Концепция развития кооперации до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.
Основными задачами для написания данной курсовой работы является:
Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

     Райпо следует обобщать данные по магазинам, использованию трудовых ресурсов. Они активно сотрудничают с центрами занятости на местах.

Потребительские общества образуют потребительские союзы всех уровней - районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы - одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.

Конечная цель деятельности союза любого уровня - обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представление интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

      В законе прописана вертикаль ответственности, которая выражается в ответственности потребительских обществ перед союзами и союзов перед союзами более высокой степени иерархии. Закон предусмотрел создание контрольно-ревизионных управлений союза для проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Контрольно-ревизионные управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов.

     Высший орган потребительских обществ и союзов – общее собрание, значение которого возрастает. Для повышения уровня демократии следует обеспечить на собраниях в составе присутствующих более 50% неработающих в потребительской кооперации пайщиков. Предстоит отказаться от устаревшей практики проведения собраний, овладеть новой культурой организации обсуждений и принятия решений.

В период между общими собраниями управление союзом и потребительским обществом осуществляет совет, выступающий представительным органом. Исполнительным органом союза и потребительского общества является правление союза или потребительского общества.

Советы должны стать органами общественного самоуправления пайщиков. Для этого в их составе должно быть более 50% пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с организациями потребительской кооперации.

     Правления являются органами профессионального менеджмента. Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза не реже одного раза в квартал отчитывается на заседании совета о работе, с учетом рекомендаций, выработанных на научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».

     Задача новой структуры управления в потребительской кооперации - реализовать единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков

     В единстве общественного самоуправления и профессионального менеджмента первенство принадлежит общественному самоуправлению.

При формировании состава (штата) правлений следует отказаться от старой отраслевой структуры управления, предусматривать минимальное количество заместителей председателя правления, возложив на них руководство соответствующими службами, определить в потребсоюзах и потребительских обществах штатные должности специалистов, ответственных за реализацию социальной миссии

      Рекомендуемая на перспективу структура управления в потребсоюзе видится более простой. В ней исключаются заместители, правление руководит непосредственно начальниками функциональных служб (рис. 7).

Концепция предполагает разграничение функций, полномочий, а также раздельную оценку деятельности советов и правлений. Это можно сделать с помощью показателей, раскрывающих качественные различия деятельности советов и правлений.

      Деятельность совета направлена на осуществление социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета - защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости, возможность получения кооперативного профессионального образования, предоставление услуг населению, льгот и кооперативных выплат.

     Работа правления должна оцениваться по тому, как оно обеспечило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.

В соответствии с законом разработаны новые уставы, принципиально отличающиеся от предыдущих тем, что регламентируют работу системы на основе принципов международного кооперативного движения, в первую очередь демократизации управления и экономического участия пайщиков в деятельности кооперативов.

       Остается актуальной оптимизация организационной структуры каждого уровня управления, прежде всего, сокращение числа хозрасчетных организаций, перевод их на единый баланс, развитие внутреннего хозрасчета, что приведет к повышению внутрихозяйственной эффективности.

      Потребсоюз в соответствии с рекомендациями конференций «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» должен:

  • Стать активным проводником требований Закона о потребительской кооперации, уставов Центросоюза и соответствующих потребсоюзов, решений собраний представителей потребительских обществ, советов и правлений Центросоюза РФ, республиканского (краевого, областного) потребсоюза
  • Нести ответственность за выполнение функций потребительских обществ и магазинов. Обеспечивать осуществление ими не только хозяйственной деятельности, но и социальной миссии
  • Взаимодействовать с законодательным и исполнительными органами власти республики (края, области) региона, органами местного самоуправления по защите интересов организации потребительской кооперации

     Координирующая роль сохраняется за Центросоюзом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 

           4.Концепция правового обеспечения деятельности потребительской кооперации 

       Законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации. Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное  законодательство, не выделено в  самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

      Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «о кооперации в Российской федерации»

      Для  укрепления правового статуса  потребительской кооперации России  необходимо внесение:

  • В Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ термина- «кооперативная собственность» как самостоятельная форма собственности
  • В проект Трудового кодекса РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами о кооперативных организация, их уставами
  • В Закон РФ « О потребительской кооперации ( потребительских обществ, их союзов) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ.

        Отношения, возникающие при создании  и деятельности потребительских обществ и их союзов  регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации неправомочны, принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребительской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

      Широко практикуется заключение  соглашений между потребительскими  обществами, их союзами и органами  исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.

       Повышение роли уставов потребительских  обществ и их союзов. В уставах организаций потребительской кооперации необходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления и контроля.

       С выходом новых, более совершенных  нормативных правовых актов, обусловивших изменения правового статуса субъектов Федерации, с передачей им больших полномочий, устав общества и союза приобрел важное значение и является своеобразной конституцией, определяющей сферу и направления деятельности кооперативной организации.

В статьях 9 и 32 закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству.

      Уставы потребительских обществ  . союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Принятые  с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся  обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов - центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

       Особое внимание следует уделить  регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - сохранение и упрочение системы потребительской кооперации.

       В уставах потребительских обществ,  союзов должны быть отражены следующие положения: - члены союзов - только потребительские общества (для уставов союзов);

  • Ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности
  • Соблюдение и выполнение решений органов управлений соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов в соответствии с законом РФ о потребительской кооперации
  • Информированность пайщиков через газету «Российская кооперация»
  • Разграничение полномочий совета и правления
  • Формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации
  • Создание неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества

      Закрепление этих положений в  уставах обеспечит целостность  системы и управляемость организациями  потребительской кооперации

       Контрольные и распорядительные  функции органов управления союзов за деятельностью организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация законодательно определена как система потребительских обществ и их союзов.

Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласованное функционирование системы в целом.

       Согласно Закону Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

Информация о работе Концепция развития кооперации до 2010 года