Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:02, реферат
"История христианства и, в частности, крещение Руси - темы неизменно актуальные". Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и историков различных времен, поскольку религия в древних обществах неразрывно связано с культурой и необходима, по мнению известного советского историка А.Г. Кузьмина, "тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт". А последнее, подчеркивает он, случается не так уж редко.
Введение
Концепция "крещения Руси": от Средневековья до наших дней.
Факты и легенды о проникновении христианства на Русь
"Христианы и Русь" до "крещения"
Немного из истории восточного славянства
Выводы о значении и последствиях "крещения Руси"
Заключение
Список литературы
"Новая вера
затронула, прежде всего, торговый люд
- "гостей", посещавших Царьград".
И это понятно, ибо принадлежность к христианству
обеспечивала им по сравнению с язычниками
лучшие условия. Во всяком случае, находившийся
в Царьграде христианин-"русин" пользовался
поддержкой церковных властей и мог торговать
спокойнее. Следовательно, именно ради
личных торговых выгод русские купцы становились
христианами. Вместе с купечеством христианство
принимали и русские дружинники. Прежде
всего, это были воины, служившие византийской
империи. Но, тем не менее, значительная
часть христиан на Руси X в. состояла из
иностранцев, о чем, как мы видели, прямо
говорилось в "ПВЛ". Анализируя
данные о проникновении христианства
на Русь, необходимо различать объективные
и субъективные причины.
Объективная причина: в результате исторического
развития в древнерусском обществе образовалась
военно-торговая верхушка, без которой
христианство вряд ли могло привиться. Субъективная
причина: "…во внутренних
побуждениях принимавших крещение. У этих
лиц никаких других причин, кроме тех,
что были связаны с русско-византийской
торговлей и военной службой русских воинов
в империи, не было. Нет исторических данных,
которые указывали бы на существование
в восточнославянском обществе X в. привилегированного
сословия, воспринимавшего христианство
как идеологическую санкцию господства
и подчинения, как инструмент утверждения
эксплуатации непосредственных производителей
классов феодалов".
"Хотя крещение
Ольги было определенным
Но другой вывод делает Н.С. Гордиенко: "Введение христианства в качестве государственной религии Киевской Руси отвечало классовым интересам социальных верхов древнерусского общества и поэтому было поддержано ими".
Следовательно, вплоть до последних
десятилетий X в. христианство не смогло
основательно привиться в русском
обществе. При описанной выше обстановке
обращение Владимира к
Список литературы
1.Бахрушин С.В. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей,1950.-1180с.
2.Греков Б.Д. Киевская Русь.1953-569с.
3.ГордиенкоН.С.Крещение Русси:факты против легенд и мифов.Полемические заметки .1986.-288с.
4. Карамзин Н.М. Предания веков, 1988.-478 с.
5.Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. - 448 с.
6. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Том 1. Издание четвертое.М.: Госиздат, 1922-189с.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории.Том1, - М., 1993.-1146с.
8.Пашуто В.Г Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982.- 255с.
9.Рапов О.М. . Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: "Русская панорама", 1998. — 416с.
10.Татищев В.Н. История Российская.1962.-500 с.
11.Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии.- Ленинградского университета.1990.-328с.