Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:02, реферат
"История христианства и, в частности, крещение Руси - темы неизменно актуальные". Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и историков различных времен, поскольку религия в древних обществах неразрывно связано с культурой и необходима, по мнению известного советского историка А.Г. Кузьмина, "тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт". А последнее, подчеркивает он, случается не так уж редко.
Введение
Концепция "крещения Руси": от Средневековья до наших дней.
Факты и легенды о проникновении христианства на Русь
"Христианы и Русь" до "крещения"
Немного из истории восточного славянства
Выводы о значении и последствиях "крещения Руси"
Заключение
Список литературы
Факты и легенды о проникновении христианства на Русь.
Значение "крещения Руси" нельзя понять, отвлекаясь от предшествующего ему распространения христианства среди восточных славян. Авторы богословского направления стремятся удревнить историю христианства на Руси и тем самым поднять авторитет церкви. Православные идеологи не останавливались даже перед выдумыванием всевозможных небылиц. Венцом подобных сочинительств была изобретенная еще в средневековье теория пятикратного крещения Руси, проводившая лестную для отечественного православия мысль, будто Христос крестил Русь кровью пяти своих ран. Согласно этой Фантастической теории, славяне приняли крещение:
По одной из летописных легенд, первым о крещении русских земель еще в I в. н.э. возвестил один из 12 библейских новозаветных апостолов - Андрей… Православные богословы до сих пор историю христианства на Руси начинают с этого явно баснословного сюжета, хотя учеными, начиная с Татищева и Карамзина, проповедническая деятельность одного из апостолов среди днепровских славян в начале новой эры неоднократно отрицалась и подвергалась сомнению.
Е.Е. Голубинский, четко уловивший идеологическую направленность этого сказания, квалифицировал его как "вовсе неудачный вымысел…" И, тем не менее, заключает И.Я. Фроянов, поныне раздаются голоса со страниц богословских изданий и с церковных амвонов поющие славу Андрею Первозванному - проповеднику слова христова в России. К сожалению, известный повод для таких заявлений дают, как-то ни странно, исследования маститых советских ученых. Академик Д.С. Лихачев, к примеру, замечает: "Рассказ о посещении русской земли апостолом Андреем, хотя и не соответствует действительности, не может, однако, считаться выдумкой русского летописца". Д.С. Лихачев всем ходом своих суждений склоняет к мысли об исторической основе рассказа. Другой крупный исследователь, академик Б.Д. Греков также оправдывает внесение в летопись предания об апостоле Андрее. А вот мнение доктора философских наук профессора Н.С. Гордиенко. Он, опираясь на данные, взятые им у академика В.Г. Василевского, признавал лишь возможность "проповеди христианства" на территории нашей страны в первые века новой эры и ознакомления с этой религией какой-то части древних славян. Но он не усматривал никакой преемственности между этой "проповедью" и "крещением Руси". Н.С. Гордиенко говорит: "Однако никаких следов влияния "проповеди христианства" на религиозные верования древних славян, на язычество Древней Руси ни один исследователь отечественной истории не обнаружил(2). Не упоминают о них и современные церковные авторы. 3начит, если такая проповедь и была (разумеется, не в I веке н.э., когда христианство еще не сформировалось, а значительно позднее, когда оно уже стало государственной религией Римской империи), то она оказалась бесплодной, прошла бесследно, и нет оснований связывать ее с "крещением Руси", начавшемся в конце Х века". Не принимая во внимание другие несуразности церковной легенды,
(2).ГордиенкоН.С.Крещение Русси:факты против легенд и мифов.Полемические заметки .1986.-140 стр.
И.Я. Фроянов замечает,
что пребывание славянского
Б.Д. Греков высказал мнение
о проникновении христианской религии
в славянское общество в V столетии
на основании свидетельства
Для Б.Д. Грекова было вообще характерно стремление удревнить историю христианства на Руси, что диктовалось, как подчеркивает И.Я. Фроянов, его представлениями о раннем формировании классового общества у восточных славян.
Однако и в связи с более поздними сообщениями о начале распространения христианства в землях восточных славян в науке существует еще много нерешенных проблем. Сохранившиеся источники рисуют крайне неясную и несогласованную с последующими событиями картину проникновения христовой веры в восточнославянское общество.
Доктор философских наук А.Д. Сухов констатирует тот факт, что есть сведения о появлении христианства в среде восточных славян уже в конце VIII- начале IX в., но в дальнейшем изложении он никак это не комментирует. О.М. Рапов по этому поводу замечает, что уже в первой половине IX в. христианство появляется в восточнославянских землях. Арабский географ Ибн-Хордадбех, написавший около 846 г. обширный труд "Книга путей и стран", отметил в нем существование русов-христиан, торговавших с Византией и странами Арабского Востока. Однако Н.С. Гордиенко ставит под сомнение свидетельства иностранных и отечественных историков о крещении части русов в IX в. и предлагает считать "начальной фазой" обращения жителей Руси в христианство крещение киевлян князем Владимиром Святославичем.
Другие историки (С.М. Соловьев,
В.А. Пархоменко, А.Н. Сахаров) также
связывают появление
Более основательными, по мнению
И.Я. Фроянова, выглядят попытки исследователей
отнести начальную историю
Не находит подтверждения
сообщение Фотия и в
Этот источник доставил немало хлопот историкам, заставив их ломать голову в поисках объяснений, которые могли бы примирить его рассказ с известиями Фотия. Мнения, разумеется, высказывались разные. Одни авторы считали, что автор допустил естественную в таком случае неточность, перепутав имена патриархов; другие утверждали, будто противоречие между сообщениями Фотия и Константина кажущееся, ибо Игнатий, заняв патриарший престол, заменил ставленников Фотия, среди которых был и русский епископ, своими людьми; наконец, третьи склонялись к мысли о двух крещениях: Руси азовско-черноморской при Фотии и Киевской при Игнатии.
"Сообщение патриарха
Фотия также не может быть
безоговорочно принято. Фотий,
по словам известного
Итак, И.Я. Фроянов делает вывод: "В целом же на протяжении IX в. Русь, как и прежде, сохраняла верность язычеству. Она еще не созрела для принятия христианства, язычество удовлетворяло еще и племенную верхушку в лице князей и народные массы".
Чтобы яснее понять историческое значение и причины "крещения Руси", необходимо познакомиться с тем, когда и при каких обстоятельствах появились первые христиане в восточнославянском обществе.
Сообщений о дальнейшей деятельности византийских церковников на Руси нет. И.Я. Фроянов предполагает, что она могла "заглохнуть в результате захвата в 882 г. Киева новгородским князем Олегом - варягом по происхождению, язычником по вероисповеданию". Советский ученый А.Г. предполагает, что в период правления Олега (882-912 гг.) христианская община в Киеве либо отсутствовала, либо (что более вероятно) была лишена возможности открыто проповедовать свою религию. По мнению И.Я. Фроянова, более правильным является первое предположение.
Основанием для вывода, который делают некоторые историки, о том, что христианство, появившееся на Руси в IX в., было полностью подавлено языческой реакцией после захвата Киева князем Олегом, служат договоры Олега с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. В них русы-христиане вовсе не упоминаются. Однако договоры, заключенные при Олеге, открыли, как отмечает И.Я. Фроянов, зеленую улицу христианству на Руси. Принимая русских послов в 911 г., византийцы старались приобщить язычников к своей вере. Он говорит: "И только после договора 911 года, укрепившего непосредственные связи Руси с Византией и поставившего ее в выгодные условия торговли на византийских рынках, начали мало-помалу появляться среди русских первые приверженцы христианской веры. О русах-христианах этого времени говорят арабские источники. Но самые выразительные данные дошли до нас в договоре Руси с Византией 944 года, где среди послов, приносивших клятву в Царьграде, фигурируют, и язычники, и христиане".
Проникновению христианства способствовали наряду с посольскими торговые контакты, а также связи в военной области. Визиты в Царьград становились по договору 911 г. обычный явлением, как и присутствие греков в русских землях. Пропаганда христианства велась теперь не только среди посольских людей. Возможности русских купцов неизмеримо расширялись благодаря праву беспошлинной торговли. Наряду с представителями мирных дел в Византии искали удачи также русские наемники. Все это, делает вывод И.Я. Фроянов, служило каналами для усиливающегося проникновения христианства на Русь. "В 40-х годах видны уже первые плоды тесных отношений между "Христианы и Русью" - между Византией и Киевом".