Коррида и эстетика жертвоприношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Смерть, как и жизнь, нашла свое отражение в культуре. Существует великое множество философских, культурных и научных мнений о смерти, существует масса ритуалов, связанных со смертью. Чаще смерть на всем периоде существования человека прослеживается в жертвоприношении. Ритуальные убийства, жертвоприношения животных, известные из истории и книг разных народов, противоречат современной морали и культуре. Поэтому требует изучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая коррида распечатать.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет

сервиса и экономики

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Кафедра: «Гуманитарных и социокультурных дисциплин»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: «История зрелищ»

 

Тема: «Коррида и эстетика жертвоприношения»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент III курса

310 у группы

специальности 100103

Круглова Е. С.

№ зачетной книжки:  С.Г.О. 23.11

Проверил:

Бердяева О. С.

 

 

 

 

 

Великий  Новгород

2012

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Смерть, как и жизнь, нашла свое отражение в культуре. Существует  великое  множество  философских,  культурных  и  научных мнений  о  смерти,  существует  масса  ритуалов,  связанных  со  смертью. Чаще смерть на всем периоде существования человека прослеживается в жертвоприношении. Ритуальные  убийства, жертвоприношения животных,  известные из  истории  и  книг  разных  народов,  противоречат современной морали и культуре. Поэтому требует изучения.

Актуальность данной работы заключается в том, что наибольшее внимание в структуре жертвоприношении посвящено проблеме корриды. Несмотря на все общественные противоречия и моральные аспекты темы, бои быков в Испании остаются одним из наиболее популярных зрелищ, причем, не только среди местного населения, но также и среди туристов.

Поэтому цель данной работы – изучение корриды и эстетики жертвоприношения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить сущность жертвоприношения и эстетику жестокости;
  2. рассмотреть культ быка и обряд жертвоприношения в античные времена, как истоки самой корриды;
  3. рассмотреть историю корриды;
  4. определить специфику и правила корриды;
  5. выявить  другие виды зрелищ, главным героем которых является бык.

Объектом исследования является коррида и жертвоприношение в структуре зрелища.

Предметом исследования является история происхождения корриды и ее правила.

В ходе написания курсовой работы была использована следующая литература:  Самыгин С. И. «Религиоведение», данный труд знакомит с проблемами религий различных народов. Бычков В.В. в своем труде «Эстетика» рассматривает эстетической мысли и современное понимание основ, проблем и категорий классической эстетики. Также были использованы сочинения Ф. Ницше, в которых он описывает свое отношение к жестокости. В труде Боннара А. «Греческая цивилизация» подробно описана жизнь, обычаи и ритуалы цивилизации. В Интернет-ресурсах множество статей посвящены проблемам и истории жертвоприношения, а также корриды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Жертвоприношение как феномен культуры

 

 

1.1.Сущность жертвоприношения и эстетика жестокости

 

Изучив некоторые труды  авторов, посвященные истории и сущности жертвоприношения, само понятие не имеет однозначного определения.

Жертвоприношение –  обряд принесения жертвы божеству [7, 305]. То есть понятие, имеющее религиозное содержание. Обряды жертвоприношения – важная часть религии любого традиционного общества. В ходе этих обрядов раскрывается духовная культура, мировоззрение, религия, отношения к миру.

Функции и корни жертвоприношения разнообразны. Британский антрополог Э. Тайлор предложил теорию, согласно которой жертвоприношение предназначалось для  обеспечения благосклонности богов или смягчения их гнева. В. Робертсон Смит построил свою теорию,  используя другой отправной пункт: он считал исходным мотивом жертвоприношения стремление членов общины или группы к сплочению между собой и сближению со сверхъестественными силами или богами. Джемс Фрэзер, британский антрополог и  фольклорист, считал источником жертвенного ритуала  магическую практику ритуального убийства сакральной фигуры с целью ее возрождения и омоложения [13].

Широкое распространение  жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей. Например, Медвежий праздник у народов Сибири толкуется как отправление души зверя к небесному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей.

Жертвоприношение в  религиозном обряде появляется на самой заре цивилизации. Божествам, олицетворяющим силы природы, разные народы приносили в дар продукты питания, предметы быта, одежду, лекарственные травы. Священные животные также получали дары в виде ритуального корма.

Многие народы устраивали ритуалы кормления своих идолов, каменных или деревянных. Кормить их могли как мясом жертвенных животных, фруктами и ягодами, так и человеческой кровью или сердцем, как это делали ацтеки. Кровь приносили на алтарь богам все народы древности, так как она считалась олицетворением самой жизни. Мировые культы и ритуалы [5, 13].

Нерелигиозную версию происхождения  обряда Ж. выдвинули философы-просветители 18 в., считавшие, что ритуал возник в  результате деятельности жрецов, обманом  вымогавших дары у верующих [14].

Так как жертвоприношение имеет религиозный характер, то по сей день, прослеживается темы жертвы в религиях. Например, в Индуизме – жертвоприношение совершалось для удовлетворения божественных существ или для исполнения определённых желаний, в Исламе существует до сих пор праздник жертвоприношения Ид Аль-Адха, или Курбан-Байрам, праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять его  повеление.

Жертвоприношение животных, по сути, является с современной  точки зрения жестоким зрелищем. Зрелищем, так как религия и акт жертвоприношения  предполагает знание и виденье людей, так как каждый должен проникнуться данным действом. Поэтому необходимо рассмотреть эстетику жестокости, которой пропитана современная массовая культура (фильмы, компьютерные игры, новости и т.д.)

Сцены жестокости, терзания тел человека или животных использованы в искусстве, праздниках в качестве возбудителей традиционных гуманных чувств и настроений протеста против жестокости, например, в связи с войнами, или в качестве сугубо художественных средств выражения.

Это связано с опытом древних цивилизаций с их жестокими культами. Например, философ Фридрих Ницше утверждал, что одухотворение и даже «обожествление» жестокости пронизывает «историю высшей культуры» [1, 292].

«Видеть страдания – приятно, причинять страдания – еще приятнее: вот суровое правило, но правило старое, могущественное, человеческое – слишком человеческое...» [6, 446].

Христианство, считал Ницше, попыталось бороться с этим древним  инстинктом, но только облекло его проявление в некие особо изощренные и замаскированные под благопристойность формы. Поэтому мы до сих пор знаем корриду и игры с быками.

Мощный поток жестокости в современном как элитарном, так и массовом искусстве обосновывается несколькими переплетающимися между собой психологическими, культурными и эстетическими факторами. Cчитается, что изображение жестокости в искусстве, особенно в массовых видах искусства кино и телевидении способствует изживанию у зрителей агрессивных инстинктов, таким образом, человек очищается. Например, после просмотра репортажа о маньяке идет отвращение от агрессии. При этом акты жестокого обращения с плотью вызывают в определенной группе зрителей сексуальное наслаждение [1, 292].

 

 

1.2. Культ быка и обряд жертвоприношения в период античности

 

Феномен  кровавых  жертвоприношений  периода античной древности хорошо известен по разным источникам. Жертвоприношения  такого  рода  возводят  к  традициям  и  ритуалам архаической  Месопотамии.  Таково,  к  примеру,  мнение  греческого исследователя  Г.  С.  Корреса,  изучавшего  жертвоприношения  быков  и  их отражение в культуре и искусстве Ближнего Востока, цивилизации Крита и Микен, в гомеровской и классической Греции, а также в римское время. С точки  зрения  структуры ритуала,  совершавшегося  в честь олимпийских богов [8].

В ряде мифологий обнаруживаются разнообразные связи мифологического образа быка: бык как земное воплощение бога или как его атрибут. Мифы о победе героя над быком могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространённым в восточном Средиземноморье. В других мифах того же ареала бык является символом бога грозы (хурритская, славянская мифология). В египетских мифах бык неба – сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает

Обычно бык олицетворяет мужское начало, силу, посвященную всем небесным богам, царское происхождение. Например, дионисийские мужские общины повсюду, где господствующим символом бога был бык. В отдельных местах это основное представление порождало миф: Дионис – бог, рожденный коровой [3, 149].

Жертвоприношение быка имеет место в богослужениях Митре. Бог Солнца послал ворона к Митре с приказанием принести в жертву быка. Митра выполнил приказ и в момент смерти быка он превратился в луну, а плащ Митры – в небосвод с планетами и звездами. Из хвоста и крови быка появились злаки и виноград. Так была сотворена земля, появилась растительность, началось чередование дня и ночи, луна стала совершать свое прохождение по небосводу, было сотворено время, началась борьба между добром и злом. То есть Митра – создатель мира через свой подвиг поражения быка.

Темой главного рельефа храмов у римлян, которые были возведены у Стены Адриана в северной Англии до Александрия в Египте практически всегда был Митра, убивающий быка. Если видеть в этом мотиве астральную символику, достаточно логично будет выглядеть гипотеза о смещении земной оси, и Митра тогда займет свое место на небе в образе созвездия Персея, находящегося прямо над созвездием Тельца.

Бык – мужской и одновременно женский символ лунного серпа, месяца. Также бык в легендах был связан с морем – приплывал и уплывал, а это означало связь с Посейдоном и с богинями Герой, Афиной, Деметрой, Афродитой, Уранией. Поэтому у быка было отведено особое место.

Что касается жертвоприношения, то критерии выбора жертвы варьируются в разных местах. Как правило, предпочитали  жирных  животных – телят  или  баранов,  преимущественно мужского  пола,  объясняя  тем,  что  женское  начало  имеет нечто  дьявольское.

Прелюдией  ритуала  можно  считать  выбор  и  подготовку  животного, которое часто специально  выращивалось для соответствующей цели, и не должно было использоваться в качестве рабочей силы. Что касается самих участников, то их приготовление включало омовение и облачение в чистые одежды,  надевание  украшений  и  венков. Начало церемонии составляла процессия, в которой участники, отрешаясь  от  обыденного  мира,  двигались  в  едином  ритме  и  с  пением.

Жертвенное животное вели украшенным  в  лентах и с позолотой на  рогах. Конечный  пункт шествия – древний жертвенный  камень, алтарь, должен быть окропленным кровью. Обычно на его вершине уже был зажжен  огонь.  Зачастую  процессия сопровождалась  необычными ароматами, а также музыкой в исполнении флейтистов. Во главе процессии шествовала непорочная девушка, несущая корзину, и жрец, кому поручали кувшин с водой. По прибытии на священное место участники, прежде всего, очерчивали круг, обнося вокруг собравшихся кувшин с водой. Тем самым область священного отделялась от  мирского. Первым коллективным действием являлось омовение рук.

На дне  корзины  обнажался  спрятанный  нож для жреца, который первым делом срезал со лба быка клочок шерсти и бросал его в огонь, нарушая тем самым  неприкосновенность  священного  животного.  Затем  следовал смертельный удар, сопровождаемый пронзительным криком женщин. Этот обычай знаменовал эмоциональный пик события.

Вытекающая из животного  кровь не должна была пролиться на землю, ей следовало попасть на алтарь, в огонь или жертвенную яму.

Поскольку крупное животное было невозможно поднять над алтарем, кровь собирали в специальный сосуд, из которого затем окропляли  алтарный  камень.  После  завершения  этой  части  ритуала  тушу животного разделывали и потрошили. При этом обычай четко определял, что следует  сделать  с каждой частью. Сердце  клали  на  алтарь,  по  протокам печени производили гадание, внутренние органы, поджарив, быстро съедали. Мясо приготовляли для пира, а кости, расположив на алтаре в соответствии со строением  жертвы  при  жизни  и  снабдив  кусочками,  отрезанными  от каждого  органа,  что  символизировало  цельность  убитого  животного, сжигали. Черепа и рога сохранялись на священном месте [8].

2. Коррида как зрелищная форма

2.1. История происхождения корриды

 

 

История корриды восходит к иберам, которые населяли Пиренейский полуостров еще до завоевания Рима, поэтому помимо слияния римской и греческой культур (где спортивные забавы на острове Крит были от акробатических упражнений на спине разъяренного быка до травли быка собаками), бои с быками восходят за долго до возникновения первых цивилизаций. В пещере Ляско, которая находится вблизи от современной Испании, сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет. Сцена единоборства человека с быком из этой пещеры не единственная в искусстве верхнего палеолита. Близкая по содержанию роспись известна в пещере Пиндаль (Испания): раненый бизон нацелился своими рогами на две поверженные человеческие фигурки, из которых одна тоже с явно подчеркнутым признаком мужского пола [16].

Информация о работе Коррида и эстетика жертвоприношения