Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, реферат
Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое
Введение 3
1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6
3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8
4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11
Заключение 13
Список литературы 14
ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра истории и философии
Концептуальные модели истории
Реферат студента группы ССТ-11
факультета АСФ
Уварова Д.Ю.
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,
доцент Пирожкова И.Г.
Тамбов 2011
Оглавление
Введение 3
1. ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4
2. ЛИНЕАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ 6
3. СПИРАЛЕВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 8
4. КОВАРИАНТНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 11
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Прежде чем рассуждать об истории, надо так или иначе ответить на вопрос, что она собой представляет, каковы её содержательные границы. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, предшествующем развитии, о том, что когда-то произошло или случилось с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу прошедших событий. Такое понимание истории является не точным и не полным. На самом деле история не даёт людям забыть прошлое. Научно-историческое исследование даёт вторую жизнь тому, что однажды уже прошло по жизни, завершило свой земной путь, отцвело и умерло. История — торжество жизни над смертью, настоящего над прошлым. История есть коллективная память людей, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое через призму современной идеологии. Память всегда современна, она — составной смысловой элемент реального, непосредственно на наших глазах разворачивающегося процесса.
История – это прежде всего процесс. С этим сейчас согласно большинство историков, специалистов по философии истории, социологов.1 Существуют различные модели этого процесса, то есть модели истории. Эти модели представляют не отдельный сегмент исторической реальности, а историю как целое, то есть прошлое, настоящее и будущее вместе. Таких моделей существует множество и их поиск постоянно продолжается. Основная задача данного исследования рассмотреть основные концептуальные модели истории.
Циклическая модель истории – одна из наиболее древнейших в человеческой культуре. Образ цикла сформировался из наблюдений за сменой дня и ночи, лунных фаз, времён года, приливов и отливов. Периодичность появления определенных звёзд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени.
Циклическая модель впервые получила классическое выражение в древнегреческой философии. Античные философы полагали, что история не знает движения к исторической или сверхисторической цели: она движется по кругу и возвращаясь к своему исходному пункту.
Одно из первых циклических описаний взаимопревращения основных стихий мира можно найти у Гераклита. Он видел мир закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. «Путь вверх» по Гераклиту — это движение по направлению земля — вода — воздух — огонь. Соответственно, трансформацию в обратном направлении философ называл «путём вниз». Ещё более определенно на сей счёт высказывался Эмпедокл. В его понимании все вещи состоят из четырех начал, стихий или корней: огня, воздуха, воды и земли. Движение этих начал определяется действием двух противоположных сил — Любви и Ненависти. Доминирует попеременно одна из них — Любовь или Ненависть.
В VI-V в.в. до н.э. традицию циклического толкования истории мира и общества продолжали самые известные греческие философы того времени, прежде всего Платон и Аристотель. По Платону история любой культуры или любого народа проходит последовательно через стадии появления, развития и утончения, достигает вершины и из-за наводнений, чумы или других причин приходит в упадок и распадается. Аристотель наметил цепочку форм государственного устройства: монархия, или царская власть, непосредственно соседствующая с аристократией, — полития — олигархия — тирания — демократия.
Древнегреческий историк Полибий оставил нам уже весьма развёрнутое представление о цикличности исторического процесса. В своей «Всеобщей истории» Полибий рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Монархия или единовластное правление возникает первым. Её сменяет царское правление. Царское правление в свою очередь переходит в тиранию — извращенную форму правления. Тиранию сменяет аристократия, которая затем «по законам природы» переходит в олигархию. И наконец, восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа» деградирует в охлократию. Здесь исторический круг замыкается, но только для того, чтобы вернуться вновь к монархии.2 Форма циклической модели истории, которую выработала античная философия, по существу была неисторичной. Трагический круг генезиса и упадка — вот её последнее слово.
В новое время выдающимся представителем циклической традиции в истории был итальянский философ и социолог Джамбаттиста Вико. Он создал концепцию «Вечной Идеальной Истории». По его мнению все народы должны пройти в своём развитии три эпохи: «Век Богов» — теократическое правление, «Век Героев» — аристократическое правление, «Век Людей» — республиканское или монархическое правление. Переход к каждой новой эпохе происходит в результате борьбы людей за свои идеалы. При этом каждый цикл из трех эпох завершается кризисом и разрушением.
В XIX-XX в. традицию циклического видения продолжили Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Они использовали цивилизационный или культурно-исторический подход. Он заключался в том, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», «сакральной ценности» или первичном символе вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы.
Идея цикличности выражается не только языком философских теорий, но и языком цифр. Ученые предпринимают попытки вычислить временную протяженность волн и циклов. Например, Л. Гумилев полагал, что длина каждой из фаз примерно 300 лет, полный же цикл равен 1500 годам; Питирим Сорокин выделял эпохи продолжительностью 600 лет; А. Чижевский связал социальные циклы с периодами наивысшей активности Солнца и выяснил, что они равны 11,1 года3. Современные исследователи, продолжающие работать в этом направлении, делают выводы о существовании 80 - 90-летних и 600-летних циклов, которые накладываются друг на друга. Эти расчёты интересны не только сами по себе, но имеют и прикладную ценность: они позволяют делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития общества. Учёным предстоит ещё большая работа в этой области.
Линеарная концепция истории выражает идею прямолинейности общественного развития и связана использованием образа или фигуры линии в историческом объяснении. Сама по себе прямолинейность не указывает чётко направления развития; возможно развитие и "вперёд", и "назад", и даже "вбок". Здесь главное — не само направление, а жёсткое, непрерывное, выстраиваемое в линию следование однажды принятому направлению.
Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Если направление линии развития представляет собой последовательное нарастание совершенства, подъём на более высокие уровни развития, реализующего к тому же определенные человеческие цели, то её называют линией прогресса, прогрессивной эволюции общества. В этом смысле прямолинейность общественного развития отождествляется с его прогрессивностью. Линеарная концепция истории рассматривается как концепция прогрессивного развития общества.
Концепция линейности истории появилась сравнительно недавно. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришёлся на XVIII в. О прогрессе в это время писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер и др. Но полнее и глубже других в этом вопросе был Ж.А.Н.Кондорсе. Прогресс человечества, общества видится французскому мыслителю как прогресс человеческого разума.4 Конечно, не всегда прогресс разума ведёт общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума являются не только истины, но и некоторые заблуждения. Согласно Кондорсе, прогресс закономерен, подчинён общим законам развития.
Линию прогресса человеческого разума, человечества Кондорсе расчленяет на 10 исторических этапов, или эпох. Первая эпоха — исходная ступень цивилизации: семьи, объединённые в племена. Вторая эпоха характеризуется переходом "от пастушеского состояния к земледелию". Труд становится более производительным, жизнь — более обеспеченной и безопасной. Третья эпоха характеризуется дальнейшим разделением труда и классовой дифференциацией общества. Четвёртая эпоха — "прогресс человеческого разума в Греции до времени разделения наук в век Александра". Пятая эпоха – эпоха прогресса наук. Шестая эпоха ограничена упадком просвещения. Седьмая эпоха охватывает период с начала возрождения науки до изобретения книгопечатания. Восьмая эпоха – эпоха великих географических открытий. Девятая эпоха берёт свое начало от Декарта, а завершается образованием французской республики. Десятая эпоха – эпоха будущего прогресса человеческого разума.
Отношение к прогрессу в XX веке более чем сдержанное. Сама идея прогресса оттеснена на периферию духовной жизни. Интерес к ней оживился в связи с концепцией "конца истории" Френсиса Фукуямы. Фукуяма утверждает, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения "идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления"5. С этого момента не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового.
Прогресс – понятие относительное. Оно имеет смысл лишь применительно к определённому историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки страдают субъективностью, неисторичностью. Следует учесть также, что в обществе, как и в других типах систем, достаточно редко встречается «чистый» прогресс или регресс. Прогресс и регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Это единство проявляется, во-первых, в том, что прогресс общества не может быть вечным. Во-вторых, прогресс в какой-то одной сфере общественной жизни сопровождается регрессом в других. Поэтому любое историческое изменение в одном отношении может рассматриваться как прогрессивное, а в другом — как регрессивное. Относительность понятий «прогресс» и «регресс» проявляется также в том, что прогресс противоречив, он может включать в себя и состояния стагнации, и регресса. Последнее имеет место тогда, когда система в целом развивается прогрессивно, а какой-либо ее элемент - регрессивно.
Образ спирали, интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако его познавательная эвристика, его интегративные возможности впервые были раскрыты лишь в диалектике — сначала гегелевской, а потом в марксистской. Из диалектики как учение о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование этого образа.
Спираль связана с законом отрицания отрицания. Среди законов диалектики этот закон занимает особое, синтезирующее место. Закон отрицания отрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный (всегда только относительный) результат развития. Спираль, спиралевидность и есть это направление развития. В свете данного закона процесс развития структурно распадается на отдельные, относительно самостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связана с предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.
Гегель нашел очень удачный термин для диалектического отрицания — снятие. В нём органически слились три смысловых плана: упразднение, сохранение и подъём. Во-первых, диалектическое отрицание есть устранение, уничтожение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает изменившимся условиям, препятствует дальнейшему развитию. Во-вторых, оно вбирает, удерживает и сохраняет всё жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии, что было в предшествующем развитии. Наконец, в-третьих, диалектическое отрицание даёт жизнь новому качественному состоянию, новой стадии развития. А это равнозначно обогащению, тому или иному совершенствованию содержательных, структурных, функциональных и иных характеристик всех относящихся сюда явлений. Иначе говоря, в общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития.6
Понятием общественно-
Закон отрицания отрицания и вычерчиваемая им спираль развития универсальны. Согласно марксистской традиции, этот закон действителен для природы, общества и человеческого мышления. Спираль общественного развития, всемирной истории выстраивается из малых спиралей. Смена общественно-экономических формаций происходит с естественноисторической необходимостью. Ни одна из них не сходит с исторической арены прежде, чем разовьются (и будут исчерпаны) все ее сущностные силы.