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, занималось финансово-податное ведомство
Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум, права и обязанности которых были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения.
3. Законы «Ману» Древней Индии.
Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. По Законам Ману закреплялось рабство и др. формы эксплуатации. На первый план в законах Ману выступает сословно - варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману определенная логика изложения материала прослеживается, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. На охрану собственности на движимое имущество направлены многие нормы, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Договор займа хотя и детально разрабатывается, но юридически недостаточно грамотен. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях указывается на подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
В основе соц. деления Древней Индии лежала кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
4. Традиционные черты
государственного строя императ
"Власть - это то, чем располагает
лишь правитель", - писал Шан
Ян, один из идеологов легизма
и государственный деятель
Деспотические черты
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван — первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».
В руках китайского деспота сосредоточивалась
полнота военной и
Центральный аппарат империи включал
в себя ряд ведомств: финансовое, военное,
судебное, обрядов, сельского хозяйства,
ведомство императорского двора, дворцовой
стражи. Главы ведущих ведомств приглашались
на совещания к императору, на которых
обсуждались важные вопросы государственной
жизни.
5. Государственный строй Рима в период республики.
Период Римской республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам.
В период республики организация власти была достаточно проста, и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени
возникновения государства. В
Римской республике сочетались
аристократические и
Государством управлял сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус -консульты. Но компетенция сената была обширной.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Существенное отличие римской магистратуры - иерархия должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
6. Основные характеристики государственного строя Рима в период монархии.
Человеческая цивилизация
С первых и до последних дней своей жизни человек в определенной степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
Не исключением было и становление государственного монархического строя в Риме.
Римская империя к концу П в.достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территория государства разрослась почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фактически единой государственности. Постоянные военные походы и продолжение завоеваний с необходимостью вывели на первое место в государственной организации армию и нужды ее обеспечения;
Доминат (от лат. доминус – господин)
– неограниченная монархия.
В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора
Диоклетиана в Риме устанавливается режим
неограниченной монархии – доминат. Старые
республиканские учреждения исчезают.
Управление империей сосредоточивается
в руках нескольких основных ведомств.
Ими руководят сановники, находящиеся
в непосредственном подчинении императора.
Среди этих ведомств особое место занимали:
государственный совет при императоре
(обсуждение основных вопросов политики,
подготовка законопроектов), финансовое
ведомство и военное ведомство, которым
руководят назначенные императором и
только ему подчиненные генералы.
Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.Реформы Диоклетиана и Константина. Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината – Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. н.э. (284–305 гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными реформа
7. Специфика правовых систем и источников права в странах Древнего Востока.
Культура, цивилизация стран Древнего Востока обусловили особенности развития права этих стран.
Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации
В странах Древнего Востока
государство и право возникло
раньше, чем в античном мире. Но
развитие государства и права
там шло гораздо медленнее.
Однако следует отметить, что
преемственность исторически
Для цивилизации Древнего Востока характерной чертой являлось формирование государственной власти в виде восточной деспотии. Частная собственность на землю отсутствовала, права собственника были незащищены, и это привело к деспотичной власти государства. Так было в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирии, Персии и в других странах Древнего Востока.
Закреплению царской власти
на основе ее божественного
происхождения содействовали
Большую роль в
становлении правовых норм
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»