Крито-минойская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы.

Вложенные файлы: 1 файл

Крито.docx

— 60.09 Кб (Скачать файл)

 

Недаром классический Аполлон  Волкоубийца сам некогда был  волком-оборотнем, пожирателем детей. Глубинная мудрость земли воплощалась  в змее. А богиня Гера, супруга  Зевса, принимала в Сикионе поклонение в виде священной коровы. Гомеровский  эпос именует эту прекрасную богиню волоокой, напоминая нам о временах зооморфного фетишизма. Показателен Гомеровский 7 гимн к богу Дионису, воспевающий, силу и многоликость этого божества неиссякаемых природных сил, благодетеля человека ( виноградная лоза - его дар ) и страдальца, живительный виноградный сок -Дионисова кровь, впитавшаяся в землю. Захваченный морскими разбойниками, Дионис испробовал на них чудеса своей божественной мощи. Он явился им красавцем с иссиня - черными кудрями, в пурпурном плаще, полный внутреннего спокойствия. Когда разбойники схватили его и связали, он мгновенно разорвал путы, а на корабле начались твориться чудеса.

По палубе зажурчало благовонное  вино, по мачте карабкался плющ. Сам  же пленник неожиданно превратился  в рычащего льва, затем в яростную медведицу, растерзал предводителя пиратов, превратил бросившихся  в море похитителей в дельфинов  и только тогда открыл кормчему свое божественное имя. Весь этот гимн полон  архаических рудиментов — фитоморфных  и зооморфных, указывающих на древнее  прошлое божества стихийных сил  природы. При постепенном укреплении родовой общины, когда на смену  присвоения готового продукта приходит производящая этот продукт деятельность, человек уже не просто инстинктивно пользуется предметами, необходимыми для жизни, но всматривается в  них, осмысляет, учится рациональному  их употреблению, сам их создает, демонстрируя простейшие способности. Производя  даже самые примитивные орудия труда, человек невольно останавливался на их цели, строении, назначении. Для Греческого стихийно-материалистического мифомышления характерно, что Небо - Уран не является извечным, но само порождено Землей - Геей. Независимо от Неба Земля производит на свет из своих недр горы и обитающих в них нимф, а затем и шумное море, Понт. Примечательно, что

Понт в духе архаической  магии является и морским простором  и живым существом, дающим начало новому потомству. Итак, оказывается, что  мир, или по-гречески космос, получает свой привычный вид благодаря  жизненной силе земли. Наряду с землей среди первых четырех вселенских потенций нашел себе место Эрос, сила которого покоряет живую душу и лишает ее разума.

 

Именно благодаря Эросу  Небо-Уран и Земля — Гея, вступив  в брачный союз, рождают ужасных  видом детей шесть сыновей  и шесть дочерей, которые получают имя титанов. Дети Земли и Неба наделены неиссякаемой силой жизни  — они бессмертны. Кроме Земли  особенно было богато потомством Море-Понт. Обе эти могучие стихии вступили супружеский союз, плодом которого оказались Форкий и Кето, в свою очередь сочетавшиеся в браке. Дочерьми Форкия и Кето, живущими на краю света, были Грайи, родившиеся седыми старухами. Но главное, их дети — Сфено (мощная), Евриала (многоречивая ) и Медуза (владычица ) - сестры Горгоны. Все три Горгоны  ужасны видом. Их волосы — змеи, вместо зубов -кабаньи клыки, мощные руки -из блестящей меди, за плечами —  золотые крылья, взгляд глаз завораживает все живое, превращая в камень. Сестры -Горгоны имеют разную судьбу, пройдя не неодинаковый по времени  путь мифологического развития. Первые две сестры уже бессмертны, Медуза же еще смертна, что и приведет ее в дальнейшем к гибели. На одном  этом примере видно, с каким трудом завоевывалось в архаическом  мире бессмертное начало. Первоначальная неустойчивость бессмертия чудовищных существ хорошо видна на образе Ехидны. Эта Ехидна не просто зооморфна, но и миксантропична, соединяя в себе тело пестро разрисованной чудовищной змеи и лик прекрасной быстроглазой девы. Ехидна — хороший пример губительной  силы красоты в архаической мифологии. Дева и змея, красота и смерть неразлучны в этом образе. Отсюда -два  варианта мифа о судьбе Ехидны. По одному ее ожидает гибель, по другому она  остается бессмертной, вечно обитая в дали от людей и от богов как  напоминание о тайных и ждущих своего часа силах земли. Мир архаической  мифологии дышит ужасом и нагоняет страх. Дети Ночи - Керы веселятся среди битв, обагряясь кровью и нанося смертельные удары воинам. Собакоголовые и тоже окровавленные Эринии -Алекто, Тисифона, Мегера -выходят из царства смерти, чтобы возбудить месть, безумие и злобу. Крылатые чудовищные птицы с девичьими лицами — Гарпии налетают вихрем и уносят бесследно исчезающих людей. Кровавая Ламия бессонно бродит по ночам, похищая и пожирая детей. Но и в этом несчастном мире, готовом погибнуть в змеиных объятиях, среди ночи, где бродят спутники демона войны — Страх и Бледность, все таки ждут своего часа и таятся благодетельные силы.

Лесной Пан не только наводит  ужас, но и охраняет стада, играя  на свирели. Загадочная в своем уединении  Мать зверей, их кормилица, обитает  в горных пещерах. Человеческое естество проскальзывает среди звериной сущности архаики, скорее всего, начало женское и чаще всего в змеином обличии или в виде кровожадного хищника. Первые люди как бы вырастают из природы, они не то фитоморфны, не то зооморфны, наподобие растений и животных, сопряженных с человеческими членами. И происходят они иной раз прямо из земли. Известен миф о том, как из попавших в землю зубов погибшего дракона, появились на свет в полном вооружении люди, немедленно истребившие друг друга, так что осталось их всего пять. Их так и прозвали — спарты, то есть « постоянные». Они и дали начало лучшим фиванским семьям. У знаменитого трагика Эсхила в его « Прометее прикованном» рассказывается история жалкого существования первых людей, живших в темных пещерах, не знавших огня, бессмысленно влачивших подобие жизни.

Судя по древнейшим мифам, первые люди были столь же дикими, как  сама природа, и наделены звериной силой. Некоторым воспоминанием о них  являются мифы о кентаврах, обитателях гор и лесов. Они вечно воюют  со своими соседями – лапифами, похищая  для себя жен из этого племени. А жизнь все более и более  усложнялась. Постепенно уходила в  прошлое материнская община, уступая  место новым родовым отношениям. История мифа оказывается, таким  образом интереснейшей историей родового общества, и недаром его  истокам, а именно материнской общине и ее пережиткам в мифологическом развитии, бала посвящена знаменитая книга Баховена, под названием  « Материнское право».

О былом величии и главенстве женского начала говорят, например, такие  образы как Гера, Афина и Лето. Гера супруга Зевса находится  в постоянной оппозиции к своему могущественному супругу. Она вдохновляет  и подбивает на сопротивление  Зевсу его брата Посейдона, способствует успешным военным действиям ахейцев, усыпляя с помощью бога Сна  своего мужа. Афина Паллада –  богиня – воительница. Именно она  вдохновляет героев на подвиги. Ум и  воинственность слиты в ее образе. Что касается богини Лето, то имя  указывает на «жену», «мать». Как  мать близнецов Аполлона и Артемиды, она прославляется во всех мифах. Женщина – мать играет столь важную роль в мифах, что некоторые боги называются постоянно по имени матери, родившей и воспитавшей их. Так  Аполлон – Летоидом, т.е. происходящим от Лето, сыном Лето, как будто  у него нет отца, великого Зевса. Несомненным пережитком былого величия  женщины, главы и защитницы рода, являются также мифы об амазонках. Это  женщины воительницы, ведущие свое происхождение от самого бога войны  Ареса. В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену Героев, так же сказывается  воспоминание о давнем беспрекословном  подчинении женщине, воздействующей на мужчин некой таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке, дочери солнца – Гелиоса, превратившей спутников Одиссея в зверей благодаря магическим заклятиям. В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену героев и завораживающих их, также сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине, воздействующих на мужчин некой таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке, дочери Солнца — Гелиоса, превратившей спутников Одиссея в зверей, благодаря магическим заклятиям. Одним из известнейших женских образов архаики, глубоко укоренившихся и в поздней мифологической системе, оказался образ Великой матери богов, почитавшийся под многими именами (Кибела, Кивева, Индейская мать ) и отождествлявшейся с титанидой Реей. Великая мать требует себе беспрекословного подчинения, а отсюда и полного отречения мужчины от жизненных благ, любви к женщинам, к семье, то есть, строго аскетического поведения. Посвященные в таинства Кивевы уходят из мира, предавая себя в руки мрачной и страшной богини, оскопляют себя, чтобы не иметь потомства, служа одной великой владычице. На исходе хронической доолимпийской мифологии, когда представление о бессмертной божественной стиле достаточно укрепилось и когда безудержное плодородие земли самоограничилось, а стихийность и бесформенность божественного образа были осознаны как уродливое несовершенство, начали назревать новые тенденции, укреплявшие антропоморфизм нового потомства матери -Земли. Процесс порождения богов все еще продолжался, но он вступал в свой заключительный период, переходя к относительной стабильности. Зевс, его братья и сестры достигли высшей степени антропоморфизма, на который было способно греческое мифомышление патриархата, проходящего на смену материнской общине. Для укрепления патриархальной ступени общинно-родового строя имело значение первое разделение труда ( скотоводство отделилось от земледелия), способствующее более интенсивному развитию производительных сил, что в свою очередь вызвало к жизни новые производственные отношения и новую основу для поддержания отцовской власти. Женщина — мать, кормилица, воспитательница и защитница рода — уже не имела возможности в одном своем лице управлять сообществом родичей и обеспечивать ему пропитание и безопасность. Община в создавшихся новых условиях могла выжить и не потерять независимости только при упорядоченной организации всего хозяйства и семейных отношений. Разделение труда повлекло за собой и разделений функций в родовом коллективе. Женщина осталась все той же продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но ее деятельность ограничилась теперь хозяйственными работами, необходимыми для семьи, сохранением домашнего очага и целостности брака. Добытчиком средств к существованию и защитником от врагов, устроителем мирной жизни и предводителем в военных набегах стал мужчина, отец, вождь, глава рода, который подает мудрые советы и предводительствует в бою, то есть тот, кто в греческой мифологии неизменно именуется героем. Этот переход к героической мифологии патриархального рода происходит в Древней Греции в конце 3 тысячелетия, чтобы потом пережить свое наивысшее развитие и завершенность уже во 2 тысячелетии, совпадая в историческом плане с эпохой крито-микенского могущества.

 

 

 

 

  1. Классическая греческая архитектура и скульптура.

 

 

 Греческая архитектура. Жилые дома греков были очень простыми, делали их из глины и кирпича. Все свои силы и мастерство они обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними - гармонии. В архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались к низу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны была простой, без украшений. Колонны в дорическом стиле были в Парфеноне.

Ионический стиль был  распространен в греческих городах  Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя  часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец  ионического стиля - храм Бескрылой  Ники на Афинском Акрополе.

Ионический стиль более  изысканный, дорический - более простой  и тяжелый. В этих стилях отразились характеры двух древних греческих  племен: доряне, более простые и  неприхотливые, суровые, мужественные, не одобряли перемен. А ионяне любили все красивое, изящное, их характер легче, веселее, они стремились к  переменам.

Кроме храмов, строили театры и иные здания общественного назначения.

 

Скульптура. Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины, камня, прежде всего мрамора. Но выше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем начали делать и статуи выдающихся граждан.

Древние статуи были очень  простыми и даже примитивными. Это  прямо стоящие, как бы оцепеневшие  фигуры с тесно прижатыми к  телу руками. Со временем происходят огромные перемены. Скульпторы старались более  точно и правдиво передать фигуру бога или человека.

В 5 веке до н. э. в Греции творили  три прославленных скульптора - Фидий, Мирон и Поликлет. О Фидии вы уже знаете. Помимо статуи Афины, он создал и другую знаменитую скульптуру из золота и слоновой кости - статую Зевса в храме Зевса в Олимпии. Ее причисляли к семи чудесам света.

Мирона особенно привлекала задача показать в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как  бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск. Статуи победителей соревнований не были портретными, скульпторы стремились создать идеальный  образ гражданина.

Одна из известных статуй Поликлета - копьеносец. Поликлет выразил  в скульптуре идеал своего времени - разносторонне развитую личность. Он не только совершенен физически, как  атлет-победитель, он доблестный гражданин  и воин, храбрый и добрый.

Самым знаменитым скульптором  в 4 веке до н. э. был Пракситель. В  то время мастера все больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный  Праксителем Гермес с младенцем  Дионисом. Гермес изображен в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда. Сравните фигуру Гермеса и поликлетовского  копьеносца. Пракситель не стремился  показать физическую мощь в фигуре бога, а хотел подчеркнуть красоту  и грацию его тела.

Другая прославленная  статуя Праксителя - Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви  изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом  храме на острове Книд. Многие специально приезжали на Книд, чтобы увидеть  ее, а юноши влюблялись в нее  как в живую женщину.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура эпохи эллинизма

 

 

Александр, сын македонского царя филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был аристотель, а придворным художником - последний  великий скульптор классики лисипп. Практически ничего не известно о  том, как именно воспитывал аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себе воплощение идеи синтеза наук, он хотел через александра осуществить  идею синтеза культур. Масштабом  познаний аристотеля был весь мир, “ойкумена”, таким же должен был стать и  масштаб царствования александра. Примерно так воспринял сам царевич  свою историческую миссию: и македония, и греция стали для него лишь частью мирового пространства.

Первоначально его увлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр был полон решимости  устранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве  не должно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и запад были двумя различными мирами. Именно александр  впервые попытался слить их воедино. Судя по всему, александр македонский  был уверен, что не только завоевывает  и покоряет, но и исполняет великую  миссию приобщения азиатских народов  к высокой культуре эллады, что  на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр  победил восток, а восток победил  александра, переделав его на свой лад. То же самое произошло и с  греческой культурой. Несомненно, что  некоторые ее черты действительно  оказали влияние на местные религиозные  культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название “койне”, “общая речь”. Но и азиатская  культура повлияла в не меньшей степени  на древнегреческую. И все же то, что в результате получилось, заслуживает  особого внимания как первый в  истории эксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданию общемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек - это прежде всего гражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпоха эллинизма - синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской  и восточной культур.

Мир не был избавлен от конфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины александра его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалось четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. В дальнейшем на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен римской

Империей, постоянно шел  процесс брожения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натиском противников или  стихии все новые и новые государства. Богатейшее в свое время родосское  царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурные центры: пергамское царство, антиохийское царство и птолемеевский египет были побеждены римлянами. Таким  образом, атмосфера напряженности, беспокойства, неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи  эллинизма в целом. Лучшие, оригинальные творения пластического искусства  очень точно передают эмоциональное  напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозность времени. Такова знаменитая ника самофракийская, выдающийся скульптурный памятник эпохи  эллинизма, пятиметровая статуя крылатой богини победы, как бы объятой порывом  сильного ветра и готовой в  любую минуту взлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз пергамского алтаря (алтаря зевса), крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма, запечатлевший  апофеоз сражения между богами и  гигантами. Это скульптурные группы “лаокоон” и “фарнезский бык”, передающие борьбу людей со смертельной  опасностью.

В централизованно-бюрократических  государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа  властителя. Мощь государства подавляла  инициативу и активность. Рядовой  гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в  решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией  сильных мира сего. Изменяются отношения  между личностью и государством - возрастает отчуждение между ними. В результате человек стремится  уйти в себя, в глубину своих  переживаний. Духовную культуру эллинизма  отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек  начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписями или рельефами, изображающими  идиллические виды природы. Украшением частных домов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческие  каноны красоты, но в более миниатюрном, “одомашненном” виде. Входит в моду мелкая пластика. Особым спросом пользуется танагрская статуэтка, изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.

Информация о работе Крито-минойская культура