Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:22, реферат

Краткое описание

Смерть Сталина, последовавшая 5 марта 1953 г., ускорила кризис авторитаризма и режима личной власти, недовольство которым уже росло в самой партии и прежде всего в ее верхнем эшелоне. Жесткая карательно-репрессивная система власти и управления, созданная Сталиным, уже не могла отвечать новым условиям развития общества, назревшей необходимости демократизации государственных и общественных структур, преодоления изоляции страны от внешнего мира, ее интеграции в мировую систему. Поэтому проводимые сразу после смерти Сталина первые реформы были связаны прежде всего с процессом десталинизации, преодолением последствий культа личности, изменением приоритетов во внутренней и внешней политике государства. Усиленно подчеркивалась необходимость восстановления принципов коллективного руководства.
Обстоятельства сложились так, что во главе эт

Вложенные файлы: 1 файл

игу реферат 9 сем.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

     В Конституции были закреплены новые  формы «непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Вводился ряд новых гражданских прав, в том числе право на обжалование действия должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство личности. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, свободу творчества. Ряд положений Конституции был посвящен расширению прав общественных организаций (в частности, права на законодательную инициативу, выдвижения кандидатов в депутаты и др.). В то же время в новой Конституции, больше чем во всех предыдущих, подчеркивалась ведущая роль Коммунистической партии в советском обществе.

     Государственное устройство СССР по новой Конституции  осталось без каких-либо изменений. Существенным образом расширялись права Верховного Совета СССР, который наделялся правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. В 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции, который в апреле 1979 г. был дополнен новым Законом «О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов СССР». В 70-е гг. значительно возросла роль Президиума Верховного Совета СССР. С 1977 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев стал одновременно Председателем Президиума Верховного Совета, сменив находившегося на этой должности с 1965 г. Н. В. Подгорного. Пост Председателя Совмина СССР продолжал занимать А. Н. Косыгин, пост председателя КГБ с 1967 по 1982 г. занимал Ю. В. Андропов.

     В конце 70-х — начале 80-х гг., несмотря на громкие заявление правительства и новые лозунги («Пятилетке эффективности и качества — ударный труд», «Экономика должна быть экономной»), ставшие вскоре предметом насмешек, экономика продолжала топтаться на месте. Ухудшалось международное положение страны.

     Не  удалось изменить ситуацию и пришедшему на смену Брежневу после его смерти в конце 1982 г. бывшему шефу КГБ  Ю. В. Андропову, который пытался  найти выход в сочетании жесткой борьбы против коррумпированности бюрократического аппарата и наведения порядка в трудовых коллективах с рядом мер экономического характера, предполагавших некоторое ослабление централизованного управления и распределения.

     В конце 70-х — начале 80-х гг. усилилась  консервация политических и государственных структур. Это сделало очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения был утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства. В этой ситуации становилась неизбежной  смена отжившего  свой век хозяйственного механизма, самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. Таким образом, налицо был идейно-политический кризис советского коммунизма. О кризисном состоянии общества свидетельствовало зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути своей представлявшего начало формирования элементов «антисистемы» в рамках существующей политической системы.

     3. Местные органы государственной власти и управления.

     Функционирование  системы государственной власти и управления в послевоенные годы происходило под влиянием двух противоположных тенденций, противоборство между которыми было, по мнению современных ученых, лейтмотивом общественного и государственного развития в этот период новейшей советской истории. С одной стороны, победоносное завершение войны способствовало усилению «демократического импульса», породило надежды в широких слоях населения на возможность демократической альтернативы. С другой стороны, именно после войны советский режим окончательно эволюционирует в режим единоличной власти Сталина, приобретая тоталитарный характер.

     Война, сопровождавшаяся, как уже говорилось, ослаблением политического и идеологического контроля над различными сферами жизни, заставила частично отказаться от волюнтаристских методов в хозяйственной сфере, что проявилось в возрастании роли различных форм свободного рынка, известной реабилитации мелкотоварного производства. Наряду с некоторой децентрализацией управления и смягчением мер экономического принуждения «демократический импульс» войны проявился также в сфере общественного сознания.

     В начале 1946 г. Сталин публично заявил о  продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Свое теоретическое обоснование установка на возвращение к принудительным и волевым методам в управлении страной получила в последней работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», вышедшей в 1952 г.

     Послевоенные  годы отмечены рядом изменений в  структуре государственной власти и управления. Изменения касались в основном положения и структуры органов исполнительной власти. После войны Сталин вернулся к высказанным им в конце 30-х гг. теоретическим положениям, призванным реабилитировать идею сильного государства вопреки марксистскому тезису о его отмирании. Реабилитация институтов, воплощающих традиционное государство, происходила даже на уровне символов, новых наименований. В марте 1946 г. на основании внесенных в Конституцию СССР изменений и дополнений Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик — в советы министров союзных и автономных республик.

     После окончания войны было отменено чрезвычайное положение и упразднены чрезвычайные органы управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования и др. В 1946-1948 гг. прошли выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, позволившие обновить депутатский корпус, практически не менявшийся в годы войны.

     В послевоенный период Сталин с новой  энергией продолжил активно проводившуюся  им в довоенный период политику «перетряхивания кадров», направленную на сохранение своего монопольного положения на политическом Олимпе.

     На  фоне этих негативных тенденций в  жизни СССР происходило дальнейшее усиление личной власти Сталина, который постепенно перестает считаться не только с мнением своего ближайшего окружения, но и с самой партией. С 1939 г. не было созвано ни одного партийного съезда. За все послевоенные годы состоялось только два пленума ЦК партии. Даже Политбюро собиралось не в полном составе, его заседания ограничивались узким кругом наиболее приближенных к Сталину лиц. Рядом с этим усиливается роль личного Секретариата Сталина и специального сектора Секретариата, возглавляемого генералом Поскребышевым. Происходит монополизация Сталиным ленинизма и скрытая замена ленинизма сталинизмом, нашедшая свое воплощение в известной формуле: «Сталин — это Ленин сегодня».

     В таких условиях 5 октября 1952 г. после 13-летнего перерыва был созван XIX съезд ВКП(б). Съезд принял решение о переименовании партии в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), узаконив тем самым завершение большевистского периода в истории Советского государства. Сам Сталин ограничился только заключительным словом на съезде. Отчетные доклады ЦК по его поручению были сделаны Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым (по сельскому хозяйству), что в известном смысле отражало сложившуюся расстановку сил на вершине политической пирамиды. По инициативе Сталина Политбюро было преобразовано в Президиум ЦК, имевший значительно более широкий состав (25 членов и 11 кандидатов). Одновременно был удвоен состав Секретариата ЦК (с 5 до 10 членов) и ЦК партии (его численность достигла 232 человек). По мнению Н. С. Хрущева, высказанному им на XX съезде партии, такое расширение состава высших партийных органов потребовалось Сталину для того, чтобы ослабить позиции старой «сталинской гвардии» в лице Молотова, Маленкова, Микояна, Кагановича и др. (по некоторым версиям, планировалось их физическое устранение), окружив их «новичками», менее опытными и легче управляемыми.

4.Режим «перестройки» второй половины 80-х гг.:причины неудачи модернизации советской системы управления

     Как было сказано выше, к середине 80-х  гг. советская система управления оказалась в состоянии острейшего системного кризиса. Одной из основных причин кризиса было окончательное превращение партийно-государственной номенклатуры в замкнутый привилегированный слой общества, принадлежность к которому стала чуть ли не наследственной. Советская номенклатура вследствие своего правящего положения окончательно обуржуазилась, она уже не воспринимала прежние требования аскетической коммунистической морали. В среде правящей элиты господствующее положение приобрела двойная мораль.

     Откровенной демагогией, обманом и самообманом  выглядели провозглашаемые с  высоких трибун призывы к развитию «советской демократии». В условиях однопартийной системы выборы в органы власти носили чисто формальный характер, являлись безальтернативными и в конечном счете служили только прикрытием для сохранения номенклатурного принципа подбора и расстановки кадров.

     9 февраля 1984 г. умер Ю. В. Андропов, руководивший страной неполных 15 месяцев. Несмотря на то что  меры, предпринимавшиеся Андроповым по наведению порядка в стране, с большим воодушевлением были встречены большинством народа, уставшего от чиновничьего произвола и ожидавшего перемен, в целом ситуация не менялась к лучшему. После смерти Андропова главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К. У. Черненко, с назначением которого стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах. Однако, как показали дальнейшие события, старый и больной руководитель партии и государства не годился для этой роли. Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание необходимости радикальной перестройки управления государством и обществом.

     В марте 1985 г. Черненко умер. На состоявшемся 11 марта Пленуме ЦК КПСС новым  Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партийной пирамиды и занимавший к этому времени положение второго человека в партии. Его непродолжительное по историческим меркам руководство страной (менее семи лет) не только отличалось невероятным по своему драматизму развитием событий, но и знаменовало собой последний, завершающий этап советской государственности.

     Начавшись весьма скромно с критики накопившихся в обществе негативных явлений, тщательно скрывавшихся прежним партийным руководством, расширения гласности и освобождения исторической памяти от идеологических наслоений прежних лет, «революция» Горбачева, призванная реформировать систему сверху, вопреки намерениям ее инициатора привела к ее разрушению. История повторялась. Так же как в середине XIX в., реформы вышли из-под контроля реформаторов. «Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Возобновившаяся по инициативе нового руководства под флагом восстановления ленинских положений о социализме критика сталинизма переросла в критику порожденной им командно-административной системы и социализма в целом. Обнаружились и усиливались кризисы модернизации страны «вдогонку», через которые уже не раз проходила Россия: кризис легитимности, кризис идентичности, кризис участия и др. Развернувшиеся в стране дискуссии по различным вопросам обновления общества вели к политизации и идеологической поляризации все более широких слоев населения. Обострились межнациональные противоречия, увеличилось число межэтнических конфликтов, основу которых по большей части составляла борьба за власть, сопровождавшаяся непомерными амбициями региональных элит и нагнетанием национальных страстей.

     Взяв  курс на проведение реформ, новое партийное  руководство не выходило в своих преобразовательских планах за рамки официальной доктрины. Реформы были начаты под лозунгом выправления «отдельных деформаций» социализма, критического переосмысления «застывшего образа социалистических производственных отношений» и возвращения к ленинским принципам строительства социалистического общества. Их основной целью, по замыслу реформаторов, должна была стать демократизация социализма, обеспечение гармоничного соединения социалистических и демократических ценностей и достижение на этой основе качественно нового состояния советской политической системы. Были названы причины застойных явлений, обнаружившихся в предшествующий период, и определены направления преобразований. В качестве основной причины кризисных явлений называлась неспособность прежнего руководства страны и партии, прежде всего в силу субъективных причин, своевременно и в полной мере оценить необходимость перемен. Благодушие и самоуспокоенность, равно как и отсутствие гласности, критики и самокритики не способствовали осознанию опасности нарастания кризисных явлений в обществе. В связи с этим формировалась идеология реформ Горбачева, в основу которых были положены три основных лозунга: «гласность», «ускорение», «перестройка».

     В качестве первоочередной меры ставилась  задача ускорения социально-экономического развития страны. Для решения этой задачи необходимо было: а) сломать механизм торможения; б) создать надежный механизм ускорения. Главный замысел — соединить НТР с плановой экономикой и привести в действие весь потенциал социализма.

     Главным тормозом обновления были объявлены  консервативные кадры, противящиеся переменам. Поэтому новое руководство начало свою политику перестройки со смены кадров. В 1985—1986 гг. произошло обновление всех руководящих партийных структур как на центральном, так и на местном уровне. Вопросы кадровой политики партии стали предметом специального обсуждения на состоявшемся в январе 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, признавшем необходимым обновление партийно-государственных кадров в целях ускорения реформ.

     Однако  уже первые шаги по реформированию общества на основе провозглашенного курса на ускорение показали, что на одном энтузиазме, расширении гласности и замене старых кадров вывести страну из кризиса невозможно. Необходима была более серьезная и более конкретная программа преобразований. В этих условиях в 1987 г. руководством страны с участием видных экономистов (Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, Т. И. Заславской, П. Г. Бунича и др.) была подготовлена первая за годы перестройки программа экономической реформы и начата ее реализация.

Информация о работе Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг