Контрреформация и реформация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Начало Реформации как социально-политического движения под лозунгом религиозного обновления связывается с объявлением 31 октября 1517 профессором теологии витенберского университета М. Лютером так называемых 95 тезисов, в которых он заявлял о необходимости оправдания грехов не деньгами, а верой, откидывал учение о молитве за умерших, спасением поступками святых и др.

Вложенные файлы: 1 файл

история белорусси 2.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Первый раздел дал  крепкий толчок патриотическим чувствам в польских прогрессивных кругах. Нарастало стремление форсировать  проведение реформ по укреплению государственного строя. Тем более, что на политическую арену выходило третье сословие. Под его давлением правительство ввело единую пошлину, обязательную для всех, в том числе для шляхты и духовенства. Создается первый постоянно действующий центральный исполнительный орган (правительство), которому подчинялись все государственные учреждения.

Радикально настроенная  часть депутатов Четырехлетнего сейма (1788 - 1792 гг.) предприняла попытку  лишить Россию дальше вмешиваться в  дела Речи Посполитой. Сейм принял решение  об увеличении армии до 100 тыс. человек, закон о сеймиках, по которому безземельная шляхта была лишена избирательного права. Банкиры и юристы получили шляхетское звание. Горожане получили право приобретать земельные владения, получать духовные и светские должности, офицерские звания.

В мае 1791 г. Сейм утвердил новую Конституцию, которая разрабатывалась  под влиянием французской революции. Конституция сохранила за шляхтой  все права и разрешила ей заниматься торговлей. Политические права получила привилегированная часть мещан. Положение крестьянства фактически не изменилась, но в Конституции провозглашалась опека над ним со стороны государства. Конституция существенным образом изменила государственный строй. Выборность королей отменялась, но сохранялась выборность династий. Исполнительная власть принадлежала Королю и созданному при нем Совету в составе примаса и пяти министров (полиции, военного, финансов, иностранных дел и министра-хранителя печати). Сейм оставался высшим законодательным органом. Liberum veto и конфедеративный сейм были ликвидированы. Все решения должны были приниматься простым большинством голосов. Отменялась Люблинская уния, что вело к ликвидации государственности Великого княжества Литовского, создавалась самостоятельная православная епархия, подчиненная напрямую Константинопольскому патриарху. Конституция имела прогрессивное значение и создавала благоприятные условия для развития капитализма и неслучайно встретила сопротивление как внутри государства, так и за границей.

Противниками Конституции  оказались магнаты, мелкая шляхта, католическая церковь, папская курия. Многие решения Сейма вызвали острое недовольство России, которая уже сумела разрешить свои проблемы с Турцией и Швецией. Монархические государства Европы в это время консолидируются, их противоречия отходят на второй план перед объединяющей их ненавистью к революционной Франции. В начале 1792 г. российские войска направились в Польшу. При покровительстве Москвы, недовольная решением сейма шляхта организовала в мае 1792 г. Тарговицкую (Украина) конфедерацию, которая вместе с российской армией стала бороться за восстановление своих прежних прав. Армия Речи Посполитой не смогла противостоять объединенным силам России и тарговчан. 24 июля на сторону конфедератов перешел Король, в стране установилась власть конфедератов. Решения Четырехлетнего сейма и Конституции 1791 г. были ликвидированы.

Триумф тарговчан был  кратковременным. Подготовив военный  разгром Речи Посполитой, они подготовили  второй ее раздел. 13 января 1793 г. между  Россией и Пруссией был подписан акт второго раздела Речи Посполитой, на территорию которой вступили и прусские войска. 17 августа последний Сейм Речи Посполитой, собравшийся в Гродно, ратифицировал договор о разделе с Россией, а 23 сентября 1793 г. было объявлено о ратификации договора с Пруссией. К России отходила Правобережная Украина и центральная часть Беларуси с городами Борисов, Минск, Слуцк, Несвиж, Туров, Пинск. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, почти всю Большую Польшу, часть Мазовши и Краковского воеводства.

Последней попыткой консолидации общества и противостояния полному исчезновению Речи Посполитой как самостоятельного государства стало восстание 1794 г, которое возглавил уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. В 1765 году Тадеуш поступает в Рыцарскую академию в Варшаве — одно из лучших учебных заведений Речи Посполитой. Среди кадетов волынский шляхтич выделялся необыкновенным трудолюбием и выдающимися способностями. В Западной Европе он не только получил образование, но и впитал в себя дух эпохи Просвещения, став горячим приверженцем идей переустройства общества на разумных началах. Свобода совести, равноправие сословий, демократическое устройство государства стали идеалами Костюшко, верность которым он сохранил до конца своих дней. Вернувшись на родину в 1774 году, Костюшко был зачислен в армию, но военную карьеру в Речи Посполитой можно было сделать только по протекции. Поэтому он был вынужден поселиться у давнего покровителя его семьи генерала Юзефа Сосновского. Костюшко полагал, что в борьбе за независимость поляки не должны идти на компромиссы и играть роль разменной монеты в противостоянии великих держав. Он считал, что в самом польском народе достаточно сил для освобождения. 24 марта в Кракове был объявлен акт восстания. Целью восстания было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. и возвращение к Конституции 1791 г. Т. Костюшко , другие руководители восстания пытались объединить интересы передовой части шляхты, городского населения, делали шаги, направленные на улучшение положения крестьянства (Полонецкий универсал ), но не смогли достичь широкой поддержки населения.

На территории Великого княжества Литовского восстание  началось 16 апреля, а в ночь с 22 на 23 апреля в руках восставших оказался город Вильно. 24 апреля на площади перед городской ратушей был объявлен Виленский «Акт восстания народа литовского» и одновременно начал работать орган по руководству восстанием во всем Великом княжестве - «Наивысший Литовский Совет», в который вошли двадцать девять наиболее активных деятелей восстания, а также тридцать семь представителей воеводств, поветов и городов. Вооруженная борьба распространилась по всей Литве и Западной Беларуси. Здесь восставших возглавил Якуб Ясинский (на начальном этапе). Социально-политическая программа повстанцев в Вильно была более радикальной, чем в Варшаве.

В Великом княжестве  Литовском военные действия продолжались с апреля по сентябрь 1794 г. На территории Беларуси в восстании приняло участие несколько десятков тысяч человек. Наиболее значительные сражения произошли возле д. Поляны (7 мая), д. Солы (25 июня), Слонима (4 августа), Вильно (22 августа), д. Крупчицы (17 сентября). Попытки распространить восстание на территории, ранее вошедшие в состав России, успеха не имели. Надежды руководителей восстания на помощь революционной Франции не оправдались. Восстание было подавлено. 29 октября 1794 г. перед царскими войсками во главе с А.В.Суворовым капитулировала Варшава.

13 октября 1795 г. была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. К России отошла западная часть Беларуси (города Гродно, Новогрудок, Брест-Литовск), за исключением Белостокской области, которая до 1807 г. находилась под властью Пруссии, большая часть литовских земель и Курляндия. К Австрии отошла часть Люблинского воеводства, Подлясского, Сандомирского, Брест-Литовкого. К Пруссии отошла остальная часть польских земель. 25 ноября 1795 г. от престола отрекся последний король Станислав Август Понятовский. Некогда могучее государство перестало существовать.

Эпоха просвещения  и ее влияние на развитие культуры Беларуси

В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.

В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.

В последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории "натурального права", которая была изложена в труде Т. Млоцкого "Свидетельство об истоках натурального права" (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к теории "общественного договора" Руссо.

Последующие события (война 1812 г., а  также русификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии  и философии Просвещения и  вместе с тем их своеобразный ренессанс  в Виленском университете. Это  выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, "военных друзей" и др.

Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи [2; С.748].

Особенностью философии Беларуси (в том числе и рассматриваемого периода) можно назвать тенденцию к постепенной утрате достигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходе конкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей и смены этапов философского развития, а также нарастание интенций к самозамыканию и периферизации с последующим "угасанием", а не переинтерпретацией проблем в иной системе идей. Особенно это заметно на примере идейного (в том числе философского) развития "золотого" периода. Соразмерные эпохе и общеевропейскому контексту периоды Возрождения и Реформации, в определенной мере - Контрреформации, и все же "сниженная", хотя и своеобразная версия европейского Просвещения (несомненно весомая на уровне внутринациональных задач), с угасанием так до конца и нереализованных идей которого к 1830-м пресекается линия непосредственно преемственного философского развития в целом. Конечно, во многом эти процессы связаны со внефилософскими контекстами - потеря государственности, неудачи национально-освободительных восстаний, ликвидация унии, изгнание ордена иезуитов и ограничение просветительской деятельности иных католических орденов, ликвидация системы высшего образования на территории Беларуси и т.д. Однако, не последнюю роль в этом отношении сыграли внутренние культурные процессы (во многом исторически социально-политически обусловленные). Прежде всего, это связано с победой Контрреформации в Польше и ВКЛ. Были свернуты широкие образовательные и просветительские протестантские программы и созданная (прежде всего кальвинистами) сеть учебных заведений, усилилось открытое политическое давление на православие (которое и само в этот период переживало не лучшие свои времена в Беларуси). Фактически прекратили свое функционирование православные религиозные братства, началось (ранее отсутствовавшее в ВКЛ) преследование еретиков и атеистов. Следует добавить, что чуть ранее в ВКЛ была прекращена деятельность антитринитариев, многие из которых были вынуждены покинуть страну (в Европе переосмысление круга их идей и проблем явилось одним из духовных истоков философии Просвещения)

18 - начало 19 в. характеризуются в истории философии Беларуси как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так и возникновением антисхоластических течений: эстетика Я. Фальковского (1778-1836) и Ф.Н. Голянского (1753-1824); эклектическая философия Б. Добшевича (1722-1794), К.Нарбута (1738-1807), А. Скорульского (1715-1780), С. Шадурского (1726-1789), Гродненских философских рукописей. Несколько особняком стоит фигура Ф. Богуша (1746-1820). Важно отметить линию, непосредственно не связанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский (1750-1817), К. Вырвич (1717-1793), М. Корицкий (1714-1781), К. Роговский (1728-1810), И. Стройновский (1752-1815), М. Почебут (1728-1810), И.И. Хрептович (1729-1812) и др. Это период творчества в Германии выходцев из Беларуси: экономиста и утописта С. Аскерки (1712-?) и философа С. Маймона (1753-1800). Во второй половине 18 в. "философствование" становится модой в Речи Посполитой, образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературные объединения: ряд историков и поэтов Польши были выходцами из Беларуси: А.С. Нарушевич (1733-1796), Ф.Д. Князьнин (1750-1807) и др. Центрами притяжения интеллектуальных и художественных сил в Беларуси этого периода стали фигуры А. Тызенгауза (1733-1785), М.К. Агинского (1765-1833), И.И. Хрептовича, позднее - А.Ю. Чарторыйского (1770-1861). Культовыми становятся герои восстания 1794 года: выходец из Беларуси А.Т.Б Костюшко (1745-1817) и непосредственный руководитель восстания в ВКЛ поэт-революционер Я. Ясинский (1761-1794). В конце 18 - начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы (прежде всего в Вильне) классического естествознания и происходит философское осмысление его оснований: М. Почебут, Ю. Мицкевич (1744-1817), СБ. Юндзил (1761-1847), Я. Снядецкий (1756-1830), А. Снядецкий (1768-1838), Ю. Ясинский (2-я пол. 18 в. - 1833) и др. Происходит становление и социо-гуманитарного знания: филологии (С.И. Богуш-Сестрацевич (1731-1826), М.К. Бобровский (1784 (1785) - 1848 и др.), политической экономии (Я. Зноска (1772-1833), И. Стройновский и др.) и т.д. В это время в Гродно (по приглашению А. Тызенгауза), а затем в Вильне работал (1775-1783) французский ученый натуралист Ж.Э. Жилибер (1741-1814). Некоторое время в Вильне преподавал немецкий ученый и философ-материалист Г. Форстер. В последние десятилетия независимого существования в Речи Посполитой была предпринята масштабная попытка реформы системы образования. Была создана так называемая Эдукацийная комиссия и Комитет народного образования на территории Беларуси и Литвы. Активную роль в их организации и деятельности исполнили И.И. Хрептович, И. Стройновский, Д.З. Пильховский (1735-1803), И Я. Масальский (1729-1794).

С демократических позиций проблематика социальной философии была актуализирована в 19 в. в работах М. Лавицкого (1816-1900), А. Незабытовского (1819-1849). Ф. Савича (1815-1846). Однако в целом традиция профессионально практикуемой философии в Беларуси 19 в. утрачивается, собственно философские работы - скорее исключение, чем правило. Поиски утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. (в некоторой мере и под воздействием круга идей романтизма) к возникновению мощной волны этнографических (шире - культурно - антропологических) исследований, в которых наряду с белорусскими участвовали польские, российские, украинские ученые.

Информация о работе Контрреформация и реформация