Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:02, реферат
"История христианства и, в частности, крещение Руси - темы неизменно актуальные". Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и историков различных времен, поскольку религия в древних обществах неразрывно связано с культурой и необходима, по мнению известного советского историка А.Г. Кузьмина, "тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт". А последнее, подчеркивает он, случается не так уж редко.
Введение
Концепция "крещения Руси": от Средневековья до наших дней.
Факты и легенды о проникновении христианства на Русь
"Христианы и Русь" до "крещения"
Немного из истории восточного славянства
Выводы о значении и последствиях "крещения Руси"
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
«Крещение Руси» в оценках историков
Доцент кафедры истории
и
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
"История христианства и, в частности, крещение Руси - темы неизменно актуальные". Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и историков различных времен, поскольку религия в древних обществах неразрывно связано с культурой и необходима, по мнению известного советского историка А.Г. Кузьмина, "тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт". А последнее, подчеркивает он, случается не так уж редко.
"Обстоятельства, при которых произошло "крещение Руси" князем Владимиром, были и остаются во многом загадочными. Источников, содержащих необходимую информацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, единичные свидетельства иностранных авторов - вот, собственно, и все, чем располагает современный исследователь. И, тем не менее, научный поиск продолжается.
В истории часто бывает так, что о событиях, вроде бы всем известных, в действительности известно очень мало. По мнению историка А.Г. Кузьмина, это происходит потому, что для потомков они значат больше, чем для современников, или же потомки их иначе воспринимают. "Подправляя сведения о деяниях прошлого, они подтягивают их под собственные представления и желания. Борьба за наследство редко обходится без искажения истины, даже если искажение и не осознается"(1). Именно так получилось с актом "крещения Руси" Владимиром. Прошло сто с небольшим лет со времени крещения, а русские люди уже имели довольно смутное представление об этом событии. Это означает, что "крещение Руси" не запечатлелось глубоко в памяти народной, являясь в сознании современников малозаметным происшествием. "Однако впоследствии интерес у древних книжников к учреждению христианства на Руси возрастал, что было результатом утверждения христианской религии как господствующей идеологии".
"Стремление средневековых
писателей знать о крещении
больше того, что давали их
предшественники, породило
(1).Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. – 28 стр.
Венцом всех этих изобретений стала теория пятикратного крещения Руси, проводившая лестную для русского православия мысль о
крещении народа кровью пяти ран христовых.
Официальным историкам
церкви и богословам такая
теория настолько импонировала,
что они воспроизводили ее
даже в XIX в., хотя русский историк
В.Н. Татищев еще в XVIII в. в
своем труде "История
В дореволюционной историографии принятие Русью христианства всячески превозносилось и восхвалялось. Оно преподносилось как великое деяние князя Владимира, приобщившего к истинной вере прозябавший в языческом невежестве народ, введшего его в семью христианских народов и открывшего ему путь к "спасению", к новой высокой культуре, просвещению. Сформулированная в конце XVIII- начале XIX в. русским писателем и историком Н.М. Карамзиным идея о решительном превосходстве "Закона Христианского" над языческими верованиями разделялась многими историками и начала XX в.
Однако некоторые из дореволюционных
исследователей сумели преодолеть наивную
традицию, сводившую проблему введения
христианства на Руси к духовным запросам
руководителей древнерусского общества.
В трудах этих исследователей можно
проследить попытки связать принятие
христианства с общественными потребностями"
Но, несмотря на указанные
попытки, в дворянско-буржуазной историографии,
стоявшей на идеалистических позициях,
проблема обусловленности принятия
христианства социально-экономическими
и социально-политическими
Вполне понятна негативная
реакция первых советских историков
на такого рода оценки". М.Н. Покровский
в 1920 году подчеркивал, что христианская
церковь обязана своим
Однако в дальнейшем эти представления были преодолены, в конце 30-х гг. исследователи сформулировали положения, которые сыграли определяющую роль в дальнейшей разработке вопроса о"крещении Руси". А именно: "введение христианства - прогрессивное явление; крещение имело массовый характер; вместе с христианством на Руси появилась письменность; христианство приобщило восточных славян к достижениям византийской культуры, содействовало их сближению с народами более высокой культуры, сближению с народами Западной Европы". "Яркой иллюстрацией этих положений служит статья ученика выдающегося ученого середины ХIX- начала XX в. В.О. Ключевского советского историка С.В. Бахрушина (1937)… Коренная причина принятия Русью христианства открылась исследователю в социальных и культурных условиях, имевших место в древнерусском обществе Х в., когда возникал слой феодальной знати, которая "торопилась освятить свои притязания на господствующее положение". Христианство играло роль "энергичного поборника" передового (по сравнению с первобытнообщинным строем) феодального способа производства, оно ускоряло процесс феодализации Руси, боролось с остатками родового строя, стремилось ликвидировать элементы рабского труда. Древнерусская церковь стала активным проводником феодальных порядков на Руси. Вот почему "переход в христианство имел, объективно говоря, очень большое и, несомненно, прогрессивное для данного отрезка времени значение". Влияние нововведенного христианства на древнерусское общество было всеобъемлющим, простираясь на экономику, социально-экономические и политические отношения, культуру и просвещение".
"Прошло пятьдесят лет
с момента публикации статьи
С.В. Бахрушина, но до сих
пор выводы, заключенные в ней,
так или иначе, варьируются
нашими историками. Правда, кое-что
все же было отвергнуто: с помощью
археологии доказан высокий
С точки зрения потребностей
феодализации рассматривал крещение Руси
глава советских историков
К сожалению, представление
о принятии Русью христианства как
чрезвычайно важном средстве преодоления
национальной отсталости по сравнению
с цивилизованными
"Советский историк
0.М. Рапов отмечает, что "данное
событие оказало огромное
Главный, хотели бы мы того или
нет, итог изучения нашими историками
введения христианства на Руси это "прогрессивная
роль христианства, благоприятствовавшего
росту феодализма в древнерусском
обществе, подъему культуры, укрепившего
международное положение
Подобное "понимание" историчес
"Сложилась парадоксальная
ситуация, по мнению историка
И.Я. Фроянова, ученые, сами дают
в руки идеологов православия,
всячески восхваляющих
Нетрадиционный взгляд
на причины утверждения