Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

В этом году исполнилась круглая дата со дня принятия христианской веры Русским народом. Ровно 1025 лет назад князь Владимир, отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. Сложно переоценить значение этого события для русского народа.

Содержание

1.Введение. 2
2.Особенности принятия христианства на Руси 4
2.1Русь на пороге крещения 5
2.2Религиозные реформы 980 г. князя Владимира 6
2.3Выбор новой веры 9
2.4Версии установления христианства 12
2.5Предпосылки и причины крещения Руси 13
3.Крещение Руси 14
2.1 Русская Православная Церковь 16
2.2 Православная культура 17
3. Роль Принятия христианства 18
4. Заключение 20
Список используемой литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории крещение руси.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

Преподобный Нестор составил новый  летописный свод - "Повесть временных  лет", которая, по определению академика  Д.С.Лихачева, является "цельной литературно  изложенной историей Руси". "Повесть  временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью  к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью  в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным  противодействием по отношению к  другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для  культовых целей), ново утвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр, (скоморошество), подвергалось осуждению  устное народное творчество, истреблялись как “языческое наследие” памятники  дохристианской славянской культуры.

4. Заключение

Итак, подведем итоги.С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии  имело свои предпосылки. Восточные  славяне были язычниками - почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства  и скотоводства Белеса, бога грома  и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов - каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных  рощах, строили святилища, где совершали  религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов  соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа- епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси-России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору -духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны среди христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. Здесь истоки русской литературы, профессиональной архитектуры, живописи, музыкального искусства. Воспринятое, «трансплантированное», сливалось христианство с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки не только русской, но, в той же мере и степени, украинской, белорусской культур. В исторической перспективе мы видим, и нам следует это видеть, что христианская нива давала не только зерно. Она, если прибегнуть к евангельским образам, выращивала и плевелы: человек должен был осознавать себя греховным и ничтожным, обреченным на «коловращение», в котором земные заботы признавались тщетными в своем существе. Церковь, слитая с государством, авторитетом Евангелия однозначно оправдывала социальное неравенство, порядки феодального общества. Так и в наши дни религиозное миропонимание ставит осуществление высших идеалов и надежд человечества в зависимость от воли сверхъестественных сил, Провидения, а высшие истины ставит вне сферы человеческого разума. И вместе с тем и, несмотря на это, христиане - реальная и большая сила современного мира, своим, евангельским путем идущая по пути социального прогресса, выступающая ныне против войн, против расовых и национальных предрассудков.

По  поводу принятия христианства на Древней  Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в  развитии общественных отношениях восточных славян.

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. http://www.kremlin.ru/ - Официальный сайт Президента Российской Федерации

2.Килиевич С. Р. Детинец Киева IX - первая половина XIII в. Киев, 1982.

3. Шахматов А. А. Повесть временных лет.

4. Текст «Повести Временных лет»

5.Крещение Руси в трудах русских и советских историков. Кузьмин. М. 1988.  
6. История религии. М. 1990.  
7. История Христианства. М. 1992.  
8. История России IX-XII вв. М. 1992.

9. Панченко А. М. Летописный рассказ об Андрее Первозванном и флагеллантство.

10. Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М.: Высш. шк.,

11. Христианство в России Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

12. Беляев С. А. О названии церкви, в которой был крещен князь Владимир // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 2(4).

13.  Бутромеев “Русская история для всех”

14. Введение Христианства на Руси. М. 1987. 

15.Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. К., 1989.

16.Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 2 т.{М., 1880—1911 (или позднейшие переиздания).

17.Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л.: Лениздат, 1986.

18.Кузьмин А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы

19.«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. М., 1988.

20.Лев (Лебедев), прот. Крещение Руси. Издание Московской Патриархии, 1987

21. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. Издательство: М.: Алгоритм. 2007

22. А.А. Анучкина История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: Учебное пособие.- Муром, 2001.

23. Ю. Смирнов Древний Муром – 1140 лет. МИХМ, 2002год.

24. Костомаров  Н.И. Русская история в жизнеописаниях  её главнейших деталей. – М.: Эксмо, 2009.

25. В.В.Кириллов  Отечественная история в схемах  и таблицах. – Эксмо, 2010.

26. Ю.Морозов. Муромское крещение. Статья из газеты «Муромский край». 

 

 

 

 

 



Информация о работе Крещение Руси