Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, реферат
В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Возникновение и развитие натуральной магии………………………..5
2.Переход от натуральной магии к науке……………………………….10
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение и развитие натуральной магии………………………..5
2.Переход от натуральной магии к науке……………………………….10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….19
Введение
В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д.
В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus - человеческий).
Гуманисты Возрождения полагали, что
в человеке важно не его происхождение
или социальное положение, а личностные
качества, такие, как ум, творческая
энергия, предприимчивость, чувство
собственного достоинства, воля, образованность.
В качестве “идеального человека”
признавалась сильная, талантливая
и всесторонне развитая личность,
человек-творец самого себя и своей
судьбы. В эпоху Возрождения
Идеальный человек, по мнению гуманистов,
это “универсальный человек”, человек
- созидатель, энциклопедист. Гуманисты
Возрождения считали, что возможности
человеческого познания беспредельны,
ибо разум человека подобен божественному
разуму, а сам человек является
как бы смертным богом, и в конце
концов люди вступят на территорию
небесных светил и там обоснуются
и станут как боги. Образованных
и одаренных людей в этот период
окружала атмосфера всеобщего
На фоне всего этого свое развитие получила концепция «натуральной магии».
Чтобы разобраться во всех ее особенностях, необходимо заглянуть в историю зарождения науки.
1. Возникновение и развитие натуральной магии
Средневековье — тот период истории человечества, который непосредственно предшествовал ныне подходящей к завершению (а по мнению многих уже завершившейся) эпохе индустриального развития. Индустриальное общество, во многом противоположное средневековью, в то же время теснейшим образом связано с ним.
В конце Средневековья появилось выражение "натуральная магия". Её противопоставляли чудесам, колдовству и обману. Натуральная магия - наука о чудесах, произведённых природой. Это первый шаг на пути к натурфилософии (натурфилософия была переходным этапом от традиционной магии к естествознанию). Магия требует химического искусства, оно начинает общение с самой природой.
Магия - это глубокое знание
оккультных сил Природы и законов
Вселенной без их нарушения и,
следовательно, без насилия над
Природой. Слово "магия" означает
высшее знание и изучение Природы, глубокое
проникновение в ее скрытые силы,
в те таинственные, оккультные законы,
которые составляют основу каждого.
Произошло слово от титула Высших
жрецов античности, которых называли
Маха, Маги или Магинси, а последователи
заросизма - Магистрами (от корня Meh ah -
великий, знающий, мудрый). Под магией
понимали древнее познание вне святилищ,
известное как "поклонение свету",
или божественную духовную мудрость
- как противопоставление поклонению
тьме и невежеству. Магия и чародейство
зависели от более высокого уровня
подсознания, чем тот, которым располагает
обычный человек в
Естественная магия связана
с воздействием естественных причин
на естественные предметы и осуществляется
на основе законов и необходимости.
Она наследует платоновскую идею
об универсальной одушевленности всех
вещей, вводит специальный элемент
- дух, являющийся самой тонкой пневматической
субстанцией, пронизывающей все
тела. Жизненная сила "духа" истекает
из лучащихся звезд. "Камни, металлы,
травы, раковины моллюсков, как носители
жизни и духа, могут быть разнообразно
использованы с учетом их "симпатических
свойств". Поэтому Фичино (1433-1499гг)
делал еще и талисманы, использовал
чары музыки - орфические песенные гимны
с одноголосьем и в инструментальном
сопровождении, что должно было способствовать
улавливанию благотворного
И хотя связь магии с
медициной оправдывалась тем, что
сам Христос являлся целителем,
негативная оценка всей системы магии
исторически во многом была обусловлена
отношением к ней религии. Именно
средневековье изгнало магию
из Божественного миропорядка, отнесло
ее к компетенции демонических сил.
Хотя по сути своей "натуральная
магия" традиционно противостояла
религии и зачастую поднимала
сугубо философские вопросы. И если
с "естественной магией" связывали
чудеса естественных вещей, то с искусственной
магией - образцы человеческого
Итак, познание "тайн природы", "натуральная магия" и "сокровенная философия" выступают как понятия синонимичные.
Возрождение попыталось оправдать магические притязания к свободному поиску и творчеству. "...Мудрец, имеющий власть над звездами, маг, который формирует стихии: вот единство бытия и мышления, всеобщая открытость реальности. Это, и ничто иное, подразумевала защита магии, которую Возрождение включило в свое прославление человека"1. Однако, в какую бы сторону ни клонился маятник оценок магии, бесспорен ее исторический возраст. А это означает, что данный феномен как древнейшее явление универсален, это культурно-этический элемент духовного развития человечества.
Началось изучение таких природных сил, как магнетизм и электричество, и поскольку стоящие за ними закономерности не были известны, то проявления этих сил приписывали всеобщей симпатии или антипатии вещей. Считалось, что космические силы созвездий, действующие благодаря этой симпатии, можно поставить на службу менее действенным силам человека. Этот вид взаимозависимости прежде всего приписывался внешней или внутренней схожести вещей. Большое значение для объяснения мира в целом и магических проявлений имели связи между определеннымипланетами и рудами, минералами или растениями. Так, например, взаимосвязанными считались золото и Солнце, а также серебро и Луна. Представление о скрытой ткани внутренней гармонии всего сущего стало главной, ведущей идеей для исследователей, занимавшихся естественными науками.
Великая реформа, произведенная в магии Агриппой (Корнелий Генрих Агриппа Неттесхеймский 1486-1535гг), имела задачей обратить ее в нечто вроде науки. Все магические действия основаны, по его воззрениям, на скрытых свойствах и силах предметов, проявляющихся в том, что каждый из них притягивает однородное и отталкивает разнородное, причем этот закон относится не только к миру элементарному, но распространяется и на высшие миры. Он был уверен, что магия обнимает собой глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей природы, учит нас, в чем вещи различаются друг от друга и в чем они согласуются. Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия. Учение о взаимной симпатии и антипатии вещей, игравшее уже немалую роль в философии неоплатоников, возведено было Агриппой в степень общего закона природы и более двух столетий служило ключом для объяснения всех явлений, о которых не могли себе составить точного понятия иным путем. Конечно, Агриппе не удалось убедить все партии, особенно духовенство, в том, что сущность магии состоит в пользовании силами природы; однако, может быть, и помимо своего желания он сделался родоначальником новой науки, нашедшей после него повсеместно множество последователей и получившей название натуральной магии. Он не отличался чрезмерной разборчивостью по отношению к фактам, которыми пользовался для доказательства своего всеобщего закона симпатий и антипатий. Все, что можно было найти у древних, например, в естественной истории Плиния, о чудесных свойствах камней, растений и животных, он принимал беспрекословно, добавляя еще много своего, заимствованного из предрассудков того времени. Из материала, послужившего ему для обоснования упомянутого закона, очень многое, конечно, должно быть отнесено к области басен, но многое было выводом верных, только неправильно истолкованных наблюдений. Однако ни Агриппа, ни его ближайшие последователи не были в состоянии произвести научную сортировку материала, так что все это, взятое вместе, составило фундамент новой науки — magia naturalis, т. е. учение о магических силах вещей в природе.
Эта наука получила особое значение, когда основные положения ее, — правда, с некоторыми изменениями, — были введены в сферу врачебного искусства Парацельсом. Так называемое «учение о сигнатурах», сыгравшее значительную роль в коренных изменениях в медицине. Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы (мелисса и кислица) – прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Чертополоху приписывалось исцеляющее действие при колющих болях, а камнеломка якобы помогает против камней в мочевом пузыре и почек. Таких симпатических средств очень много в писаниях Парацельса, знахарки знают и применяют многие из них до сих пор.
Несколько позже Джамбеттиста делла Порта дал ей окончательную обработку и образовал из нее самостоятельную науку. Порта очень тщательно придерживается теорий Агриппы и цитирует те же басни, но прибавляет к ним множество физических опытов, истолковывая их совершенно правильно (в сочинении “Magia naturalis”), так что область симпатий и антипатий у него является значительно урезанной. Но все же еще через столетие, даже такой человек, как Галилей, не был окончательно свободен от влияния этих воззрений. На основании некоторых опытов он начал сомневаться в правильности одной из многочисленных «антипатий природы»— horror vacui — боязни пустоты, — но не дожил до того времени, когда это фантастическое объяснение было заменено исследованием истинных причин явления. В его эпоху симпатические средства занимали выдающееся место в медицине. Впоследствии, по мере роста научных сведений, исследователи природы начали мало-помалу выделять басни и заменять их фактами, открытыми при помощи точных опытов. Таким образом, натуральная магия постепенно в XVII и XVIII столетиях превращается в прикладную физику и химию и составляет переходную ступень от старых магических наук к современным естественным. Следуя за ее развитием, имеем весьма точную картину того, как вера в магические силы исчезает перед растущим знанием законов природы. В рамках натуральной философии человек есть микрокосм и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Мир называется "макрокосм". Руководящей идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и привлечь к себе силы высшего. Поэтому магические операции основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на целесообразном приложении сил природы. В этом суть великой реформации Агриппы, который хотел достигнуть того, чтобы ученых-магов считали не чернокнижниками, но носителями высочайшей и священнейшей науки.
По мере развития знаний о законах природы старая магия как вера в сверхъестественные влияния пошла на убыль. Конец ее развитию положили ученые-энциклопедисты Атанасиус Кирхер(1601-1680гг) и Каспар Шотт (1608-1666гг). Каспар Скотт в своем большом сочинении «Magia universalis naturae ef artis» (1657г.) писал: «Под натуральной магией я понимаю надежное и глубокое познание тайн природы, так что когда становятся известными природа, свойства, скрытые силы, симпатии отдельных предметов, то можно вызывать такие действия, которые людям, незнакомым с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными». В сущности же, эта книга представляет собой руководство по физике. Однако вера в старые симпатические средства исчезла еще не скоро.
2.Переход от натуральной магии к науке
Образ нового человека ввел Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494гг.): человек является микрокосмом, который в соответствии со ступенями бытия может выбирать Элементарное, Животное и Небесное. С утверждением нового самосознания, поставив себя в центр Вселенной, начался невероятный взлет в развитии естественных наук. "Технология всегда называется магией до тех пор, пока не будет понята и не разовьется в нормальную науку по происшествии определенного времени"2.
В Средние века в Западной Европе прочно установилась власть церкви в государстве. Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в именно теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях должен был, с одной стороны, не отступать от буквы Библии, с другой - не допускать ни единой ошибки в длинной цепи строгих логических доказательств. Отсюда-то огромное внимание, которое уделялось схоластами логике как технике рассуждений. Таким образом, сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Этим обусловлено то, что в схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий). Схоласты, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианской доктрины, не только изучали античное наследие, но и познакомили Европу с оригинальными сочинениями исламских ученых. Схоластика стала широким интеллектуальным движением, объединив наиболее выдающихся философов своего времени. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.
Информация о работе Концепция натуральной магии раннего ренесанса