Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:46, контрольная работа
Краткое описание
Различные изобретения, которые бы ни за что не воплотились в жизнь, если бы не история. Например, большинство современных лекарств, имеют очень и очень древние истоки, главным отличием является только способ получения и изготовления лекарства.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 Крещение Руси……………… .………………..…………………………4 Влияние христианизации на становление и развитие русского государства……………………………...…………6
Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г…………………………….……………………...7
Восшествие на престол династии Романовых……..……………………9
Павел I на российском престоле: особенности его правления по сравнению с екатерининской эпохой………………..…11
Причины заговора против Павла I……………..……………………….12
Политика «военного коммунизма»: краткая характеристика………………………………………………....13
Приход к власти Л.И. Брежнева. Застойные процессы в советском обществе в 70-е - 80-е гг. XX в………………………...…15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….18
После окончания
войны многочисленные выступления рабочих
и крестьян против политики “Военного
коммунизма” показали ее полный крах,
в 1921 введена новая экономическая политика.
Военный коммунизм
был даже больше, чем политикой, на время
он стал образом жизни и образом мышления
- это был особый, чрезвычайный период
жизни общества в целом. Поскольку он пришелся
на этап становления Советского государства ,
на его "младенческий возраст", он
не мог не оказать большого влияния на
всю последующую его историю, стал частью
той "матрицы", на которой воспроизводился
советский строй. Сегодня мы можем понять
суть этого периода, освободившись от
мифов, как официальной советской истории,
так и вульгарного антисоветизма.
Главные признаки
военного коммунизма - перенос центра
тяжести экономической политики
с производства на распределение.
Это происходит, когда спад производства
достигает такого критического
уровня, что главным для выживания
общества становится распределение
того, что имеется в наличии.
Поскольку жизненные
ресурсы при этом пополняются в малой
степени, возникает их резкая нехватка,
и при распределении через свободный рынок
их цены подскочили бы так высоко, что
самые необходимые для жизни продукты
стали бы недоступны для большой части
населения. Поэтому вводится уравнительное
нерыночное распределение. На нерыночной
основе (возможно, даже с применением насилия)
государство отчуждает продукты производства,
особенно продовольствие.
Резко сужается
денежное обращение в стране. Деньги исчезают
во взаимоотношениях между предприятиями.
Продовольственные и промышленные товары
распределяются по карточкам - по фиксированным
низким ценам или бесплатно (в Советской
России в конце 1920 - начале 1921 года даже
отменялась плата за жилье, пользование
электроэнергией, топливом, телеграфом,
телефоном, почтой, снабжение населения
медикаментами, ширпотребом и т.д.). Государство
вводит всеобщую трудовую повинность,
а в некоторых отраслях (например, на транспорте)
военное положение, так что все работники
считаются мобилизованными. Все это - общие
признаки военного коммунизма, которые
с той или иной конкретно-исторической
спецификой проявились во всех известных
в истории периодах этого типа.
Наиболее яркими
примерами служит военный коммунизм во
время Великой Французской революции,
в Германии во время Первой мировой войны,
в России в 1918-1921 гг., в Великобритании
во время Второй мировой войны. Тот факт,
что в обществах с очень разной культурой
и совершенно разными господствующими
идеологиями в чрезвычайных экономических
обстоятельствах возникает очень сходный
уклад с уравнительным распределением,
говорит о том, что это - единственный способ
пережить трудности с минимальными потерями
человеческих жизней. Возможно, в этих
крайних ситуациях начинают действовать
инстинктивные механизмы, присущие человеку
как биологическому виду. Возможно, выбор
делается на уровне культуры, историческая
память подсказывает, что общества, отказавшиеся
в такие периоды от солидарного распределения
тягот, просто погибли.
Во всяком случае,
военный коммунизм как особый уклад хозяйства
не имеет ничего общего ни с коммунистическим
учением, ни тем более с марксизмом.
Сами слова
"военный коммунизм" просто
означают, что в период тяжелой
разрухи общество (социум) обращается
в общину (коммуну) - как воины. В
последние годы ряд авторов
утверждают, что военный коммунизм
в России был попыткой ускоренного
осуществления марксистской доктрины
построения социализма. Если это
говорится искренне, то перед
нами прискорбное невнимание
к структуре важного общего
явления мировой истории.
Риторика политического
момента почти никогда верно не отражает
сути процесса. В России в тот момент, кстати,
взгляды т.н. "максималистов", считающих,
что военный коммунизм станет трамплином
в социализм, вовсе не были господствующими
в среде большевиков. Серьезный анализ
всей проблемы военного коммунизма в связи
его с капитализмом и социализмом дан
в книге видного теоретика РСДРП (б) А.А.
Богданова "Вопросы социализма",
вышедшей в 1918 г. Он показывает, что военный
коммунизм есть следствие регресса производительных
сил и социального организма. В мирное
время он представлен в армии , как обширной
авторитарной потребительской коммуне.
Однако во время большой войны происходит
распространение потребительского коммунизма
из армии на все общество. А.А.Богданов
дает именно структурный анализ явления,
взяв как объект даже не Россию, а более
чистый случай - Германию.
Из этого
анализа вытекает важное, выходящее
за рамки истмата положение: структура
военного коммунизма, возникнув
в чрезвычайных условиях, после
исчезновения породивших ее условий
(окончания войны) сама собой не
распадается. Выход из военного
коммунизма - особая и сложная
задача. В России, как писал А.А.
Богданов, решить ее будет особенно
непросто, поскольку в системе
государства очень большую роль
играют Советы солдатских депутатов,
проникнутые мышлением военного
коммунизма. Соглашаясь с видным
марксистом, экономистом В.Базаровым
в том, что военный коммунизм – жалкий
хозяйственный уклад, А.А.Богданов показывает,
что социализм не входит в число его "родителей".
Это - порождение
капитализма и потребительского коммунизма
как чрезвычайного режима, не имеющего
никакой генетической связи с социализмом
как, прежде всего новым типом сотрудничества
в производстве. А.А.Богданов указывает
и на большую проблему, которая возникает
в сфере идеологии: "Военный коммунизм
есть все же коммунизм; и его резкое противоречие
с обычными формами индивидуального присвоения
создает ту атмосферу миража, в которой
смутные прообразы социализма принимаются
за его осуществление". После окончания
войны многочисленные выступления рабочих
и крестьян против политики “Военного
коммунизма” показали ее полный крах,
в 1921 введена новая экономическая политика.
Итогом "военного
коммунизма" стал неслыханный
спад производства: в начале 1921 года
объем промышленного производства
составил только 12% довоенного, а
выпуск железа и чугуна -2.5%. Объем
продуктов, шедших на продажу, сократился
на 92%, государственная казна на 80%
пополнялась за счет продразверстки.
С 1919 года целые районы переходили
под контроль восставших крестьян.
Весной и летом в Поволжье
разразился жуткий голод: после
конфискации не осталось зерна.
Эмигрировало около 2 млн. Россиян, большинство
из них - горожане. Накануне X съезда
(8 марта 1919 г) восстали моряки и
рабочие Кронштадта, оплот Октябрьской
революции.
5.Приход к власти
Леонида Брежнева.
В 1964 Брежнев возглавляет
заговор против Хрущева, после смещения
которого занимает пост первого секретаря
ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом
власти: в ходе аппаратной борьбы за власть
и влияние в партии он своевременно устранял
своих явных и потенциальных противников
(например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного),
расставляя на ключевые посты лично преданных
ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова,
Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна).
К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил
в Брежнева, рассматривая его как своего
ставленника и защитника системы. Всесильная
партийная номенклатура отвергала любые
реформы, стремилась сохранить режим,
обеспечивающий ей власть, стабильность
и широкие привилегии.
Период застоя при
правлении Леонида Брежнева.
Для стиля
правления Брежнева был
характерен консерватизм. Он не обладал
ни политической волей, ни видением перспектив
развития страны. В экономике проявлялись
тенденции стагнации, которые в 1970-х гг.
компенсировались благоприятной для СССР
внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную
долю ресурсов поглощал военно-промышленный
комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При
нем ВПК достиг своего апогея, что приносило
ущерб развитию экономики в целом и усугубляло
кризис.
Экономические
реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы
роста промышленности и сельского
хозяйства резко снизились, научно-технический
прогресс замедлился. Советский
Союз все больше отставал в
своем развитии от ведущих
мировых держав.
Политическая жизнь характеризовалась
ростом бюрократического аппарата, усилением
его произвола. В партийных и советских
кругах (прежде всего в ближайшем окружении
Брежнева) процветали злоупотребление
служебным положением, казнокрадство,
коррупция, очковтирательство.
Вместе с тем органы госбезопасности усилили
борьбу с инакомыслием. Брежнев лично
одобрял репрессивные меры, направленные
против активистов правозащитного движения
в СССР.
В области внешней политики Брежнев
немало сделал для достижения политической
разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские
договоры об ограничении стратегических
наступательных вооружений, которые, однако,
не подкреплялись адекватными мерами
доверия и контроля. Процесс разрядки
был перечеркнут введением советских
войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными
акциями СССР.
В отношениях с социалистическими
странами Брежнев стал инициатором доктрины
«ограниченного суверенитета», предусматривающей
акции устрашения вплоть до военного вторжения
в те страны, которые пытались проводить
независимую от СССР внутреннюю и внешнюю
политику. В 1968 Брежнев дал согласие на
оккупацию Чехословакии войсками стран
Варшавского договора. В 1980 готовилась
военная интервенция в Польшу.
Заключение.
На историю
возложена такая важная задача,
как изучение прошлого во всех
его проявлениях, закономерностях
и эволюционных видоизменениях.
Характерно, что в жизни каждого
человека особенное место занимает
история именно его родного
края, его родной страны, другими
словами история его Отечества.
В силу стремительных процессов
изменений в системе социально-политических
и экономических отношений России,
гражданам нашей страны следует
посвятить изучению истории родного
государства, как и корпоративному
изучению языка родной страны, особое внимание.
Ведь незнание своей истории приводит
к неспособности человека уверенно ориентироваться
в настоящем, окружающем его, мире и адекватно
оценивать реальность во всех ее проявлениях.
Сегодня школьники,
студенты и взрослые состоявшиеся люди
имеют одинаковые и равноценные возможности
в получении хорошего образования. Мы
можем обучаться музыке и рисованию, посещать
курсы программирования, получать несколько
высших образований, отправляться в летние
английские лагеря, развиваясь в творческом и
научном планах. Так что, изучение истории,
также, вполне достижимо и осуществимо
при наличии желания этого. А поскольку
ценить и любить свое Отечество значит,
ко всему прочему, и владеть его историей,
то не стоит упускать возможность обучения
этого предмета.
А ведь история
Российского государства насчитывает
многие века и обладает множеством уникальных,
присущих только ей свойств и характеристик.
Известно, что в мировых мерках, Россия
занимает особое место, так как располагается
территориально и в Европе, и в Азии. Это
обстоятельство существенно повлияло
на формирование отличительных характеристик
страны. Изучить историю России значит
изучить особенности ее зарождения, функционирования
и развития на разных этапах эволюции.
Однозначно, указанное не может не заинтересовать
ни одного человека. Так что, хочется пожелать
всем гражданам России приниматься за
активное изучение своей истории.
Список использованной литературы:
Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. Россия с древнейших времен до начала 21 века. М.: Дрофа, 2005.
Прошин Г.Г., Как была крещена Русь. М.: 1998.
Валишевский К.Ф., Сын великой Екатерины: император Павел I. М., 1990.
Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История отечества 20 век. М.: Дрофа 1992.
Сайт http://ru.wikipedia.org.
Л. А. Молчанов, Брежнев Леонид Ильич - биография
политика.
Монастыри и монашество на Руси
(X-XII вв.)”. Иеромонах Никон, “Вопросы
истории”, № 12, 1991 год, Москва.
“От Крещения Руси до
нашествия Батыя”. Протоиерей В.Цыпин, “Вопросы истории”, № 4-5, 1991 год, Москва.
“Хрестоматия по истории государства
и права России”, Ю.П. Титов, 1997 г.Москва.
“Учебник Русской истории”.
Профессор С.Ф.Платонов, 1913 год, Санкт-Петербург.